Opportunities and Limitations of Socio-Economic Adaptation in Crisis Conditions

 
PIIS086904990014673-2-1
DOI10.31857/S086904990014673-2
Publication type Article
Status Approved
Authors
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: The Russian Presidential Academy of National and Public Administration
Address: Russian Federation,
Abstract

The article examines the methodological prerequisites and results of in-depth interviews conducted in May 2020 in order to identify various aspects of the socio-economic adaptation of the population in the context of the crisis caused by the coronavirus pandemic. The tradition of phenomenological sociology, hermeneutics and narrative analysis are highlighted as a methodology for analyzing the content of in-depth interviews. The analysis of the content of the interviews made it possible to identify certain similarities and differences between the two groups of respondents, distinguished by the status of employment (employees and entrepreneurs) in terms of assessing the impact of the crisis on the situation of enterprises, business, features of socio-economic behavior, resources and adaptation practices. It is noted that in the context of the ongoing crisis, the features of the socio-economic adaptation of the population are associated not only with the status of employment, but also with the industry specifics, the presence of a formed portfolio of orders, the stability of the client base, and social capital.

Keywordsin-depth interviews, socio-economic adaptation, crisis, economic behavior
AcknowledgmentThe article was prepared as part of the research work of the state task of the RANEPA
Received17.04.2021
Number of characters54054
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В.Н. ТИТОВ
2 Возможности и ограничения социально-экономической адаптации в условиях кризиса1 1. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС
3 В статье обосновываются методологические предпосылки и результаты глубинных интервью, проведенных в мае 2020 г. с целью выявления различных аспектов социально-экономической адаптации населения в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса. В качестве методологии анализа содержания глубинных интервью выделены традиция феноменологической социологии, герменевтика и нарративный анализ. Анализ содержания интервью позволил выявить определенные черты сходства и различия между двумя группами респондентов, выделенных по статусу занятости (наемные работники и предприниматели) с точки зрения оценки влияния кризиса на положение предприятий / бизнеса, особенностей социально-экономического поведения, ресурсов и практик адаптации. Отмечено, что в условиях продолжающегося кризиса особенности социально-экономической адаптации населения связаны не только со статусом занятости, но и с отраслевой спецификой, наличием сформированного портфеля заказов, устойчивостью клиентской базы, социального капитала.
4 Ключевые слова: глубинные интервью, социально-экономическая адаптация, кризис, экономическое поведение
5 Титов Владимир Николаевич – доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории исследования социального развития Института социального анализа и прогнозирования Российской Академии народного хозяйства и государственной службы, Адрес: 119034, Пречистенская набережная, д.11. E-mail: titov-vn@ranepa.ru Контактный e-mail (не для публикации в журнале) yashiknash@list.ru Методологические предпосылки анализа социально-экономической адаптации на основе глубинных интервью
6 Разворачивающийся с начала 2020 г. мировой экономический кризис, спровоцированный пандемией коронавируса, продолжает оказывать серьезное негативное влияние на все сферы социально-экономической жизни населения. Эксперты сравнивают нынешний кризис по своим последствием с «Великой депрессией», нередко комментарии наполнены алармистскими настроениями. Среди наиболее пострадавших от кризиса и связанных с коронавирусом введенных ограничительных мер, оказались такие сферы экономики, как туризм, транспорт, гостиничный бизнес и общественное питание, оптовая и розничная торговля, производство, недвижимость, массовая культура. В наиболее уязвимом положении оказались при этом компании малого и среднего бизнеса, многие из которых были вынуждены закрыться либо перейти на «гибкий» режим функционирования, переводя своих сотрудников на дистанционную надомную работу, частичную, временную занятость. Неизбежными последствиями массовой глобальной безработицы и распространения «гибких» неформальных форм занятости становится рост бедности. Наибольшую устойчивость и даже рост деловой активности продемонстрировали в условиях нынешнего кризиса высокотехнологичные компании, обеспечившие в условиях дистанционной работы необходимые технологические возможности (видеоконференции, онлайн торговля, электронная почта, социальные сети, компьютерные игры, потоковые мультимедиа и т.п.). Продолжающийся кризис объективно усугубляет «риск социальной дистанции». Увеличение «социальной дистанции» проявляется в размывании источников доверия: рациональный расчет на выгодность поддержания деловых обязательств, приверженность общему ценностно-нормативному порядку, подтвержденные ранее обязательства, следование традиции, эмоциональные связи. Ожидаемым последствием кризиса может стать изменение принятых и освоенных ранее моделей и форм социально-экономического поведения, социальных представлений о профессионально-образовательных траекториях, путях и способах построения карьеры. С целью содержательного осмысления и понимания проблемы влияния современного кризиса на изменение ранее освоенных моделей социально-экономического поведения сотрудниками Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС в мае 2020 г. были проведены углубленные интервью с 24 респондентами, проживающими в региональных столицах Приволжского Федерального округа: Самара, Уфа, Ижевск, Оренбург, Нижний Новгород, Киров, Саратов, Пермь, Пенза, Йошкар-Ола, Ульяновск, Казань. Среди респондентов (30-55 лет, имеющие профессиональное образование и использующие его в работе, оценивающие свою профессиональную карьеру как «успешная» или «относительно успешная») были выделены две группы: 1. Работающие по найму – 12 интервью 2. Фрилансеры (индивидуальные предприниматели, самозанятые) – 12 интервью. Разделение респондентов на две группы по статусу занятости обусловлено исходным допущением о том, что оценка общего социально-экономического контекста, а также установки в отношении осуществления экономических практик, понимание способов адаптации к существующим условиям, в значительной степени связаны со статусом занятости. Условно с точки зрения уровня образования, дохода, профессионального статуса, самооценки социального положения респондентов можно отнести к «среднему классу». Исследователи придерживаются той точки зрения, что «среднему классу» присущи следующие функции:
  1. Экономические: поставщик высококвалифицированной рабочей силы; экономический донор (уплачивает налоги); создает спрос на потребительском рынке; рациональный инвестор; пополнение малого и среднего бизнеса.
  2. Функция социального стабилизатора.
  3. Политические функции: носитель демократических ценностей, активный и рациональный избиратель; гарант стабильности развития государства; социальный контролер органов государственной власти и местного самоуправления.
  4. Социальная функция проводника инновационных форм социально-экономической деятельности.
  5. Культурно-образовательные функции: интегратор, хранитель и распространитель ценностей, норм, традиций и законов обществ [Авраамова 2008; Григорьев 2001; Средние классы…2003; Средний класс…2009].
Можно предположить, что существующий экономический кризис мог оказать определенное влияние на реализацию тех или иных функций среднего класса. Представление результатов анализа и интерпретации глубинных интервью подчинено определенной логике, обусловленной задачами исследования, среди которых особое внимание обращено на выявление восприятия и оценки респондентами кризисной ситуации, ее влияния на ощущение стабильности социально-экономического положения, оценку рисков потери работы, снижения достигнутого уровня материального положения и статуса и т.п. В качестве методологической основы для интерпретации содержания глубинных интервью представляется целесообразным обратиться к наследию феноменологической социологии А. Шютца и философии М. Хайдеггера [Титов 2019]. Для А. Шютца предметом исследования является процесс социального познания и конституирования «жизненного мира». Интенциональность как сущностное качество активного познающего субъекта ориентирована на определение себя по отношению к социальной реальности. «Жизненный мир» человека как сфера его повседневности переживается им как результат взаимодействия с другими, на основе чего формируется «естественная установка» на реальность. Поскольку люди наделены способностью к интерпретации себя и мира, то этот мир оказывается достаточно пластичным для социального конструирования реальности. В основе социального познания лежат механизмы типизации и идеализации, определяющие возможности осуществления тех или иных практик. «Мир рабочих операций» задается двумя типами мотивов – мотивы «для того, чтобы» и «потому, что». У Хайдеггера в отличие от Шютца познание уходит на второй план по отношению к «бытию в мире». Рефлексия возникает только в случае нарушений, сбоев в практической деятельности человека. Человек в мире повседневности осуществляет те или иные практики, руководствуясь скорее имплицитным знанием, приобретаемым в процессе социализации в определенном социально-культурном контексте.; его связывает с миром освоенный им как само собой разумеющийся нормативный порядок. Социальное бытие человека проявляется в его практической ориентации на мир, умении компетентно использовать подручные вещи, не задумываясь понимать себя и свое окружение, говорить, что ожидают услышать другие – умении быть с другими в мире. Экзистенциальным выражением этой практической ориентации в мире является «забота», «озабоченность» решением повседневных практических проблем. Практическая деятельность у Хайдеггера определяется влиянием норм и представлений о «должных» или «правильных» путях и целях, которые диктует культурный контекст социума. «Социальная онтология» М. Хайдеггера позволяет прийти к пониманию социально-культурного фона путем выявления представлений о том, что респонденты рассматривают в качестве «естественного», «нормального». Идея о существовании человека в мире как его способности справляться с практическими жизненными вопросами дает возможность понять, что в данной социальной среде, обществе в целом признается в качестве «умения быть», что понимается под «правильным» образом жизни, «правильными» практиками. Концепция «заботы» предоставляет возможность приблизиться к пониманию того, что волнует или тревожит человека, занимающего ту или иную социальную позицию. Выделенные Хайдеггером мотивы «для того, чтобы» и «ради того, чтобы» расширяют границы понимания того, как человек в данном социальном контексте видит свои практические задачи, а также то, в чем могут состоять его предельные цели существования в мире. Кроме того, при интерпретации содержания глубинных интервью представляется целесообразным обращение к методологии анализа нарративов, поскольку интервью обычно содержат те или иные биографические описания в определенном временном и социальном контексте [Робертс 2004]. Интервью содержат интерпретации респондентами своей истории становления, описание карьерных траекторий, определенных драматических событий, через которые раскрывается личная и социальная идентичность респондента. Нарратив опирается на те ли иные преобладающие в обществе социокультурные дискурсы, верования, идеологии. Нарративы могут отражать реакции респондентов на те или иные социально-экономические процессы, кризисные ситуации. Содержание нарративов позволяет описывать жизненный мир повседневности респондентов в различных социальных средах (семья, работа, отдых, хобби, соседи и т.п.), определять те ресурсы (формы капиталов: экономический, социальный, культурный, административный), которые задействует человек для решения своих практических задач. Излагаемые в нарративах описания событий жизни человека выстраиваются в определенную последовательность событий, которые могут описываться в различных оценочных формах: стабильность, прогресс или регресс [Gergen 1999; Gergen, M.M., Gergen, K.J. 1984]. Форма представления нарратива также может немало сообщить о доминирующих в той или иной среде и социуме в целом культурных установках, стереотипах и т.п.

Система Orphus

Loading...
Up