Восстание сапатистов: нищие мексиканские индейцы против мирового неолиберального капитализма

 
Код статьиS086904990012705-7-1
DOI10.31857/S086904990012705-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Алтайский государственный институт культуры
Адрес: Российская Федерация, Барнаул, ул. Юрина, д. 277
Аффилиация: Алтайский государственный институт культуры
Адрес: Российская Федерация, Барнаул
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 1
Страницы157-167
Аннотация

Изложена краткая хронология антиправительственных выступлений мексиканской леворадикальной группировки «Сапатистская армия национального освобождения» (январь 1994 г.), социальную базу которой составило экономически уязвимое меньшинство граждан латиноамериканского государства – представители коренного индейского населения штата Чьяпас. Большинство современных наблюдателей склонны считать восстание сапатистов поворотным для регионального общественно-политического климата событием, давшим решающий толчок идейной консолидации мировых антиглобалистских сил. На материале философских сочинений и политических деклараций главного идеолога Сапатистской армии национального освобождения – субкоманданте Маркоса (полит. псевд.) – проанализировано идейное ядро сапатизма, вобравшее в себя – наряду с философскими максимами классического марксизма-ленинизма – в разных пропорциях элементы анархо-пацифизма, маоизма, геваризма, антиамериканизма, антикорпоративного активизма. Мишенью для жёсткой критики сапатисты избирали мировой неолиберальный капитализм, открыто исповедующий принципы этического и правового нигилизма в отношении участников мирового рынка. Согласно взглядам сапатистов, неолиберализм представляет собой серьёзную опасность для суверенных национальных государств, отпасованных на периферию мирового хозяйства, поскольку рассматривает их в качестве временного барьера на пути к разгосударствлению мирового сообщества через избирательную либерализацию и стандартизацию национальных отраслевых законодательств, стратегическим итогом которых станет радикальное усиление роли рычагов рыночного управления, игнорирующего в интересах крупнейших международных корпораций базовые национальные политико-экономические потребности. Так, неолиберальный капитализм логично нацелен на форсированную унификацию моделей управления государствами, отказывая в праве на существование локальным традициям политической культуры. Констатируется идейная близость между лидером движения сапатистов и крупнейшими современными «левыми» философами (Ю. Хабермасом, М. Хардтом, А. Негри) по ряду фундаментальных для политической философии вопросов. Охарактеризованы различия между сапатизмом и теорией коммунизма в оценках «национального вопроса» и социальной структуры революционных сил.

Ключевые словаСапатистская армия национального освобождения (САНО), сапатизм, субкоманданте Маркос, Чьяпас (мексиканский штат), мексиканская революция 1910–1917 гг., мексиканский анархо-коммунизм, неомарксизм, мексиканские «левые», «левое» движение в государствах «третьего мира»
Получено26.02.2021
Дата публикации03.03.2021
Кол-во символов28890
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Политическая история латиноамериканского макрорегиона – это летопись экспериментов в диапазоне от крайне «правых» до крайне «левых» проектов. Симон Боливар – центральная фигура войны за независимость испанских колоний в Америке 1808–1833 гг. и отец политической самостоятельности южноамериканского материка. Прозревая грядущий политический раскол в рядах государств, только что обретших под его руководством автономию, он убеждал страны составить единую федерацию («Пусть нашим девизом будет единство испанской Америки!»). Однако, встретив энергичную оппозицию в лице внутрипартийных сепаратистских сил, он оставил свои попытки1. Политической интеграции стран Латинской Америки на тот период препятствовали, как минимум, четыре причины: разность взглядов ведущих политических сил на предпочтительную форму государственного управления, отсутствие крепких межгосударственных хозяйственных связей, неготовность национальных властных элит «новорожденных» государств к утрате недавно приобретенной ими политической независимости, а также жесткая конкуренция между территориями за статус государства с функциями политического центра (государства-«объединителя»). 1.  Хотя проект нельзя назвать провальным: идея все же была реализована в Великой Колумбии (нынешние Венесуэла, Колумбия и Эквадор), просуществовавшей чуть более десятка лет (с 1819 до 1831 г.).
2 В начале XXI в. в отсутствие фундаментальных внутри- и межгосударственных противоречий пестрота политических предпочтений и симпатий народов латиноамериканского ареала оказалась почти полностью нивелирована2. Однако политологи настойчиво предостерегают от опасности исключения из числа акторов современного политического процесса сил, представляющих «освященный» местной исторической традицией «левый» радикализм. В целом ряде латиноамериканских государств партии явной или латентной социалистической ориентации периодически переживают электоральный успех, приобретая существенный политический вес (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Чили и др.). В некоторых государствах продолжительное время действует вооруженное «ультралевое» подполье3, пользующееся поддержкой статистически значимой доли населения. О степени симпатий к «левым» проектам можно судить по тому факту, что идейная полемика в лагере латиноамериканских радикальных «левых» нередко оканчивается взаимными обвинениями сторон в недостаточной «левизне». 2.  Все суверенные государства Центральной и Южной Америки пытаются наследовать классической республиканской традиции: доминирующая форма политического управления – президентская республика.

3.  Например, колумбийская повстанческая экстремистская группировка «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC), заявившая о своем возрождении в конце лета 2019 г. [Тарасенко 2019а; Тарасенко 2019b], «Народная армия Парагвая» (и ее фракция «Ассоциация вооруженных крестьян») и др.
3 Ведущие отечественные эксперты, специализирующиеся на оценке политической обстановки в странах современной Латинской Америки (как, например, В. Давыдов – научный директор Института Латинской Америки РАН), во второй половине 2010-х гг. констатировали завершение «левого поворота» в политическом настоящем Боливии, Венесуэлы, Коста-Рики, Мексики, Никарагуа, Уругвая, Чили [Давыдов 2007; Жирнов, Шереметев 2008]. «Левый» крен стал реакцией на провал неолиберальной модернизации экономических систем государств в 1990-х гг. [Пашенцев 2015], повлекший за собой грубую диспропорцию в доходах населения, колоссальный рост нормы безработицы, оперативное и беспорядочное свертывание масштабных государственных программ социальной поддержки малоимущих, установление оскорбительной и губительной экономической, валютной и энергетической зависимости от североамериканских соседей, утрату крупными латиноамериканскими государствами кредитоспособности и пр.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 877

Оценка читателей: голосов 0

1. Впервые кандидатом в президенты Мексики стал представитель коренных народов (2017) (https://regnum.ru/news/polit/2280832.html).

2. Давыдов В.М. (2007) Латиноамериканский поворот. № 2. С. 10–15.

3. Жирнов О.А., Шереметев И.К. (2008) «Левый поворот» в Латинской Америке. Аналитический обзор. Москва: ИНИОН РАН.

4. Интервью субкоманданте Маркоса Габриэлю Гарсиа Маркесу (2001) (https://scepsis.net/library/id_579.html).

5. Маркос (2002) Другая революция: сапатисты против нового мирового порядка. Москва: Гилея.

6. Маркос (2014) Между светом и тенью (https://scepsis.net/library/id_3579.html).

7. Маркос (1999) Четвертая Мировая война (https://scepsis.net/library/id_576.html).

8. Морозов И.Л. (2017) От Маркса до Маркоса – поиск субъекта и стратегии революции // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. История. Регионоведение. Международные отношения. Т. 22. № 6. С. 8–21.

9. Морозов И.Л. (2006) Попытка адаптации леворадикальной идеологии к реалиям современного мира: опыт сапатизма // Полис. Политические исследования. № 5. С. 129–143 (https://doi.org/10.17976/jpps/2006.05.09).

10. Пашенцев Е.Н. (2015) «Левый поворот» и медиавойны в Латинской Америке // Государственное управление. Электронный вестник. № 51. С. 283–316. DOI:10.24411/2070-1381-2015-00056.

11. Попова Л.Л. (2015) 20 лет восстания сапатистов в Мексике // Латинская Америка. Вып. 1. С. 59–63.

12. Тарасенко П. (2019а) «Для крайне правых политиков мы все – потенциальные террористы»: [Коммерсант]“Ъ” поговорил с бывшим бойцом FARC о возрождении колумбийской группировки (https://www.kommersant.ru/doc/4079182).

13. Тарасенко П. (2019b). Партизаны Колумбии отрыли топор войны: бойцы FARC вновь берутся за оружие (https://www.kommersant.ru/doc/4074947).

14. Фурс В.Н. (2000) Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. Минск: ЗАО «Экономпресс».

15. Хабермас Ю. (2008) Кантовский проект и расколотый Запад // Расколотый Запад. М.: Весь мир. С. 103–187.

16. Хардт М., Негри А. (2006) Множество: война и демократия в эпоху империи. М.: Культурная революция.

17. Ambrosi De la Cadena M. (2018) El Zapatismo como ‘resistencia crítica’ al neoliberalismo. Revista Chakiña, no. 4, pp. 28–42. DOI: https:// doi.org/10.37135/chk.002.04.03.

18. Berghe K., Maddens B. (2004) Ethnocentrism, Nationalism and Post-nationalism in the Tales of Subcomandante Marcos. Mexican Studies. Estudios Mexicanos, vol. 20, pp. 123–144. DOI: 10.1525/msem.2004.20.1.123.

19. Bowman P. (2005) 3Marxism(s) and Post-Marxism(s). The Year’s Work in Critical and Cultural Theory, vol. 13, pp. 38–59. DOI: 10.1093/ywcct/mbi003.

20. Davydov V.M. (2007) Latinoamerikansky povorot [Latin American Turn]. Ekonomicheskie strategii, no. 2, pp. 10–15. (In Russ.).

21. Evans B. (2009) Revolution without Violence. Peace Review: A Journal of Social Justice, vol. 21, no. 1, pp. 85–94

22. Furs V. N. (2000) Filosofiya nezavershyonnogo moderna Yurgena Habermasa [Philosophy of Jürgen Habermas' Unincompleted Project]. Minsk: Ekonompress. (In Russ.).

23. Habermas Jü. (2008) Kantovskij proekt i raskolotyj zapad [The Kantian Project and the Divided West]. Raskolotyj zapad [The Divided West]. Moscow: Ves' Mir, pp. 103–187. (In Russ.).

24. Hardt M., Negri A. (2006) Mnozhestvo: vojna i demokratiya v epohu imperii [Multitude: War and Democracy in the Age of Empire]. Moscow: Cultural Revolution. (In Russ.).

25. Interv'yu subkomandante Markosa Gabrielyu Garsia Markesu (2001) [Gabriel García Márquez interviewed [Zapatistas' Subcomandante] Markos]. (https://scepsis.net/library/id_579.html). (In Russ.).

26. Knight A. (2010) The Myth of the Mexican Revolution. The Past and Present Society, no. 209, pp. 223–273. DOI: doi:10.1093/pastj/gtq010

27. Krøvel R. (2010) Anarchism, The Zapatistas and The Global Solidarity Movement. Global Discourse, vol. 1, no. 2, pp. 20–40. DOI: 10.1080/23269995.2010.10707855

28. Markos (1999) Chetvyortaya Mirovaya vojna [World War IV]. (https://scepsis.net/library/id_576.html (In Russ.).

29. Markos (2002) Drugaya revolutsiya: zapatisty protiv novogo mirovogo poryadka [The other revolution: Zapatistas against the New World Order]. Moscow: Gilea. (In Russ.).

30. Markos (2014) Mezhdu svetom i ten'yu [Between the Light and the Darkness] (https://scepsis.net/library/id_3579.html). (In Russ.).

31. Morozov I.L. (2006) Popytka adaptatsii levoradikal’noy ideologii k realiyam sovremennogo mira: opyt zapatisma [An attempt to adapt the left-wing radical ideology to the realities of the modern world: the experience of Zapatism]. Polis. Politicheskie issledovaniya, no. 5, pp. 129–143. https://doi.org/10.17976/jpps/ 2006.05.09. (In Russ.).

32. Morozov I.L. (2017) Ot Marksa do Markesa – poisk sub’ekta i strategii revolutsii [From Marx to Marcos. Search of the Subject and the Strategy of Revolution]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya, vol. 22, no. 6, pp. 8–21. (In Russ.).

33. Naidorf J., Martinetto A. B., Sturniolo S. A., Armella J. (2010) Reflexiones acerca del rol de los intelectuales en América Latina. Archivos Analiticos de Politicas Educativas, vol. 18, no. 25. DOI: 10.14507/epaa.v18n25.2010.

34. Orr-Álvarez B. (2017) Masking Revolution: Subcomandante Marcos and the Contemporary Zapatista Movement. Performing Utopias in the Contemporary Americas K. Beauchesne (eds.). New York: Palgrave Macmillan, pp. 111–129. DOI: 10.1057/978-1-137-56873-1_7.

35. Pashentsev E.N. (2015) «Levy povorot» i mediavoiny v Latinskoy Amerike [“Left Turn” and media wars in Latin America]. Gosudarstvennoe upravlenie. Electronnyi vestnik, no. 51, pp. 283–316. DOI:10.24411/2070-1381-2015-00056. (In Russ.).

36. Popova L.L. (2015) 20 let vosstaniya zapatistov v Meksike [The 20th Anniversary of the Zapatista's Uprising]. Latinskaya Amerika, is. 1, pp. 59–63. (In Russ.).

37. Rénique G. (2009) Introduction, Latin America today: The revolt against neoliberalism. Socialism and Democracy, vol. 19, no. 3, pp. 1–11. DOI: 10.1080/08854300500284561.

38. Sergi V. (2009) Zapatistas, EZLN, and the Chiapas Uprising. The International Encyclopedia of Revolution and Protest. Emmanuel Ness ed. […]: Blackwell Publishing. Pp. 1–8. DOI:10.1002/9781405198073.wbierp1638.

39. Tarasenko P. (2019a) «Dlya krajne pravyh politikov my vse – potencial'nye terroristy»: [“Kommersant”] pogovoril s byvshim bojcom FARC o vozrozhdenii kolumbijskoj gruppirovki [“All of us are would-be terrorists for Right-Wing persons”: “Commersant” had a talk with a former FARC fighter about resurrection of the Columbian militant group] (https://www.kommersant.ru/doc/4079182). (In Russ.).

40. Tarasenko P. (2019b) Partizany Kolumbii otryli topor vojny: bojcy FARC vnov' berutsya za oruzhie [Partisans of Columbia digged up a war axe: FARC's fighters turn to arms again] (https://www.kommersant.ru/doc/4074947). (In Russ.).

41. Thomassen L. (2006) Beyond Representation? Parliamentary Affairs, no. 60, pp. 111–126. DOI: 10.1093/pa/gsl051.

42. Vpervye kandidatom v prezidenty Meksiki stal predstavitel' korennyh narodov [A representative of indigenous peoples became a candidate for president of Mexico for the first time] (2017) (https://regnum.ru/news/polit/2280832.html). (In Russ.).

43. Zhirnov O.A., Sheremetev I.K. (2008) «Levyj povorot» v Latinskoj Amerike. Analiticheskij obzor [“Left Turn” in Latin America. Analytic Review]. Moscow: Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences Publ. House. (In Russ.).

Субкоманданте Маркос, лидер мексиканских неомарксистов (Sub_pic.jpg, 21 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх