The Armenian Info-political Rift

 
PIIS086904990013998-9-1
DOI10.31857/S086904990013998-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior councilor, Foreign Affairs Ministry of Russia (retired)
Affiliation:
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 1
Pages145-156
Abstract

Using diverse methodological approaches (J. Nye’s liberal realism concept of “soft power”, the neomarxist A. Gramshi’s concept of “hegemony”, the poststructuralist theory of ideology by L. Althusser, the suggestion and countersuggestion conception by B. Porshnev) the author analyses the activities of the pro-Western NGOs and media, the state of public consciousness in Armenia before and after the 44-days Karabach war of 2020. Changes in the perceptions of the citizens and the tactics of political spin-doctors in the aftermath of the war in conditions of countersuggestion and critical attitudes of the public as well as awareness of the dire consequences for the country of the performance of the Pashinyans’ government are examined. The author notes that the pro-Western NGOs and media turn from “soft power” promoting a positive image of the object (the aggregate West and incumbent authorities) to give priority to “soft power in reverse” – creating a negative image of the adversary, namely “demonizing” and discrediting Russia. Measures to consolidate the information space of Armenia and Russia to counter the antiRussian line are proposed.

KeywordsArmenia, Russia, EU, “soft power”, media, NGO, colour revolution
Received26.02.2021
Publication date03.03.2021
Number of characters37279
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 После распада СССР Армения постоянно была объектом соперничества мировых центров силы за культурно-цивилизационную, геополитическую, геостратегическую и экономическую ориентацию общества страны и ее элит. Ориентация общества чрезвычайно важна, так как она создает либо благоприятную, либо неблагоприятную среду для той или иной стороны, с точки зрения продвижения своих национальных интересов. В научной литературе прочно утвердилась и вошла в широкий обиход в публицистике концепция «мягкой силы» Дж. Ная [Nye 1990]. Характерны названия его книг: «Обреченные лидировать: меняющаяся природа американской силы», «Мягкая сила: средства достижения успеха в мировой политике». Насильственному принуждению субъектом объекта против его воли противопоставлено добровольное подчинение объекта неявному доминированию субъекта власти. Как отмечено в [Юдин 2015], не существует специфических «ресурсов мягкой силы» или «ресурсов жесткой силы»: каждый участник международных взаимодействий (неважно, государственный или негосударственный) обладает запасом материальных и нематериальных ресурсов. И «жесткая», и «мягкая сила» в зависимости от контекста или от целей могут применять любой тип ресурсов, имеющихся в его распоряжении, а чаще всего – из их сочетания. Так происходит переход от «мягкой силы» к «цветной революции» [Нарочницкая 2008; Манойло 2015; Наумов 2015].
2 Дж. Най в теории международных отношений по существу ввел в оборот основы концепции «культурно-идеологической гегемонии» А. Грамши, основателя Итальянской коммунистической партии, размышлявшего в русле неомарксизма. В 1930–1940-х гг. в «Тюремных тетрадях» он поставил под вопрос жесткую детерминированность надстройки базисом, предложив концепцию гегемонии: господство класса основано не только на принуждении, но и на идеологическом доминировании, которое проводится через институты гражданского общества (партии, профсоюзы, образовательные и культурные учреждения, церковь, СМИ и т.д.) [Грамши 1991]. В неомарксизме и постмарксизме утверждалось мнение о рядоположенности уровней общественной формации и, соответственно, о существенной роли идеологии в состоянии общественного сознания.
3 В период еврокоммунизма как политической практики западноевропейских компартий концепцию развивал уже в русле постмарксизма французский философ Л. Альтюссер. Исходя из замечания Энгельса о материалистическом понимании истории (базис определяет надстройку лишь «в конечном счете» [Энгельс 1965]), Альтюссер в работе «За Маркса» считал, что «одинокий час конечного счета никогда не приходит». Концепция его идеологии во многом исходит из понятия «коллективных представлений» позитивиста Э. Дюркгейма [Дюркгейм 1995; Strawbridge 1982]. Идеология – это система репрезентаций (образов, мифов, идей и понятий), наделенная особым существованием и ролью в обществе [Althusser 1965, 238].

Number of purchasers: 1, views: 606

Readers community rating: votes 0

1. Anan'ev A.V. (2021) Vnutripoliticheskoe polozhenie v Armenii posle karabakhskogo konflikta // Mezhdunarodnaya zhizn'. №2. S. 94–111.

2. Gramshi A. (1991) Tyuremnye tetradi (chast' 1). M.: Politizdat.

3. Mankhejm K. (1994) Ideologiya i utopiya // Mankhejm K. Izbrannoe. Diagnoz nashego vremeni. S. 7–276. M.: Yurist'.

4. Dyurkgejm Eh. (1995) Predstavleniya individual'nye i predstavleniya kollektivnye // Dyurkgejm Eh. Sotsiologiya. Ee predmet, metod, prednaznachenie / Per. s fr. A. B. Gofmana. M.: Kanon. S. 208–243.

5. Kerimov A.A., Verbitskaya T.V. (2019) Tsvetnaya revolyutsiya kak ugroza politicheskoj sisteme gosudarstva: problemy opredeleniya // Voprosy upravleniya. № 2 (38). S. 6–15. DOI 10.18413/2075-4458-2019-46-1-154-161

6. Manojlo A.V. (2015) Tsvetnye revolyutsii i tekhnologii demontazha politicheskikh rezhimov // Mirovaya politika. № 1. S. 1–19. DOI: 10.7256/2306-4226.2015.1.12614 (https://nbpublish.com/ library_read_article. php?id=12614).

7. Narochnitskaya N.A. (2008) Oranzhevye seti: ot Belgrada do Bishkeka. SPb.: Aleteya.

8. Naumov A.O. (2016) «Myagkaya sila», «tsvetnye revolyutsii» i tekhnologii smeny politicheskikh rezhimov v nachale KhKhI veka. M.: Argamak-Media.

9. Novikov O.G., Ryzhikova D.A., Vysotskij R.N. (2018) Ob'ektivnye i sub'ektivnye predposylki vozniknoveniya tsvetnykh revolyutsij v XXI veke // Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. T. 8. № 1 (31). S. 41–56.

10. Porshnev B.F. (1971) Kontrsuggestiya i istoriya

11. // «Istoriya i psikhologiya». Sbornik statej. Pod redaktsiej L.I. Antsyferovoj i B.F. Porshneva. M.: Nauka. S. 7–35.

12. Subbotina N.D. (2018) Suggestiya i kontrsuggestiya v obschestve. M.: URSS.

13. Ehngel's F. (1965) Pis'mo J. Blokhu. 21[—22] sentyabrya 1890 g. // K. Marks i F. Ehngel's. Sochineniya. M.: Politizdat. Izd. 2-e. T. 37. S. 393–397.

14. Yudin N. (2015) Sistemnoe prochtenie fenomena myagkoj sily // Mezhdunarodnye protsessy, T. 13. № 2. S. 96–105. DOI: 10.17994/IT.2015.13.2.41.7

15. Althusser L. (1970) L’ideologie et les appareils ideologiques d’etat. La Pensee, no. 151, pp. 3–38.

16. Althusser L. (1965) Pour Marx. Paris: Maspero.

17. Ananiev A.V. (2021) Vnutripoliticheskoe polozhenie v Armenii posle karabakhskogo konflikta [The Political Situation in Armenia in the Aftermath of the Karabakh Conflict]. Mezhdunarodnaja zhizn', no. 2, pp. 94–111.

18. Durkheim E. (1995) Predstavlenija individual'nye i predstavlenija kollektivnye [Sentiments Individual and Sentiments Collective]. Durkheim E. Sociologija. Ee predmet, metod, prednaznachenie [Sociology. Its Subject, Method, Purpose]. Moscow: Kanon, pp. 208–243.

19. Engels F. (1965) Pis'mo J. Blohu. 21[–22] sentjabrja 1890 g. [A Letter to J. Bloch. 21[–22] September 1890] in: K. Marx and F. Engels. Sochinenija [Collected Works]. Mjscow: Politizdat. 2nd Edition, vol. 37. pp. 393–397.

20. Gramshi A. (1991) Tjuremnye tetradi (chast' 1) [The Prison Notebooks (Part I)]. Moscow: Politizdat.

21. Judin N. (2015) Sistemnoe prochtenie fenomena mjagkoj sily [A System Reading of the Soft Power Phenomenon]. Mezhdunarodnye processy, vol. 13, no. 2, pp. 96–105. DOI: 10.17994/IT.2015.13.2.41.7.

22. Kerimov A.A., Verbickaja T.V. (2019) Cvetnaja revoljucija kak ugroza politicheskoj sisteme gosudarstva: problemy opredelenija [The Colour Revolutions as a Threat to the Political System of the State: Problems of Definition]. Voprosy upravlenija, no. 2 (38), pp. 6–15. DOI: 10.18413/2075-4458-2019-46-1-154-161.

23. Manheim K. (1994) Ideologija i utopija [Ideologie and Utopia]. Mannheim K. Izbrannoe. Diagnoz nashego vremeni [Selected Works. The Diagnosis of Our Time]. Moscow: Jurist.

24. Manoylo A.V. (2015) Cvetnye revoljucii i tehnologii demontazha politicheskih rezhimov [Colour Revolutions and the Technology of Dismantling Political Regimes]. Mirovaja politika, no. 1, pp. 1–19. DOI: 10.7256/2306-226.2015.1.12614 (https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12614).

25. Narochnitskaya N.A. (2008) Oranzhevyye seti: ot Belgrada do Bishkeka [The Orange Nets: From Belgrade to Bishkek]. St.-Petersburg: Aleteya.

26. Novikov O.G., Ryzhikova D.A., Vysockij R.N. (2018) Ob’ektivnye i sub’ektivnye predposylki vozniknovenija cvetnyh revoljucij v XXI veke [Objective and Subjective Prerequisites of Colour Revolutions in the XXI Century]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta, vol. 8, no. 1 (31), pp. 41–56.

27. Naumov A.O. (2016) «Myagkaya sila», «tsvetnyye revolyutsii» i tekhnologii smeny politicheskikh rezhimov v nachale KhKhI veka. [“Soft Power”, “Colour Revolutions” and the Technologies of Changing Political Regimes in the Early XXI Century]. Moscow: Argamak-Media.

28. Nye J. S. (1990) Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. New York: Basic Books.

29. Nye J.S. (2004) Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs.

30. Porshnev B.F. (1971) Kontrsuggestija i istorija [Countersuggextion and History]. Istorija i Psihologija [History and Psychology]. L.I. Ancyferova, B.F. Porshnev (eds). Moscow: Nauka, pp. 7–35.

31. Strawbridge S. (1982) Althusser’s Theory of ideology and Durkheim’s account of Religion. The Sociological Review, no. pp. 125–139.

32. Subbotina N.D. (2018) Suggestija i kontrsuggestija v obshhestve [Suggestion and Countersuggestion in Society]. Moscow: URSS.

Система Orphus

Loading...
Up