Маркс и Кант: исторический материализм в поисках теории морали

 
Код статьиS086904990012624-8-1
DOI10.31857/S086904990012624-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 6
Страницы136-145
Аннотация

В статье рассматривается попытка синтеза марксистского подхода и неокантианства, представленная работами К. Форлендера, К. Шмидта, Л. Вольтмана и Э. Бернштейна. Эти попытки осуществлялись в контексте дискуссий о необходимости и возможности представить моральную теорию, дополняющую социалистическую социальную и политическую философию и, вместе с тем, противостоящую прежней «метафизике нравов» и теистическим оправданиям нравственности. Показано, что неокантианское движение в социализме, обычно связываемое со стремлением обосновать социалистический идеал с помощью концептов и принципов кантианской этики, в действительности было гораздо шире и включало в себя попытки использования для «философия социализма» и теории познания, и философско-исторические и социально-философские воззрения немецкого мыслителя, и общий критический пафос его творческого наследия.

Ключевые словаисторический материализм, теория морали, философия И. Канта, неокантианство, К. Форлендер, Л. Вольтман, К. Шмидт.
Источник финансированияСтатья написана в рамках реализации проекта «Феномен зла: от метафизики к теориям морали», поддержанного РНФ (проект № 19-18-00441).
Получено29.12.2020
Дата публикации29.12.2020
Кол-во символов27252
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Ни один историко-философский феномен не менял ― в предельно сжатые по историческим меркам сроки ― материальное бытие и сознание людей так интенсивно, как это удалось сделать марксизму за последние полтора столетия. В значительной части этих изменений он стал не столько источником вдохновения, сколько точкой отталкивания, как это произошло, например, в случае становления многих социологических и экономических концепций, успехов западной социал-демократии. Облик современной философии с ее вниманием к практической действительности в немалой степени был сформирован революцией, которую осуществил К. Маркс в понимании самой сущности философского мышления. Замена функционального ядра философского мышления и ее многочисленные и многообразные результаты предопределяют интерес к историко-философскому феномену марксизма. Интерес не угасает, хотя, как показывает история последних десятилетий, и подверженный определенным конъюнктурным колебаниям. Особенно актуальна проблема превращения марксизма как историко-философского феномена в объект и предмет беспристрастного исследования в российском интеллектуальном пространстве в силу того фундаментального влияния, которое он оказал на исторические судьбы и пути России1. 1. Характерно, хотя и вполне объяснимо, что за 30 лет, прошедших с известных событий, на русском языке не было создано ни одного более или менее полного очерка, не говоря уже о фундированном исследовании, посвященного истории данной философской традиции. Единственно существующая на русском языке обзорная литература такого рода ограничивается либо идеологозированным рассмотрением “классического периода” марксизма и советским марксизмом, выступающим в качестве единственного законного наследника, либо немногочисленной переводной литературой, посвященной западному или, наоборот, русскому марксизму работами [Андерсон 2016; Карпи 2016].
2 Вместе с тем развернувшиеся в начале XXI в. дискуссии вокруг движения нового атеизма в определенной степени реанимируют и интерес к дискуссиям рубежа XIX‒XX вв. по проблеме атеистического обоснования этики. Проблемы и перспективы последнего во многом предопределили переход на позиции философского идеализма значительной части мыслителей так называемого “легального марксизма”. С. Булгаков на раннем этапе своего творчества способствовал распространению и укреплению в России марксистского дискурса, но затем настаивал на его неудовлетворительности с философской точки зрения. Философ указывал, что этическую проблему современность выдвигает в качестве основополагающей, но именно здесь атеизм принципиально бессилен: например, проблему теодицеи, по его мнению, невозможно разрешить в контексте атеистического мировоззрения, а устранить только на путях метафизического и религиозного синтеза [Булгаков 1902; см. также Бердяев 2009].
3 В классическом марксизме этическая проблематика не входила в круг существенных для К. Маркса и Ф. Энгельса тем: конструируя концепцию, претендующую, как им казалось, на научность, оба мыслителя не считали необходимым особо останавливаться на этической компоненте своей системы и даже прямо отрицали ее наличие. Наиболее показателен здесь ― знаменитый фрагмент из “Немецкой идеологии” о том, что “коммунисты вообще не проповедуют никакой морали” [Маркс, Энгельс 1955]. Мораль ― наряду с “чистой” теорией, правом, теологией, философией и др. ― интерпретируется в этой ранней работе, как формы сознания, результат фактически мнимой эмансипации сознания от мира, ставшей в свою очередь возможной с появлением действительного разделения материального и духовного труда [Маркс, Энгельс 1955]. Задача, согласно молодым Марксу и Энгельсу, и состоит в том, чтобы показать: все эти формы суть производные от процесса материального производства.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 768

Оценка читателей: голосов 0

1. Андерсон П. Размышления о западном марксизме. М.: Common place, 2016.

2. Бердяев Н.А. Этическая проблема в свете философского идеализма // Манифесты русского идеализма / сост. и комм. В.В. Сапова. М.: Астрель, 2009. С. 97-134.

3. Бернштейн Э. Условия возможности социализма и задачи социал-демократии. СПб.: В. Врублевский, 1906.

4. Булгаков С.Н. Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип // Вопросы философии и психологии. 1902. Кн. 1 (61). С. 826-863. С. 845.

5. Вольтман Л. Система морального сознания в связи с отношением критической философии к дарвинизму и социализму. СПб.: Издание Зябицкого, 1901.

6. Вольтман Л. Исторический материализм. Изложение и критика марксистского миросозерцания. СПб.: Издание Зябицкого и Пятницкого, 1901.

7. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Собрание сочинений в 8 тт. / под общ. ред. А.В. Гулыги. Т. 8. М.: Чоро, 1994. С. 12-28.

8. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Собрание сочинений в 8 тт. / под общ. ред. А.В. Гулыги. Т. 5. М.: Чоро, 1994.

9. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Сочинения в 8 тт. / под общ. ред. А.В. Гулыги. Т. 6. М.: Чоро, 1994. С. 223 – 543.

10. Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории // Кант И. Собрание сочинений в 8 тт. / под общ. ред. А.В. Гулыги. Т. 8. М.: Чоро, 1994. С. 72-88.

11. Карпи Г. История русского марксизма. М.: Common place, 2016.

12. Лукач Г. Тактика и этика // Лукач Г. Ленин и классовая борьба / сост. и пер. С.Н. Земляной. М.: Алгоритм, 2008. С. 56-65.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Сочинения. Т. 20. 2-е изд. М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1961. С. 5-338.

14. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Сочинения. Т. 3. 2-е изд. М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1955. С. 7-544.

15. Маркс К., Энгельс Ф. Учредительный манифест Международного товарищества рабочих // Сочинения. Т. 16. 2-е изд. М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1960. С. 3-11.

16. Форлендер К. Кант и Маркс. Очерки этического социализма. СПб.: Наша жизнь, 1909.

17. Форлендер. Кант и социализм. Обзор новейших теоретических течений в марксизме. М.: Пульс жизни, 1907.

18. Форлендер К. Этика как основание социализма (Кант и Маркс). Ч. 1. СПб.: Труд, 1913.

19. Cohen H. Einleitung mit kritischem Nachtrag // Lange F.A. Geschichye des Materialismus. 2. Buch. 5. Aufl. Leipzig: Baedecker, 1896. S. XV-XXVI.

20. Schmidt C. Sozialismus und Ethik // Sozialistische Momatshefte. 1900. 9. S. 522-531.

21. Schmidt C. Über die geschichtsphilosophischen Ansichten Kants // Sozialistische Monatshefte. 1903. 9. S. 683-693.

22. Vorländer K. Der Formalismus der Kantischen Ethik in seiner Notwendigkeit und Fruchtbarkeit. Marburg, Universitäts-Buchdruckerei, 1893.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх