Кризис теории человеческого капитала и антикризисные возможности криптоэкономики

 
Код статьиS086904990012326-0-1
DOI10.31857/S086904990012326-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник Института системного анализа Федерального исследовательского центра “Информатика и управление” РАН
Аффилиация: Федеральный исследовательский центр “Информатика и управление” РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Ведущий научный сотрудник Института системного анализа Федерального исследовательского центра “Информатика и управление” РАН
Аффилиация: Федеральный исследовательский центр “Информатика и управление” РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 5
Страницы107-120
Аннотация

Авторы рассматривают несколько доказательств кризисного состояния теории человеческого капитала. Во-первых, речь идет о наблюдающемся в последние годы росте доходности “нечеловеческого” капитала по сравнению с человеческим. А во-вторых, об увеличении кадрового голода при разрастающейся системе образования и повышении стоимости ее услуг. Эти явления не имеют объяснения в классической теории человеческого капитала. Авторы, однако, не считают, что указанные проблемы свидетельствуют о крахе теории человеческого капитала. Рассматривая проблемы человеческого капитала в контексте развития криптоэкономики и лежащих в ее основе технологий распределенного реестра, они обнаруживают инструменты, с помощью которых возможно разрешение кризиса или, по крайней мере, смягчение его проявлений.

Ключевые словачеловеческий капитал, технологическая революция, криптоэкономика, блокчейн, институты, сообщества
Источник финансированияРабота выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 19-29-07509 “Исследование профессиональных и социальных коллаборативных сообществ как сетевых форм человеческого капитала”).
Получено11.11.2020
Дата публикации11.11.2020
Кол-во символов37580
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Круг тех вопросов, которые сейчас относятся к области исследований человеческого капитала, привлекал внимание исследователей задолго до того, как за ним был признан статус специальной области экономических и социальных исследований и был изобретен сам термин “человеческий капитал”. Фактически каждая эпохальная технологическая инновация предъявляла новые требования к качеству рабочей силы: в плане общего образования, профессиональных навыков, здоровья, а также вызывала преобразования в социальных институтах. Например, переход от ручного труда к машинному вызвал к жизни светские учебные заведения, обеспечивающие заводы и фабрики специально подготовленными кадрами. В обществе появилось осознание качественного разнообразии рабочей силы, возникли дискуссии о допустимой величине рабочего времени, об использовании детского труда и др.
2 Цифровые коммуникационные технологии тоже вызвали сопоставимые по масштабам изменения в экономической жизни общества и в требованиях к рабочей силе. Но изменения эти, чего не случалось никогда прежде, оказались спрессованы на историческом интервале, равном жизни одного поколения. Недаром в последние десятилетия одним из важнейших в экономической науке стал вопрос о цене экономической трансформации [Норт 1997; Аджемоглу, Робинсон 2016]. Не исключено даже, что наблюдаемый экстремально быстрый темп технологических изменений может оказаться губительным для многих механизмов, регулирующих социально-экономические процессы, в том числе для механизмов регуляции спроса и предложения на рынке человеческого капитала. Об этом говорит, в частности, очевидное отставание (нечувствительность) традиционных способов производства и применения человеческого капитала к вызовам, обусловленным появлением его новых форм1. Но для исследователя главное здесь – атмосфера постоянного экспериментирования, испытания новых гипотез и технологий работы с человеческим капиталом. Некоторое представление о разнообразии теоретических моделей экономической динамики, связывающих человеческий капитал, технологии и особенности политических систем, дает, например, [Асемоглу 2018]. 1. О разрушительных и трансформирующих влияниях цифровых технологий на характер труда см. [Acemoglu, Restrepo 2019]. Подробный обзор причин, в силу которых “созданный образованием человеческий потенциал в настоящее время все хуже капитализируется”, вызывая замедление экономического роста на глобальном и национальном уровнях, содержится в [Кузьминов, Сорокин, Фрумин 2019].
3 Одной из областей зарождения новейших трендов в развитии человеческого капитала выступает криптоэкономика, энергично эволюционирующая подсистема экономики цифровой. Понятно, что здесь опасности, связанные с неравномерностью развития технологий, организаций и институтов, присутствуют в полной мере и находят свое отражение в проблемах функционирования человеческого капитала. А необходимые решения напрямую зависят от способности с максимальной скоростью и адекватностью координировать новые возможности работы с человеческим капиталом и уже признанные подходы и концепты. Вот только существующие концепты человеческого капитала вместе составляют довольно слабо структурированную совокупность идей и моделей, зачастую междисциплинарных, иногда мультидисциплинарных, а случается – и взаимоисключающих. Поэтому вписывать новые идеи и формы в контекст эволюции представлений о природе человеческого капитала – непростая задача. Тем не менее именно с ее решения начинается как работа любого исследователя, занятого поиском более адекватной сегодняшнему дню концепции человеческого капитала, так и работа руководства HR-отдела над стратегией увеличения человеческого потенциала организации (фирмы). На наш взгляд, совершенно справедливо утверждение гарвардской исследовательницы К. Голдин о том, что большинство исследований человеческого капитала “в сущности являются историческими” [Goldin 2016]. В настоящей статье мы предполагаем показать не только историческую обусловленность, но и перспективы тех форм человеческого капитала, которые обязаны своим существованием появлению криптоэкономики.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1059

Оценка читателей: голосов 0

1. Аджемоглу Д., Робинсон Дж.А. (2016) Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty (2012). М.: АСТ.

2. Асемоглу Д. (2018) Введение в теорию современного экономического роста. М.: Дело (institutiones.com/download/books/3227-vvedenie-v-teoriyu-sovremennogo-ekonomicheskogo-rosta.html).

3. Бельски Л. (2019) Как технологии изменят высшее образование, и каким образом университетам усилить свое влияние с помощью новых технологий // Ведомости (https://www.vedomosti.ru/management/articles/ 2019/12/11/818499-tehnologii-izmenyat).

4. Бурдье П. (2009) Формы капитала // Гуманитарный портал (https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2009/2601).

5. Бутерин В. (2017) Введение в футархию // Medium (https://medium.com/@blockchtenie/введение-в-футархию-12963e68fcb5).

6. Доклад о мировом развитии 2019 “Изменение характера труда”. Вашингтон: Всемирный банк. doi:10.1596/978-1-4648-1328-3 (https://www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/wdr2019).

7. Коулман Дж. (2001) Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. № 3. С. 121–139.

8. Кузьминов Я., Сорокин П., Фрумин И. (2019) Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования // Форсайт. Т. 13. № 2. С. 19–41.

9. Кумбс Ф.Г. (1970) Кризис образования в современном мире. Системный подход. М.: Прогресс.

10. Лесин С. М., Махотин Д. А. (2018) MOOC как современная технология организации смешанного обучения: понятие, классификация, структура // Интерактивное образование (https://interactiv.su/2018/05/11/mooc-).

11. Насколько богата Россия? Комплексная оценка богатства России с 2000 по 2017 годы (2019). Всемирный банк (http://documents1.worldbank.org/ curated/ru/402431575351416107/pdf/How-Wealthy-is-Russia-Measuring-Russias-Comprehensive-Wealth-from-2000-2017.pdf).

12. Норт Д. (1997) Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Центр гуманитарных технологий (https://gtmarket.ru/laboratory/basis/6310).

13. Пикетти Т. (2015) Капитал в XXI веке (https://www.litmir.me/br/?b=273479&p=1#section_1).

14. Пикетти Т. (2019) Le Monde (Франция): неравенство — идеологическое и политическое явление. Отрывки из новой книги Т. Пикетти // ИноСМИ (https://inosmi.ru/social/20190907/245784454.html).

15. Стэндинг Г. (2014) Прекариат. Новый опасный класс. М.: Ад Маргинем Пресс (http://spkurdyumov.ru/uploads/2016/05/prekariat-novyj-opasnyj-klass.pdf).

16. Тиль П. (2020) Питер Тиль — о том, почему высшее образование переоценено // Esquire. № 72. (https://esquire.ru/articles/2189-peter-thiel/#part0).

17. Тиль П., Мастерс Б. (2015) От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее. М.: Альпина Паблишер (https://www.rulit.me/books/ot-nulya-k-edinice-kak-sozdat-startap-kotoryj-izmenit-budushchee-read-433862-1.html).

18. Фоссен Ф., Зоргнер А. (2019) Будущее труда: деструктивные и трансформационные эффекты цифровизации // Форсайт. Т. 13. № 2. С. 10–18.

19. Acemoglu D., Gallego F.A., Robinson J.A. (2014) Institutions, human capital, and development // Annual Review of Economics. Vol. 6. № 1. Pp. 875–912 (https://economics.mit.edu/files/9940).

20. Deloitte Global Human Capital Trends report, Leading the social enterprise: Reinvent with a human focus (2019) (https://www2.deloitte.com/ content/dam/insights/us/articles/5136_HC-Trends-2019/DI_HC-Trends-2019.pdf).

21. Goldin C. (2016) Human Capital // Handbook of Cliometrics. Heidelberg, Germany: Springer Verlag (https://scholar.harvard.edu/goldin/publications/ human-capital).

22. Household Debt and Credit Developments in 2018:Q4 (Released February 2019). Federal Reserve Bank of New York (https://www.newyorkfed.org/ medialibrary/interactives/householdcredit/data/pdf/hhdc_2018q4.pdf ).

23. Kaplan A. (2019) A new learning credential blockchain to help bridge the skills gap // Blockchain Pulse: IBM Blockchain Blog (https://www.ibm.com/blogs/blockchain/2019/11/a-new-learning-credential-blockchain-to-help-bridge-the-skills-gap/).

24. Leskin P. (2019) These 23 successful tech moguls never graduated college // Business Insider (https://www.businessinsider.com/mark-zuckerberg-steve-jobs-tech-executives-never-graduated-college-dropouts-2019-5).

25. McKinsey Global Institute (2019) Digital identification: A key to inclusive growth. April 17 (https://www.mckinsey.com/business-functions/mckinsey-digital/our-insights/digital-identification-a-k).

26. 22nd Annual Global CEO Survey. CEOs’ curbed confidence spells caution (PWC 2019) (https://www.pwc.com/gx/en/ceo-survey/2019/report/pwc-22nd-annual-global-ceo-survey.pdf).

27. Schulz T. (1961) Investment in Human Capital // American Economic Review. March. № 1 (http://la.utexas.edu/users/hcleaver/330T/350kPEE SchultzInvestmentHumanCapital.pdf).

28. Southwick S. (2020) EdTech Industry Analysis & Trends (2020) // Toptal (https://www.toptal.com/finance/market-research-analysts/edtech-trends-2020).

29. Stark J. (2017) Making Sense of “Cryptoeconomics”// Medium (https://medium.com/l4-media/making-sense-of-cryptoeconomics-5edea77e4e8d).

30. Tan E. (2014) Human Capital Theory: A Holistic Criticism // Review of Educational Research. Vol. 84. № 3. Pр. 411–445 (https://doi.org/10.3102/0034654314532696).

31. Tapscott D., Kaplan A. (2019) Blockchain Revolution in Education and Lifelong Learning: Preparing for Disruption, Leading the Transformation. Blockchain Research Institute and IBM Institute for Business Value, 25 May 2018, rev. 23 April 2019.

32. Wiles J. (2019) 5 Ways Blockchain Will Affect HR // Gartner (https://www.gartner.com/smarterwithgartner/5-ways-blockchain-will-affect-hr/).

33. Yao Y. (2019) Does higher education expansion enhance productivity? // Journal of Macroeconomics. Vol. 59. Pp. 169–194.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх