Educational policy in Arab countries as a factor of nation-building (on the example of Morocco, Algeria and Lebanon)

 
PIIS086904990013052-9-1
DOI10.31857/S086904990013052-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO)
Address: Moscow, 23, Profsoyuznaya Str., Moscow 117997, Russian Federation
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 6
Pages90-102
Abstract

The article examines the problem of conducting educational policy in multicomponent societies (in ethnic and religious composition) in Morocco, Algeria and Lebanon. An analysis of the specifics of educational policy in these societies was carried out and the main reasons for the lag in education both from the Western standard and within various regions in these countries were identified. A special role in the formation of modern society, nation-building in complex societies is assigned to the education system and especially to the subjects of history and geography that form the citizen of society. However, Morocco, Algeria and Lebanon are successfully implementing only a strategy for the development of mathematical and exact disciplines, which are given a leading place in school education (we can say that three Arab countries continue the traditions of their great ancestors). In the humanities, the focus is on teaching languages, while history, geography, and literature remain “peripheral” disciplines in school curricula. The author has proposed ideas for further reforming the education system in these countries in order to create a single nation and prevent conflicts on religious and ethnic grounds.

KeywordsNorthern Africa, Lebanon, educational policy, Arab countries, nation-building, multicomponent societies
Received28.12.2020
Publication date29.12.2020
Number of characters37953
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Марокко, Алжир и Ливан, подобно другим переходным обществам, включены в систему мирового общения, законы которого определяют непрерывно обновляющееся Знание и научно-техническая революция. Давно отмечено: определяющее место в процессах НТР принадлежит личности, существенно влияющей на характер развития общества, темпы его экономического роста и вовлечение в “водоворотˮ массовых слоев населения (иначе называемом развитием).
2 Ключевым элементом, формирующим личность современного (или “новоевропейскогоˮ) типа, выступает национальная система образования в единстве ее начальной, средней и высшей (а также “поствысшейˮ) ступеней. Власти Марокко, Алжира и Ливана вынуждены синхронно действовать на двух направлениях: 1) приобщения к необходимым для модернизации общества знаниям вступающих в активную жизнь поколений (демографических когорт) и 2) восполнения образовательных “пробеловˮ у значительной части экономически активного (взрослого) населения, по различным причинам лишенных интеллектуальной и профессиональной подготовки для участия в процессах социальной трансформации
3 Системы образования, формирование современного мировоззрения “традиционнойˮ личности (то есть слабо затронутой процессами культурной, социальной и экономической социализации) попутно создают “строительный материалˮ для гражданских отношений и гражданского общества. Однако сам процесс модернизации (“совокупного производителяˮ, пользуясь лексикологией К. Маркса) в своих “классическихˮ западноевропейских условиях претерпевал не только восходящие, но также и боковые “попятныеˮ движения [Кожокин 2005, с. 15–19]. В Северной Африке и Восточном Средиземноморье, изначально отстававшим от Запада по темпам и глубине социально-исторических процессов, препятствия на пути совершенствования их обществ многократно превышали барьеры развитию “ядраˮ индустриально-капиталистической цивилизации.
4 Сегодня развивающиеся страны активно вовлекаются в процессы мирового технологического и культурного подъема – ученые из разных стран разрабатывают и реализуют совместные проекты, предлагают новые концепции развития. Современная молодежь технически более подготовлена по сравнению с предыдущими поколениями. Однако в этой среде все чаще вспыхивают конфликты, нередко из-за невежества и исторической безграмотности. Статистические данные лишь подтверждают эту грустную тенденцию – все больше учащихся не хотят продолжать обучение в школе и институтах, так как не видят в этом никакого смысла.
5 Особые опасения вызывают подобные процессы в сложносоставных обществах, где историческая, культурная неграмотность среди простого населения – основной источник междоусобных войн и затяжных конфликтов. В статье выделены примечательные примеры проведения образовательной политики государства в наиболее сложных арабских обществах – марокканском, алжирском и ливанском, – и выявлены особенности образовательной политики в этих государствах, роли в обществе, а также причины ее отставания от международных стандартов и возможные последствия для дальнейшего развития стран региона.

Number of purchasers: 1, views: 1155

Readers community rating: votes 0

1. Algérie (2008) La loi no 08-04 du 23 janvier 2008, sur l’orientation de l’éducation nationale (https://www.mesrs.dz/).

2. Benrabah M. (2004) Language and politics in Algeria. Nationalism and Ethnic Politics, vol. 10, issue 1, pp. 59–78. DOI: 10.1080/13537110490450773

3. Degorge B. (2002) The Modernization of Education: A Case Study of Tunisia and Morocco. The European Legacy, vol. 7, no. 5, pp. 579–596. DOI: 10.1080/1084877022000006780

4. Ennaji M. (2009) Multiculturalism, citizenship, and education in Morocco. Mediterranean Journal of Educational Studies, vol. 14, no. 1, pp. 5–26.

5. Errihani M. (2017) English Education Policy and Practice in Morocco. English Language Education Policy in the Middle East and North Africa. Ed. by Kirkpatrick P. Springer, pp. 115–132. DOI 10.1007/978-3-319-46778-8_8

6. Ifadem (2020) Liban. Système éducatif (http://www.ifadem.org/fr/pays/liban/systeme-educatif).

7. Kozhokin E.M. (2005) Istoriya bednogo kapitalizma. Frantsiya XVIII – pervoy polovini XIX veka [History of poor capitalism. France of the XVIII – first half of the XIX century]. Moscow: ROSSPEN.

8. Le Roux Ch.S. (2017) Language in education in Algeria: a historical vignette of a ‘most severe’ sociolinguistic problem. Language & History, vol. 60, no. 2, рp. 112–118. DOI 10.1080/17597536.2017.1319103

9. Nazih A. (2019) Les 2/3 des écoliers quasi analphabètes à la sortie du primaire. L’Economiste.com, no. 5641, 26 novembre.

10. Prozhogina S.V. (2013) Alzhir [Algeria]. Obrazovaniye v Afrike. Ed. by. N.A. Zherlitsina. Moscow: Institute for African Studies, pp. 242–253.

11. Séminaire International (2013) Didactisation et axilogisation en langues étrangères. Biskra, 1 et 2 décembre (http://fll.univ-biskra.dz/index.php/en/%D8%A7%D9%84%D8%A8%D8%AD%D8%AB-%D8%A7%D9%84%D8%B9%D9%84%D9%85%D9%8A-4/%D8%A7%D9%84%D9%85%D9%84%D8%AA%D9%82%D9%8A%D8%A7%D8%AA-2/9-2017-04-20-09-26-31/60-seminaire-international).

12. Shamaa (2019) قاعدة معلومات شمعة التربوية (http://www.search.shamaa.org): Educational Database.

13. UNESCO (2006a) La République libanaise (http://www.ibe.unesco.org/fileadmin/user_upload/archive/Countries/WDE/2006/ARAB_STATES/Lebanon/Lebanon.htm).

14. UNESCO (2006b) Le Royaume du Maroc (http://www.ibe.unesco.org/fileadmin/user_upload/archive/Countries/WDE/2006/ARAB_STATES/Morocco/Morocco.htm).

15. Van Ommering E. (2015) Formal history education in Lebanon: Crossroads of past conflicts and prospects for peace. International Journal of Educational Development, vol. 41, pp. 200–207. DOI 10.1016/j.ijedudev.2014.06.009

16. Wagner D.A., Lotfi A. (1980) Traditional Islamic Education in Morocco: Sociohistorical and Psychological Perspectives. Comparative Education Review. June, pp. 238–251.

Система Orphus

Loading...
Up