Current meanings of the modern sociocultural environment

 
PIIS086904990012327-1-1
DOI10.31857/S086904990012327-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: Institute of Sociology FCTAS RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 5
Pages121-130
Abstract

The article refers to the meanings that make up the sociocultural environment and latent, and in some cases verbally have in any works, materials, propaganda campaigns. For social science it is important to study the current meanings that influence socially significant processes. Such a task is especially important in the situation of modern information (meaningful) wars, which are aimed at radically reformatting the "pictures of the world" of millions of people. Concept “meaning&8j1; is seen as a complex multi-level structure (construct) that is focused on the institutional (motive-target) dominant. Methods of creating manipulative meanings are discussed in the article: it is the variability of terms and meanings at the middle levels of the constant semantic structure; creating fashion on destructive ways of communicating; manipulation of the interest inherent in most people to immorality and injustice. Mass development of understanding skills in the field of social communication is, according to the author, an important condition of people's ability to resist the "meaningful projectiles" of modern semantic wars and the success of social adaptation processes

Keywordssociocultural environment, informational (meaning) wars, semio-sociopsychology, meaning, meaning structure, understanding, understanding skills, pictures of the world
Received11.11.2020
Publication date11.11.2020
Number of characters24788
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Социальные и межличностные взаимодействия людей осуществляются посредством и благодаря социальной коммуникации – изначально присущего человеческому обществу средства (механизма, способа) создания, трансляции и распространения смыслов, являющихся основой постоянно меняющейся социокультурной среды, которая традиционно определяется как совокупность различного рода социокультурной продукции (художественных произведений, материалов массмедиа, законов, норм, правил и т.д.), которой располагает социум и, при желании, человек в социуме. В более широком варианте толкования социокультурная среда – это прежде всего смыслы, латентно, а в ряде случаев и вербально наличествующие во всех произведениях, материалах, пропагандистских кампаниях и т.д.
2 Иными словами, социокультурная среда всегда представлена двумя уровнями: явным, материальным, “овеществленнымˮ посредством слов, звуков, изображений и т.д., и неявным, виртуальным – тем, что “междуˮ слов, звуков, кадров и т.д., то есть смыслами [Адамьянц 2017], которые с разной степенью распространения и осознания становятся достоянием людей и могут, при определенных условиях, впрямую или опосредованно влиять на значимые социальные, политические, социокультурные и т.д. процессы1; для иллюстрации вспомним об известном наблюдении К. Маркса о “призракеˮ, который “бродит по Европеˮ, а заодно и о реальных результатах такого “хождения-броженияˮ… 1. На взаимосвязь между доминирующими в обществе смыслами и социально значимыми процессами и действиями неоднократно указывали классики философской и социологической мысли: В. Дильтей [Дильтей 1996], М. Вебер [Вебер 1990], А. Шютц [Шютц 2004], а также социальные исследователи более позднего времени, например Дж. Александер [Александер 1990], Д. Леонтьев [Леонтьев 2007] и др.
3 Конечно, далеко не все смыслы, “живущиеˮ в социокультурной среде, инициируют процессы такого масштаба, как в случае с “призракомˮ Маркса, однако сегодня, например, очевиден факт влияния посредством технологий так называемой “мягкой силыˮ [Най 2006; Почепцов 2015] на социальные представления значительной части населения бывшего Советского Союза, поверившей в тотальные преимущества западного образа жизни и принявшей на ментальном уровне те события и процессы, которые годами и десятилетиями инициировались извне.
4 Учитывая вышесказанное, мониторинг наиболее распространенных в конкретном временно-пространственном континууме смыслов, равно как изучение механизмов их создания и влияния на социальные процессы и “картины мираˮ людей, важны и актуальны для социальной науки, ориентированной на позитивные социально-гуманитарные процессы. Такая задача особенно важна в ситуации продолжающихся и поныне информационных, а точнее, смысловых войн, где “на конуˮ оказываются не только судьбы стран, обществ и сообществ, но и такие значимые грани в “картинах мираˮ миллионов людей, как представления о патриотизме, смысле жизни, семье, любви, дружбе, совести, чести, добре, зле… то есть такие гуманитарно-нравственные ценности, которые человечество вырабатывало веками и тысячелетиями.
5 Смысл как предмет понимания. В большинстве современных общепринятых и широко распространенных научных концепций и направлений, придерживающихся идей постмодернизма, задача адекватного понимания смысла произведений, материалов или пропагандистских кампаний не ставится; мало того, в соответствии с идеями постмодернизма здесь распространены представления о многозначности значений и смыслов и о праве личности на бесконечное число интерпретаций относительно смысла, причем безотносительно к тому, что на самом деле хотел сказать автор или каков смысл исходного документа [Адамьянц 2014]. И хотя исследовательские методы большинства концепций постмодернистского толка действенны только для анализа значений слов, фраз, дискурсов, образов, но – не для доказательного выявления смысловых доминант в рамках целостных и завершенных произведений, большинство современных социокультурных процессов и мероприятий, в том числе в системе образования, происходят на основании именно таких концепций.

Number of purchasers: 0, views: 769

Readers community rating: votes 0

1. Adam`iantc T.Z. (2019) Kommunikatcionnye mehanizmy` sovremennykh smyslovykh protivostoianiy [Communikative mechanisms of modern conceptual oppostions]. Sotciologicheskie issledovaniia, no. 3, pp. 98–105.

2. Adam`iantc T.Z. (2014) Kontceptcii ponimaniia v kommunikatcii: v poiskakh platformy` dlia vzaimoponimaniia [Concepts of understanding in communication: in search of a platform for mutual understamding]. Obshchestvenny`e nauki i sovremennost`, no. 4, pp. 121–131.

3. Adam`iantc T.Z. (2012) Massovoe sotciomental`noe razvitie: mif ili realnaia vozmozhnost`? [mass social development: myth or real possibility?]. Obshchestvenny`e nauki i sovremennost`, no. 1. pp. 27–46.

4. Adam`iantc T.Z. (2015) Ostorozhno: smyslovy`e ataki! [Caution: semantic attacks!] Chelovek, no. 4, pp. 77–83.

5. Adam`iantc T.Z. (2017) Sotcial`nye smysly` global`nykh protcessov i peremen: mehanizmy` i katalizatory` [Social Meanings of Global Processes and Changes: Mechanisms and Catalysts]. Vol. 3. Moscow: Institut sotciologii RAN (http://www.isras.ru/publ.html?id=5020).

6. Aleksander Dzh. (2013) Smysly sotcial`noi zhizni: kul`tursotciologiia [The Meanings of social Life: Culture Sociology]. Moscow: Praksis.

7. Dil`tei` V. (1996) Opisatel`naia psihologiia [Descriptive Psychology]. St.-Petersburg: Aletei`ia.

8. Dridze T.M. (2000) Dve novy`e paradigmy` dlia sotcial`nogo poznaniia i sotcial`noi` praktiki [Two New Paradigms for Social Cognition and Social Practice]. Sotcial`naia kommunikatciia i sotcial`noe upravlenie v ekoantropocentricheskoi` i semiosotciopsihologicheskoi` paradigmakh. V 2 kn. Kn. 1. Moscow: IS RAN, pp. 5–42.

9. Dridze T.M. (1984) Tekstovaia deiatel`nost` v strukture sotcial`noi` kommunikatcii [Text Activity in the Structure of Social Communication]. Moscow: Nauka.

10. Gofman A.B. (2015) Moda i liudi. Novaia teoriia mody` i modnogo povedeniia [Fashion and people. A new theory of fashion behavior]. Moscow: Knizhny`i` Dom Universitet.

11. Ionova O.E. (2010) Konstruirovanie sotcial`noi` real`nosti v teorii koordinirovannogo upravleniia smy`sloobrazovaniem [Construction of Social Reality in the Theory of Coordinated Management of Meaning Formation]. Vestneyk MGIMO-Universiteta, no. 4, pp. 130–136.

12. Leont`ev D.A. (2007) Psihologiia smy`sla: priroda, stroenie i dinamika smy`slovoi` real`nosti [Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reakity]. Moscow: Smy`sl.

13. Nai` Dzh. (2006) Gibkaia sila. Kak dobit`sia uspeha v mirovoi` politike [Flexible Power. How to Succeed in World Politics]. Moscow: Trend.

14. Pearce W.B., Cronen V.E. (1980) Communication, Action and Meaning: The Creation of Social Realities. New York: Praeger.

15. Pocheptcov G.G. (2015) Informatcionny`e voi`ny`. Novy`i` instrument politiki [The Information Wars. New Policy]. Moscow: E`ksmo.

16. Shiutc A. (2004) Izbrannoe: Mir, svetiashchii`sia smy`slom [Favorites: A world with a glowing meaning]. Moscow: ROSSPEN.

17. Sotciologicheskaia e`ntciclopediia. V 2 t. T. 2. (2003) [A Sociological encyclopedia in two volumes]. Vol. 2. Moscow: Mysl`.

18. Veber M. (1990) Izbrannye proizvedeniia [Selected Works]. Moscow: Progress.

Система Orphus

Loading...
Up