Актуальные смыслы современной социокультурной среды

 
Код статьиS086904990012327-1-1
DOI10.31857/S086904990012327-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 5
Страницы121-130
Аннотация

В статье идет речь о смыслах, составляющих социокультурную среду, и латентно, а в ряде случаев и вербально наличествуют в любых произведениях, материалах, пропагандистских кампаниях. Для социальной науки важно изучение актуальных смыслов, влияющих на социально значимые процессы. Такая задача особенно актуальна в ситуации современных информационных (смысловых) войн, направленных на кардинальное переформатирование "картин мира" миллионов людей. Концепт "смысл" рассматривается как сложная многоуровневая виртуальная структура (конструкт), ориентированный на интенциональную (мотивационно-целевую) доминанту. Рассматриваются такие методы создания смыслов манипулятивной направленности, как вариативность терминов и значений на средних уровнях константной смысловой структуры; создание моды на деструктивные способы общения; неоправданное сужение значений устоявшихся терминов; манипуляция интересом большинства людей к проявлениям безнравственности и несправедливости. Массовое развитие навыков понимания в сфере социальной коммуникации является, по мнению автора, одним из важнейших условий для противостояния "смысловым снарядам" современных смысловых войн, гармоничного развития и успешной социальной адаптации людей.

Ключевые словасоциокультурная среда, информационные (смысловые) войны, семиосоциопсихология, смысл, смысловая структура, понимание, навыки понимания, “картины мираˮ
Получено11.11.2020
Дата публикации11.11.2020
Кол-во символов24788
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Социальные и межличностные взаимодействия людей осуществляются посредством и благодаря социальной коммуникации – изначально присущего человеческому обществу средства (механизма, способа) создания, трансляции и распространения смыслов, являющихся основой постоянно меняющейся социокультурной среды, которая традиционно определяется как совокупность различного рода социокультурной продукции (художественных произведений, материалов массмедиа, законов, норм, правил и т.д.), которой располагает социум и, при желании, человек в социуме. В более широком варианте толкования социокультурная среда – это прежде всего смыслы, латентно, а в ряде случаев и вербально наличествующие во всех произведениях, материалах, пропагандистских кампаниях и т.д.
2 Иными словами, социокультурная среда всегда представлена двумя уровнями: явным, материальным, “овеществленнымˮ посредством слов, звуков, изображений и т.д., и неявным, виртуальным – тем, что “междуˮ слов, звуков, кадров и т.д., то есть смыслами [Адамьянц 2017], которые с разной степенью распространения и осознания становятся достоянием людей и могут, при определенных условиях, впрямую или опосредованно влиять на значимые социальные, политические, социокультурные и т.д. процессы1; для иллюстрации вспомним об известном наблюдении К. Маркса о “призракеˮ, который “бродит по Европеˮ, а заодно и о реальных результатах такого “хождения-броженияˮ… 1. На взаимосвязь между доминирующими в обществе смыслами и социально значимыми процессами и действиями неоднократно указывали классики философской и социологической мысли: В. Дильтей [Дильтей 1996], М. Вебер [Вебер 1990], А. Шютц [Шютц 2004], а также социальные исследователи более позднего времени, например Дж. Александер [Александер 1990], Д. Леонтьев [Леонтьев 2007] и др.
3 Конечно, далеко не все смыслы, “живущиеˮ в социокультурной среде, инициируют процессы такого масштаба, как в случае с “призракомˮ Маркса, однако сегодня, например, очевиден факт влияния посредством технологий так называемой “мягкой силыˮ [Най 2006; Почепцов 2015] на социальные представления значительной части населения бывшего Советского Союза, поверившей в тотальные преимущества западного образа жизни и принявшей на ментальном уровне те события и процессы, которые годами и десятилетиями инициировались извне.
4 Учитывая вышесказанное, мониторинг наиболее распространенных в конкретном временно-пространственном континууме смыслов, равно как изучение механизмов их создания и влияния на социальные процессы и “картины мираˮ людей, важны и актуальны для социальной науки, ориентированной на позитивные социально-гуманитарные процессы. Такая задача особенно важна в ситуации продолжающихся и поныне информационных, а точнее, смысловых войн, где “на конуˮ оказываются не только судьбы стран, обществ и сообществ, но и такие значимые грани в “картинах мираˮ миллионов людей, как представления о патриотизме, смысле жизни, семье, любви, дружбе, совести, чести, добре, зле… то есть такие гуманитарно-нравственные ценности, которые человечество вырабатывало веками и тысячелетиями.
5 Смысл как предмет понимания. В большинстве современных общепринятых и широко распространенных научных концепций и направлений, придерживающихся идей постмодернизма, задача адекватного понимания смысла произведений, материалов или пропагандистских кампаний не ставится; мало того, в соответствии с идеями постмодернизма здесь распространены представления о многозначности значений и смыслов и о праве личности на бесконечное число интерпретаций относительно смысла, причем безотносительно к тому, что на самом деле хотел сказать автор или каков смысл исходного документа [Адамьянц 2014]. И хотя исследовательские методы большинства концепций постмодернистского толка действенны только для анализа значений слов, фраз, дискурсов, образов, но – не для доказательного выявления смысловых доминант в рамках целостных и завершенных произведений, большинство современных социокультурных процессов и мероприятий, в том числе в системе образования, происходят на основании именно таких концепций.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 773

Оценка читателей: голосов 0

1. Адамьянц Т.З. (2019) Коммуникационные механизмы современных смысловых противостояний // Социологические исследования. № 3. С. 98–105.

2. Адамьянц Т.З. (2014) Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания // Общественные науки и современность. №4. С. 121–131.

3. Адамьянц Т.З. (2012) Массовое социоментальное развитие: миф или реальная возможность? // Общественные науки и современность. №1. С. 27–46.

4. Адамьянц Т.З. (2015) Осторожно: смысловые атаки! // Человек. №4. С. 77–83.

5. Адамьянц Т.З. (2017) Социальные смыслы глобальных процессов и перемен: механизмы и катализаторы (монография) Т. 3. М.: Институт социологии РАН (http://www.isras.ru/publ.html?id=5020).

6. Александер Дж. (2013) Смыслы социальной жизни: культурсоциология. М.: Праксис.

7. Вебер М. (1990) Избранные произведения / Пер. с нем. М.: Прогресс.

8. Гофман А.Б. (2015) Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: Книжный Дом Университет,

9. Дильтей В. (1996) Описательная психология. СПб.: Алетейя.

10. Дридзе Т.М. (2000) Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Кн. 1. М.: ИС РАН. С. 5–42.

11. Дридзе Т.М. (1984) Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука.

12. Ионова О.Е.(2010) Конструирование социальной реальности в теории координированного управления смыслообразованием // Вестник МГИМО-Университета. № 4. С. 130–136.

13. Леонтьев Д.А. (2007) Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл.

14. Най Дж. (2006) Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике. М.: Тренд.

15. Почепцов Г.Г. (2015) Информационные войны. Новый инструмент политики. М: Эксмо.

16. Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. (2003) М.: Мысль.

17. Шюц А. (2004) Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. М.: РОССПЭН.

18. Pearce W.B., Cronen V.E. (1980) Communication, Action and Meaning: The Creation of Social Realities. New York: Praeger.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх