Marx and Kant: Historical Materialism in Search of a Theory of Morality

 
PIIS086904990012624-8-1
DOI10.31857/S086904990012624-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 6
Pages136-145
Abstract

The article considers an attempt to synthesize the Marxist approach and Neo-Kantianism, represented in the works of K. Vorländer, C. Schmidt, L. Woltmann and E. Bernstein. These attempts were made in the context of discussions about the necessity and possibility of elaborating a moral theory that complements socialist social and political philosophy and, at the same time, opposes the former “metaphysics of morals” and theistic justifications of morality. It is shown that the Neo-Kantian movement in socialism, usually associated with the desire to justify the socialist ideal using concepts and principles of Kant’s ethics, was in fact much broader and included attempts to use the theory of knowledge, the philosophical-historical and social-philosophical views of the German thinker and the general critical pathos of his creative heritage.

Keywordshistorical materialism, moral theory, I. Kant’s philosophy, Neo-Kantianism, K. Vorländer, L. Woltman, C. Schmidt.
AcknowledgmentThe research is supported by Russian Science Foundation within the framework of the scientific project no. 19-18-00441 (“The Phenomenon of Evil: from Metaphysics to Moral Theories”).
Received29.12.2020
Publication date29.12.2020
Number of characters27252
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Ни один историко-философский феномен не менял ― в предельно сжатые по историческим меркам сроки ― материальное бытие и сознание людей так интенсивно, как это удалось сделать марксизму за последние полтора столетия. В значительной части этих изменений он стал не столько источником вдохновения, сколько точкой отталкивания, как это произошло, например, в случае становления многих социологических и экономических концепций, успехов западной социал-демократии. Облик современной философии с ее вниманием к практической действительности в немалой степени был сформирован революцией, которую осуществил К. Маркс в понимании самой сущности философского мышления. Замена функционального ядра философского мышления и ее многочисленные и многообразные результаты предопределяют интерес к историко-философскому феномену марксизма. Интерес не угасает, хотя, как показывает история последних десятилетий, и подверженный определенным конъюнктурным колебаниям. Особенно актуальна проблема превращения марксизма как историко-философского феномена в объект и предмет беспристрастного исследования в российском интеллектуальном пространстве в силу того фундаментального влияния, которое он оказал на исторические судьбы и пути России1. 1. Характерно, хотя и вполне объяснимо, что за 30 лет, прошедших с известных событий, на русском языке не было создано ни одного более или менее полного очерка, не говоря уже о фундированном исследовании, посвященного истории данной философской традиции. Единственно существующая на русском языке обзорная литература такого рода ограничивается либо идеологозированным рассмотрением “классического периода” марксизма и советским марксизмом, выступающим в качестве единственного законного наследника, либо немногочисленной переводной литературой, посвященной западному или, наоборот, русскому марксизму работами [Андерсон 2016; Карпи 2016].
2 Вместе с тем развернувшиеся в начале XXI в. дискуссии вокруг движения нового атеизма в определенной степени реанимируют и интерес к дискуссиям рубежа XIX‒XX вв. по проблеме атеистического обоснования этики. Проблемы и перспективы последнего во многом предопределили переход на позиции философского идеализма значительной части мыслителей так называемого “легального марксизма”. С. Булгаков на раннем этапе своего творчества способствовал распространению и укреплению в России марксистского дискурса, но затем настаивал на его неудовлетворительности с философской точки зрения. Философ указывал, что этическую проблему современность выдвигает в качестве основополагающей, но именно здесь атеизм принципиально бессилен: например, проблему теодицеи, по его мнению, невозможно разрешить в контексте атеистического мировоззрения, а устранить только на путях метафизического и религиозного синтеза [Булгаков 1902; см. также Бердяев 2009].
3 В классическом марксизме этическая проблематика не входила в круг существенных для К. Маркса и Ф. Энгельса тем: конструируя концепцию, претендующую, как им казалось, на научность, оба мыслителя не считали необходимым особо останавливаться на этической компоненте своей системы и даже прямо отрицали ее наличие. Наиболее показателен здесь ― знаменитый фрагмент из “Немецкой идеологии” о том, что “коммунисты вообще не проповедуют никакой морали” [Маркс, Энгельс 1955]. Мораль ― наряду с “чистой” теорией, правом, теологией, философией и др. ― интерпретируется в этой ранней работе, как формы сознания, результат фактически мнимой эмансипации сознания от мира, ставшей в свою очередь возможной с появлением действительного разделения материального и духовного труда [Маркс, Энгельс 1955]. Задача, согласно молодым Марксу и Энгельсу, и состоит в том, чтобы показать: все эти формы суть производные от процесса материального производства.

Number of purchasers: 0, views: 762

Readers community rating: votes 0

1. Anderson P. Razmyshleniya o zapadnom marksizme [Considerations of Western Marxism]. M.: Common place, 2016 (in Russian).

