Цифровая эволюция социально ориентированных некоммерческих организаций в условиях COVID-19

 
Код статьиS086904990014622-6-1
DOI10.31857/S086904990014622-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Казанский государственный энергетический университет
Адрес: Казань, Фучика 36-121
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 3
Страницы88-100
Аннотация

В современной цифровой реальности наличествует отраслевая дивергенция вовлеченности в цифровую эволюцию, а условия распространения COVID-19 позиционируются как внешние факторы-триггеры для активизации прохождения цифровой эволюции. Как условия пандемии поменяли вовлеченность организаций некоммерческого сектора в цифровую трансформацию вопрос актуальный, требующий исследования, представленного в данной статье. Цель исследования -   описать вовлеченность СО НКО в цифровую эволюцию в условиях пандемии, выделив этап развития.  Методы исследования: вторичный анализ полученных результатов поискового исследования методом неструктурированного интервью, дополнив их интерпретацией положениями концепции «цифровой эволюции»; анкетный опрос лидеров СО НКО и экспертов (N = 56) об восприятии кризиса и цифровой эволюции. Результаты исследования.Выявлены: во-первых, цифровая эволюция традиционных СО НКО сферы услуг идентифицируется с этапом сетевизации; во-вторых,в условиях пандемии и он-лайн практик у большинства организаций некоммерческого сектора эффективность деятельности не изменилась, а 26% СО НКО повысилась; в-третьих,активизация прохождения цифровой эволюции СО НКО в условиях пандемии, что работает на верификацию позиционирования условий «кризиса 2020» как фактора-триггера цифровой эволюции.

Ключевые слованекоммерческий сектор, некоммерческие организации сферы услуг, цифровая трансформация, цифровизация, пандемия, covid-19
Получено12.04.2021
Дата публикации27.06.2021
Кол-во символов26260
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В современных зарубежных практиках непрямого государственного управления и новой благотворительности некоммерческие организации (НКО) стали ключевыми производителями социальных услуг [Salamon 2014]. Они интегрируются в современную цифровую реальность наряду с бизнесом, адаптируясь к динамике изменений цифровых технологий, структуры рынка, и отвечая потребностям клиентов [Shafiee Nahrkhalaji, Shafiee S, Shafiee M, Hvam 2018].
2 В видовой структуре некоммерческих организаций Российской федерации выделен самостоятельный тип НКО – социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО). Они функционируют как негосударственные поставщики социальных услуг в сферах здравоохранения, образования, социального обслуживания, физкультуры и спорта. Последнее десятилетие для таких НКО активно вводят меры государственной поддержки с целью развития рынка социальных услуг.
3 Общеизвестно, что в 2020 году в условиях пандемии некоммерческие организации (НКО), как и все хозяйствующие субъекты, столкнулись с новыми вызовами. В частности, произошло секвестирование региональных бюджетных средств государственной поддержки СО НКО в виде субсидий с переориентацией на другие финансовые инструменты по приоритетным направлениям (выделение безвозвратных целевых единоразовых выплат, льготные кредиты и ссуды, софинансирование заработной платы сотрудников и т.д.). Сократилось количество конкурсов для некоммерческого сектора, а деятельность СО НКО была приостановлена в связи с резким ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки в апреле 2020 года [Кулькова, Сабирова 2020]. Вместе с тем в условиях «кризиса 2020» в РФ началась акция взаимопомощи #МыВместе, которую активно поддержали и в субъектах РФ. Она прошла успешно благодаря использованию цифровых сервисов [Кулькова, Сабирова 2020]. Пандемия для российского некоммерческого сектора стали импульсом к развитию практик взаимопомощи, межсекторного социального партнерства (государства-бизнеса-НКО-население), консолидации некоммерческого сектора в образовании коалиций и переводу деятельности ряда СО НКО в online-режим [Кулькова 2020]. В сложившейся ситуации вовлеченность в цифровую эволюцию для организаций третьего сектора, с одной стороны, становится детерминантным фактором, который определяет перспективы развития и конкурентные позиции НКО в будущем, и, с другой стороны, раскрывает потенциальные направления для государственной поддержки некоммерческого сектора на федеральном и субфедеральном уровнях власти. Справедливости ради отметим, что и до пандемии региональные некоммерческие организации проводили проекты по активизации гражданских инициатив1 на цифровых платформах2 с использованием социальных сетей, чтобы снизить трансакционные издержки, одновременно увеличив охват и масштаб проектов. Так, с 2015 года в Республике Татарстан (РТ) стартовал проект «Карта инициатив», который функционирует как краудфандинговая платформа и коммуникационная площадка стейкхолдеров (государства, бизнеса, НКО, активных граждан) по обсуждению инициатив3. Его сейчас выполняет Региональное общественное движение РТ «Наше дело», Данная тенденция соответствует современным трендам «цифровой эволюции». 1. Барс, поедающий эчпочмаки, и краундфандинг: как проект «Карта инициатив» помогает реализовывать идеи татарстанцев [электронный ресурс] - URL: >>>> (дата обращения: 2.04.2021).

2. Карта инициатив [электронный ресурс] - URL: https://tatar.kartainiciativ.ru/ (дата обращения: 2.04.2021).

3. Перезапустился сайт  >>>> [электронный ресурс] - URL: >>>> (дата обращения: 2.04.2021).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 622

Оценка читателей: голосов 0

1. Вишнева К.В. (2019) Цифровизация некоммерческого сектора // Ученые записки ТОГУ. №4. С.49-52

2. Григорьева Н.С., Чубарова Т.В. (2020) Междисциплинарность в теории и на практике: примеры социальной политики //Общественные науки и современность. №3. С.170 DOI:10.31857/S086904990010077-6

3. Кулагин В., Сухаревский А., Мефферт Ю. (2020) Digital @ Scale: настольная книга по цифровизации бизнеса.- М.: Интеллектуальная Литература.

4. Кулькова В.Ю. (2020) Некоммерческий сектор и государственная поддержка некоммерческих организаций сферы услуг в РФ в условиях «кризиса - 2020» // Государственное управление. Электронный вестник. № 80. С.5-21 DOI:10.24411/2070-1381-2020-10061

5. Кулькова В.Ю., Сабирова А.Р. (2020) Деятельность некоммерческих организаций сферы услуг в Республике Татарстан в условиях COVID-19 // Russian Journal of Management. № 4. С. 171-175

6. Молчанов И.Н., Молчанова Н.П. (2020) Влияние цифровизации на управление финансами социально ориентированных некоммерческих организаций // Вопросы управления. № 6. С. 40–58.

7. Петрище В.И. (2020) Использование СМИ информационно-психологического воздействия на аудиторию //Медиаисследования 2020 / Под ред. Т.А. Семилет, И.В. Фотиевой. — Барнаул: изд-во АлтГУ. С.224-229

8. Романова А.И., Ильина Е.В. Рахматуллин А.И. (2015) Формирование и трансформация капитала на рынке информационных услуг в региональной экономике// Вестник экономики, права и социологии. № 1. С. 45-50.

9. Тоффлер Э (2010) Третья волна. - М.: АСТ.

10. Хабермас Ю. (2001) Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб.: Наука.

11. Bell D. (1973) The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y.: Basic Books, Inc.

12. Castells M. (1992) The Informational City: Economic Restructuring and Urban Development. Wiley-Blackwell.

13. Castells M. (2009) The Rise of the Network Society. Information Age, vol. 1; 2nd Edition with a New Preface edition. Wiley-Blackwell

14. Habermas J. (1995) Theory of communicative action. Fr. am M.: Suhrkamp.

15. Kolmakov V. (2020) Sharing economy impact on ownership transformation and regional performance// Journal of Critical Reviews. 7(5). pр. 514-518. doi:10.31838/jcr.07.05.109

16. Polyakova A. G., Loginov M. P., Strelnikov E. V., & Usova N. V. (2019) Managerial decision support algorithm based on network analysis and big data // International Journal of Civil Engineering and Technology. 10(2). pp 291-300.

17. Polyakova A., Kolmakov V., & Pokamestov I. (2020) Data-driven HR analytics in a quality management system // Quality - Access to Success. 21(176). pp. 74-80.

18. Swaminathan J. Mefferd (2017) Digital @ Scale: The Playbook You Need to Transform Your Company. New Jersey: Wiley.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх