The Left in Peru: A Long Way to the Top

 
PIIS086904990016056-3-1
DOI10.31857/S086904990016056-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: academic secretary
Affiliation: Institute for Latin America, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 4
Pages104-115
Abstract

The article examines the historical evolution of the left movement in Peru. Due to specific conditions, Peruvian left could not manage to achieve stable political positions in the government for long time. The causes of this phenomena and new trends in the political processes in the Andean state stipulate the relevance of this study. In 2021, the candidate from the left party Pedro Castillo has won the presidential elections. The research proves that in the context of weakness of a political tradition and collapse of ideological solidarity, the implementation of the left-wing project will face extreme difficulties.

KeywordsPeru, left movement, left ideology, Comintern, political processes in Latin America
Received18.08.2021
Publication date24.09.2021
Number of characters30004
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Рассуждая о левом движении в Перу, уместно вспомнить старую шутку: оставьте четверых левых в комнате на достаточно долгое время, и они выйдут оттуда, принадлежа к пяти разным партиям. Характерной чертой перуанских левых на протяжении всей истории оставались разрозненность, размежевание и отсутствие объединяющего начала, способного вывести многочисленные региональные и локальные партии и организации на национальный уровень. Фактически, Перу была одной из немногих стран Латинской Америки, где левые на протяжении десятилетий не могли добиться устойчивых политических позиций во власти, даже в наиболее успешный для континентальных движений период «левого поворота» в начале XXI века [Окунева 2009; 3]. Кроме того, перуанским левым пришлось столкнуться с жестким и устойчивым оппонированием со стороны господствующих политических элит и непониманием в широких слоях общества. На протяжении долгого времени всякая идея перераспределения, расширения социальных гарантий или усиления роли государства в обществе демонизировалась представителями властной элиты как выражение радикальной, несостоятельной и, прежде всего, насильственной идеологии.
2

Истоки перуанских левых лежат в двадцатых годах XX века. Исторические процессы, происходившие тогда в стране1 сделали возможным появление двух национальных вариантов революционного движения, которые оспаривали первенство в битве за идеологическое лидерство и политическое представительство народных масс. Речь идет о неортодоксальном марксизме Хосе Карлоса Мариатеги (1894 – 1930) и апризме Виктора Рауля Айа де ла Торре (1895 – 1979).

* В этом процессе следует обозначить некоторые важные события. Во-первых, это забастовки и протесты трудящихся, которые выделили рабочий класс как важный элемент социального ландшафта; во-вторых, давление городских слоев; и, в-третьих, историческое завоевание 8-часового рабочего дня в 1919 г., которое показало организационную зрелость и потенциал рабочего движения. Правда, в конце того же года оно потерпело сокрушительное поражение в своей борьбе за удешевление продовольствия, в результате чего влияние анархистов достигло своих пределов и пошло на спад. Тем не менее, закаленное классовое сознание останется тем политическим капиталом, который спустя годы проявится на более высоких уровнях политической борьбы.
3 Их противостояние не было чисто формальным, но касалось широкого круга аспектов – теоретических, идеологических, политических и организационных. Среди них проблема империализма и его влияния на реальность Перу, характер революционной партии, ее социальная база, функции, специфика, способ формирования руководящего ядра и отношений с низовыми организациями и массами. Большая часть разногласий между Мариатеги и Айа де ла Торре лежала в плоскости борьбы за умы и политический выбор перуанского рабочего класса.
4 Мариатеги полгал, что что для революционной политики недостаточно одного только слова, но что в основе ее должны лежать новое сознание и новые формы организации, и в этом смысле преобладающее место в политической деятельности должна стать культура и становление человека нового типа [12, p. 611]. Ключевые этапы в деятельности Мариатеги – организация Первой конференции трудящихся Перу, публикация знаменитого труда «Семь очерков истолкования перуанской действительности» и создание коммунистической партии (первоначально социалистической, осн. в 1928 г.) – должны были служить основой для подготовки революции. В проекте программы социалистической партии он писал: «Практика марксистского социализма в настоящее время – это практика марксизма-ленинизма. Марксизм-ленинизм является революционным методом в эпоху империализма и монополий. Социалистическая партия принимает его в качестве своего метода борьбы» [Мариатеги 1963]. Для Мариатеги принципы марксизма были универсальными, но проявляющимися в разных странах своими специфическими чертами. Он считал необходимым понимание народного измерения партии с опорой на глубинное, исконное Перу, обусловленного сугубо перуанскими чертами общества с колониальными пережитками. Из чего следовала необходимость поиска собственных специфических форм политического и революционного действия [Aricó 2015].

Price publication: 0

Number of purchasers: 0, views: 475

Readers community rating: votes 0

1. Istoriya Peru s drevnejshikh vremen do kontsa XX veka. M., 2002.

2. Latinskaya Amerik. Politicheskie partii i sotsial'nye dvizheniya. Tom 3. M. ILA RAN, 1998.

3. Davydov V.M. Levyj drejf Latinskoj Ameriki. Svobodnaya mysl'. 2006. № 11.

4. Mariategi Kh.K. Sem' ocherkov istolkovaniya peruanskoj dejstvitel'nosti. M. Izdatel'stvo inostrannoj literatury, 1963.

5. Okuneva L.S. “Levyj povorot» i demokratiya v Latinskoj Amerike. Mezhdunarodnye protsessy. 2009. T. 7. № 19. S. 43-53.

6. Rossijskaya revolyutsiya, Komintern i Latinskaya Amerika, M., Nauka, 2018.

7. Sapata A. Marksizm v Peru, 1930-1992 // Latinoamerikanskij istoricheskij al'manakh. № 2, 2020 C. 218-248.

8. Khejfets L.S., Khejfets V.L. Komintern i Latinskaya Amerika. Lyudi. Struktury. Resheniya. M., 2019.

9. Schelchkov A.A. Komintern i neortodoksal'nyj latinoamerikanskij sotsializm: bor'ba s mariategizmom i rekabarrenizmom // Latinoamerikanskij istoricheskij al'manakh. № 26, 2020. S. 163-191.

Система Orphus

Loading...
Up