2. Berdyaev N.A. Eticheskaya problema v svete filosofskogo idealizma [Ethical Problem in the Light of Philosophical Idealism] in Manifesty russkogo idealizma [Russian Idealism’s Manifestos]. M.: Astrel', 2009. Pp. 97-134 (in Russian).

3. Bernstein E. Uslovia vozmozhnosti sotsializma i zadachi sotsial-demokratii [The Preconditions of Socialism and Social-Democracy’s Tasks]. SPb.: V. Vrublevskii, 1906 (in Russian).

4. Bulgakov S.N. Ivan Karamazov (v romane Dostoevskogo «Brat'ya Karamazovy») kak filosofskij tip [Ivan Karamazov (in F. Dostoevsky’s “The Brothers Karamazov”) as a Philosophical Character] in Voprosy filosofii i psihologii. 1902. Issue. 1 (61). Pp. 826-863 (in Russian).

5. Cohen H. Einleitung mit kritischem Nachtrag in Lange F.A. Geschichte des Materialismus. 2. Buch. 5. Aufl. Leipzig: Baedecker, 1896. S. XV-XXVI (in German).

6. Kant I. Ideya vseobshchej istorii vo vsemirno-grazhdanskom plane [Idea for an Universal History with a Cosmopolitan Purpose] in Kant I. Sobranie sochinenij v 8 tt. [Collected works in 8 vol.] Vol. 8. M.: CHoro, 1994. Pp. 12-28 (in Russian).

7. Kant I. Kritika sposobnosti suzhdeniya [Critique of Judgment] in Kant I. Sobranie sochinenij v 8 tt. Vol. 5. M.: CHoro, 1994 (in Russian).

8. Kant I. Metafizika nravov [Metaphysics of Morals] in Kant I. Sochineniya v 8 tt. Vol. 6. M.: CHoro, 1994. Pp. 223 – 543 (in Russian).

9. Kant I. Predpolagaemoe nachalo chelovecheskoj istorii [Conjectural Beginning of Human History] in Kant I. Sobranie sochinenij v 8 tt. Vol. 8. M.: CHoro, 1994. Pp. 72-88 (in Russian).

10. Karpi G. Istoriya russkogo marksizma [Russian Marxism’s History]. M.: Common place, 2016 (in Russian).

11. Lukach G. Taktika i etika [Tactics and Ethics] in Lukach G. Lenin i klassovaya bor'ba [Lenin and Class Struggle]. M.: Algoritm, 2008. Pp. 56-65 (in Russian).

12. Marx K., Engels F. Anti-Düring in Sochineniya [Collected Works]. Vol. 20. 2-e izd. M.: Gos. izd-vo polit. literatury, 1961. Pp. 5-338 (Russian).

13. Marx K., Engels F. Nemetskaya ideologiya [German Ideology] in Sochineniya. Vol. 3. 2-e izd. M.: Gos. izd-vo polit. literatury, 1955. Pp. 7-544 (in Russian).

14. Marx K., Engels F. Uchreditel'nyj manifest Mezhdunarodnogo tovarishchestva rabochih [Inaugural Address of the Working Men’s International Association] in Sochineniya. Vol. 16. 2-e izd. M.: Gos. izd-vo polit. literatury, 1960. Pp. 3-11 (in Russian).

15. Schmidt C. Sozialismus und Ethik in Sozialistische Momatshefte. 1900. 9. S. 522-531 (in German).

16. Schmidt C. Über die geschichtsphilosophischen Ansichten Kants in Sozialistische Monatshefte. 1903. 9. S. 683-693 (in German).

17. Vorländer K. Der Formalismus der Kantischen Ethik in seiner Notwendigkeit und Fruchtbarkeit. Marburg, Universitäts-Buchdruckerei, 1893 (in German).

18. Vorländer K. Etika kak osnovanie sotsializma (Kant i Marks) [Ethics as a Foundation of socialism (Kant and Marx)]. Pt. 1. SPb.: Trud, 1913 (in Russian).

19. Vorländer K. Kant i Marks. Ocherki eticheskogo sotsializma [Kant and Marx. Essays on Ethical Socialism]. SPb.: Nasha zhizn', 1909 (in Russian).

20. Vorländer. Kant i socializm. Obzor novejshih teoreticheskih techenij v marksizme [Kant and Socialism. A Review of the Latest Trends in Maxism]. M.: Pul's zhizni, 1907 (in Russian).

21. Woltman L. Istoricheskij materializm. Izlozhenie i kritika marksistskogo mirosozercaniya [Historical Materialism. Presentation and Criticism oft he Marxist Worldview]. SPb.: Izdanie Zyabickogo i Pyatnickogo, 1901 (in Russian).

22. Woltman L. Sistema moral'nogo soznaniya v svyazi s otnosheniem kriticheskoj filosofii k darvinizmu i socializmu [The System of Moral Consciousness in Connection with the Relation of Critical Philosophy to Darwinism and Socialism]. SPb.: Izdanie Zyabickogo, 1901 (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up