Образовательная политика в арабских странах как фактор нациестроительства (на примере Марокко, Алжира и Ливана)

 
Код статьиS086904990013052-9-1
DOI10.31857/S086904990013052-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН
Адрес: Москва, РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 6
Страницы90-102
Аннотация

В статье рассмотрена проблема образовательной политики в многокомпонентных обществах (в этническом и религиозном составе) – в Марокко, Алжире и Ливане. Проанализирована ее специфика в этих обществах и выявлены основные причины отставания образования как от западного стандарта, так и внутри различных регионов в этих странах. Особая роль в формировании современного общества, нациестроительства в сложносоставных обществах отводится системе образования и, особенно, истории и географии, формирующим гражданина. Однако пока Марокко, Алжир и Ливан успешно реализуют стратегию развития математических и точных дисциплин, которым отводится ведущее место в школьном образовании (можно сказать, что три арабские страны продолжают традиции своих великих предков). В гуманитарных дисциплинах основное внимание уделяется преподаванию языков, тогда как история, география, литература остаются "периферийными" дисциплинами в школьных программах. Автор предлагает идеи дальнейшего реформирования системы образования в этих странах с целью создать единую нацию и не допустить конфликтов на религиозной и этнической почве.

Ключевые словаСеверная Африка, Ливан, образовательная политика, арабские страны, нациестроительство, многосоставные общества
Получено28.12.2020
Дата публикации29.12.2020
Кол-во символов37953
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Марокко, Алжир и Ливан, подобно другим переходным обществам, включены в систему мирового общения, законы которого определяют непрерывно обновляющееся Знание и научно-техническая революция. Давно отмечено: определяющее место в процессах НТР принадлежит личности, существенно влияющей на характер развития общества, темпы его экономического роста и вовлечение в “водоворотˮ массовых слоев населения (иначе называемом развитием).
2 Ключевым элементом, формирующим личность современного (или “новоевропейскогоˮ) типа, выступает национальная система образования в единстве ее начальной, средней и высшей (а также “поствысшейˮ) ступеней. Власти Марокко, Алжира и Ливана вынуждены синхронно действовать на двух направлениях: 1) приобщения к необходимым для модернизации общества знаниям вступающих в активную жизнь поколений (демографических когорт) и 2) восполнения образовательных “пробеловˮ у значительной части экономически активного (взрослого) населения, по различным причинам лишенных интеллектуальной и профессиональной подготовки для участия в процессах социальной трансформации
3 Системы образования, формирование современного мировоззрения “традиционнойˮ личности (то есть слабо затронутой процессами культурной, социальной и экономической социализации) попутно создают “строительный материалˮ для гражданских отношений и гражданского общества. Однако сам процесс модернизации (“совокупного производителяˮ, пользуясь лексикологией К. Маркса) в своих “классическихˮ западноевропейских условиях претерпевал не только восходящие, но также и боковые “попятныеˮ движения [Кожокин 2005, с. 15–19]. В Северной Африке и Восточном Средиземноморье, изначально отстававшим от Запада по темпам и глубине социально-исторических процессов, препятствия на пути совершенствования их обществ многократно превышали барьеры развитию “ядраˮ индустриально-капиталистической цивилизации.
4 Сегодня развивающиеся страны активно вовлекаются в процессы мирового технологического и культурного подъема – ученые из разных стран разрабатывают и реализуют совместные проекты, предлагают новые концепции развития. Современная молодежь технически более подготовлена по сравнению с предыдущими поколениями. Однако в этой среде все чаще вспыхивают конфликты, нередко из-за невежества и исторической безграмотности. Статистические данные лишь подтверждают эту грустную тенденцию – все больше учащихся не хотят продолжать обучение в школе и институтах, так как не видят в этом никакого смысла.
5 Особые опасения вызывают подобные процессы в сложносоставных обществах, где историческая, культурная неграмотность среди простого населения – основной источник междоусобных войн и затяжных конфликтов. В статье выделены примечательные примеры проведения образовательной политики государства в наиболее сложных арабских обществах – марокканском, алжирском и ливанском, – и выявлены особенности образовательной политики в этих государствах, роли в обществе, а также причины ее отставания от международных стандартов и возможные последствия для дальнейшего развития стран региона.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1163

Оценка читателей: голосов 0

1. Кожокин Е.М. (2005) История бедного капитализма. Франция XVIII – первой половины XIX века. М.: РОССПЭН.

2. Прожогина С.В. (2013) Алжир // Образование в Африке / Отв. ред. Н.А. Жерлицына. М.: Институт Африки. С. 242–253.

3. Algérie (2008) La loi no 08-04 du 23 janvier 2008, sur l’orientation de l’éducation nationale (https://www.mesrs.dz/).

4. Benrabah M. (2004) Language and politics in Algeria // Nationalism and Ethnic Politics. Vol. 10. Issue 1. Рp. 59–78. DOI: 10.1080/13537110490450773

5. Degorge B. (2002) The Modernization of Education: A Case Study of Tunisia and Morocco // The European Legacy. Vol. 7. No. 5. Pp. 579–596, DOI: 10.1080/1084877022000006780

6. Ennaji M. (2009) Multiculturalism, citizenship, and education in Morocco // Mediterranean Journal of Educational Studies. Vol. 14. No. 1. Pp. 5–26.

7. Errihani M. (2017) English Education Policy and Practice in Morocco // English Language Education Policy in the Middle East and North Africa / Ed. by Kirkpatrick P. Springer. Pp. 115–132. DOI 10.1007/978-3-319-46778-8_8

8. Ifadem (2020) Liban. Système éducatif (http://www.ifadem.org/fr/pays/liban/systeme-educatif).

9. Le Roux Ch.S. (2017) Language in education in Algeria: a historical vignette of a ‘most severe’ sociolinguistic problem // Language & History. Vol. 60. No. 2. Pp. 112–118. DOI 10.1080/17597536.2017.1319103

10. Nazih A. (2019) Les 2/3 des écoliers quasi analphabètes à la sortie du primaire // L’Economiste.com. No. 5641. 26 novembre.

11. Séminaire International (2013) Didactisation et axilogisation en langues étrangères. Biskra, 1 et 2 décembre (http://fll.univ-biskra.dz/index.php/en/%D8%A7%D9%84%D8%A8%D8%AD%D8%AB-%D8%A7%D9%84%D8%B9%D9%84%D9%85%D9%8A-4/%D8%A7%D9%84%D9%85%D9%84%D8%AA%D9%82%D9%8A%D8%A7%D8%AA-2/9-2017-04-20-09-26-31/60-seminaire-international).

12. Shamaa (2019) قاعدة معلومات شمعة التربوية. Educational Database (http://www.search.shamaa.org).

13. UNESCO (2006a) La République libanaise (http://www.ibe.unesco.org/fileadmin/user_upload/archive/Countries/WDE/2006/ARAB_STATES/Lebanon/Lebanon.htm).

14. UNESCO (2006b) Le Royaume du Maroc (http://www.ibe.unesco.org/fileadmin/user_upload/archive/Countries/WDE/2006/ARAB_STATES/Morocco/Morocco.htm).

15. Van Ommering E. (2015) Formal history education in Lebanon: Crossroads of past conflicts and prospects for peace // International Journal of Educational Development. Vol. 41. Pp. 200–207. DOI 10.1016/j.ijedudev.2014.06.009

16. Wagner D.A., Lotfi A. (1980) Traditional Islamic Education in Morocco: Sociohistorical and Psychological Perspectives // Comparative Education Review. June. Pp. 238–251.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх