The crisis of human capital theory and anti-crisis opportunities of cryptoeconomics

 
PIIS086904990012326-0-1
DOI10.31857/S086904990012326-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading researcher, Federal Research Center “Computer Science and Control” of Russian Academy of Sciences
Affiliation: Federal Research Center “Computer Science and Control”, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: leading researcher, Federal Research Center “Computer Science and Control” of Russian Academy of Sciences
Affiliation: Federal Research Center “Computer Science and Control”, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 5
Pages107-120
Abstract

The authors consider several evidences of the crisis state of the theory of human capital. Firstly, we are talking about the observed growth in the profitability of “non-human” capital in comparison with human capital in recent years. And secondly, we are talking about an increase in staff shortages with a growing education system and an increase in the cost of its services. These phenomena have no explanation in the classical theory of human capital. The authors, however, do not believe that these problems indicate the collapse of the theory of human capital. Looking at the problems of human capital in the context of the development of the crypto economy and the underlying distributed ledger technologies, they discover tools that can be used to resolve the crisis or, at least, mitigate its manifestations.

Keywordshuman capital, technological revolution, cryptoeconomics, blockchain, institutions, communities
Received11.11.2020
Publication date11.11.2020
Number of characters37580
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Круг тех вопросов, которые сейчас относятся к области исследований человеческого капитала, привлекал внимание исследователей задолго до того, как за ним был признан статус специальной области экономических и социальных исследований и был изобретен сам термин “человеческий капитал”. Фактически каждая эпохальная технологическая инновация предъявляла новые требования к качеству рабочей силы: в плане общего образования, профессиональных навыков, здоровья, а также вызывала преобразования в социальных институтах. Например, переход от ручного труда к машинному вызвал к жизни светские учебные заведения, обеспечивающие заводы и фабрики специально подготовленными кадрами. В обществе появилось осознание качественного разнообразии рабочей силы, возникли дискуссии о допустимой величине рабочего времени, об использовании детского труда и др.
2 Цифровые коммуникационные технологии тоже вызвали сопоставимые по масштабам изменения в экономической жизни общества и в требованиях к рабочей силе. Но изменения эти, чего не случалось никогда прежде, оказались спрессованы на историческом интервале, равном жизни одного поколения. Недаром в последние десятилетия одним из важнейших в экономической науке стал вопрос о цене экономической трансформации [Норт 1997; Аджемоглу, Робинсон 2016]. Не исключено даже, что наблюдаемый экстремально быстрый темп технологических изменений может оказаться губительным для многих механизмов, регулирующих социально-экономические процессы, в том числе для механизмов регуляции спроса и предложения на рынке человеческого капитала. Об этом говорит, в частности, очевидное отставание (нечувствительность) традиционных способов производства и применения человеческого капитала к вызовам, обусловленным появлением его новых форм1. Но для исследователя главное здесь – атмосфера постоянного экспериментирования, испытания новых гипотез и технологий работы с человеческим капиталом. Некоторое представление о разнообразии теоретических моделей экономической динамики, связывающих человеческий капитал, технологии и особенности политических систем, дает, например, [Асемоглу 2018]. 1. О разрушительных и трансформирующих влияниях цифровых технологий на характер труда см. [Acemoglu, Restrepo 2019]. Подробный обзор причин, в силу которых “созданный образованием человеческий потенциал в настоящее время все хуже капитализируется”, вызывая замедление экономического роста на глобальном и национальном уровнях, содержится в [Кузьминов, Сорокин, Фрумин 2019].
3 Одной из областей зарождения новейших трендов в развитии человеческого капитала выступает криптоэкономика, энергично эволюционирующая подсистема экономики цифровой. Понятно, что здесь опасности, связанные с неравномерностью развития технологий, организаций и институтов, присутствуют в полной мере и находят свое отражение в проблемах функционирования человеческого капитала. А необходимые решения напрямую зависят от способности с максимальной скоростью и адекватностью координировать новые возможности работы с человеческим капиталом и уже признанные подходы и концепты. Вот только существующие концепты человеческого капитала вместе составляют довольно слабо структурированную совокупность идей и моделей, зачастую междисциплинарных, иногда мультидисциплинарных, а случается – и взаимоисключающих. Поэтому вписывать новые идеи и формы в контекст эволюции представлений о природе человеческого капитала – непростая задача. Тем не менее именно с ее решения начинается как работа любого исследователя, занятого поиском более адекватной сегодняшнему дню концепции человеческого капитала, так и работа руководства HR-отдела над стратегией увеличения человеческого потенциала организации (фирмы). На наш взгляд, совершенно справедливо утверждение гарвардской исследовательницы К. Голдин о том, что большинство исследований человеческого капитала “в сущности являются историческими” [Goldin 2016]. В настоящей статье мы предполагаем показать не только историческую обусловленность, но и перспективы тех форм человеческого капитала, которые обязаны своим существованием появлению криптоэкономики.

Number of purchasers: 0, views: 1018

Readers community rating: votes 0

1. Acemoglu D. (2018) Vvedenie v teoriyu sovremennogo ekonomicheskogo rosta.konomicheskogo rosta [Introduction to Modern Economic Growth]. Moscow: Delo (institutiones.com/download/books/3227-vvedenie-v-teoriyu-sovremennogo-ekonomicheskogo-rosta.html).

2. Acemoglu D., Gallego F.A., Robinson J.A. (2014) Institutions, human capital, and development. Annual Review of Economics, vol. 6, no. 1, pp. 875–912 (https://economics.mit.edu/files/9940).

3. Acеmoglu D., Robinson J.A. (2016) Pochemu odni strani bogatye, a drugie bednye. Proishozhdenie vlasti, procvetaniya i nischety [Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty]. Moscow: AST.

4. Belsky L. (2019) Kak tehnologii izmenyat vyshee obrazovanie, i kakim obrazom universitetam usilit svoyo vliyanie s pomoshchyu novyh tehnologiy [How technology will change higher education, and how universities are increasing their influence with new technologies]. Vedomosti (https://www.vedomosti.ru/ management/articles/2019/12/11/818499-tehnologii-izmenyat).

5. Bourdieu P. (2009) Formy kapitala [The Forms of Capital] (https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2009/2601).

6. Buterin V. (2017) Vvedenie v futarhiyu [An Introduction to Futarchy]. Medium (https://medium.com/@blockchtenie/введение-в-футархию-12963e68fcb5).

7. Deloitte Global Human Capital Trends report, Leading the social enterprise: Reinvent with a human focus (2019) (https://www2.deloitte.com/content/ dam/insights/us/articles/5136_HC-Trends-2019/DI_HC-Trends-2019.pdf).

8. Doklad o mirovom razvitii 2019. Izmenenie haraktera truda [World Development Report 2019: The Changing Nature of Work]. Washington: The World Bank, doi:10.1596/978-1-4648-1328-3. (https://www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/wdr2019).

9. Coleman J. (2001) Kapital socialny i chelovecheskiy [Social Capital in the Creation of Human Capital]. Obschestvennye nauki i sovremennost, no. 3, pp. 121–139.

10. Coombs P.H. (1970) Krizis obrazovaniya v sovremennom mire. Sistemny podhod [The world educational crisis. A systems analysis]. Moscow: Progress.

11. Fossen F., Sorgner A. (2019) Mapping the Future of Occupations: Transformative and Destructive Effects of New Digital Technologies on Jobs. Foresight and STI Governance, vol. 13, no. 2, pp. 10–18. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.2.10.18.

12. Goldin C. (2016) Human Capital. Handbook of Cliometrics. Heidelberg, Germany: Springer Verlag (https://scholar.harvard.edu/goldin/publications/human-capital).

13. Household Debt and Credit Developments in 2018:Q4 (2019) Federal Reserve Bank of New York (https://www.newyorkfed.org/medialibrary/ interactives/householdcredit/data/pdf/hhdc_2018q4.pdf ).

14. Kaplan A. (2019) A new learning credential blockchain to help bridge the skills gap. Blockchain Pulse: IBM Blockchain Blog (https://www.ibm.com/blogs/blockchain/2019/11/a-new-learning-credential-blockchain-to-help-bridge-the-skills-gap/).

15. Kuzminov Ya., Sorokin P., Froumin I. (2019) Obshchie i spetsialnye navyki kak komponenty chelovecheskogo kapitala: novye vyzovy dlya neorii i praktiki obrazovaniya [Generic and Specific Skills as Components of Human Capital: New Challenges for Education Theory and Practice. Foresight and STI Governance, vol. 13, no. 2, pp. 19–41. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.2.19.41.

16. Lesin S.M., Mahotin D.A. (2018) MOOC kak sovremennaya tehnologiya organizacii smeshannogo obucheniya: ponyatie, klassifikaciya, struktura [MOOC as a modern technology for organizing mixed learning: concept, classification, structure]. Interaktivnoe obrazovanie (https://interactiv.su/2018/05/11/mooc-).

17. Leskin P. (2019) These 23 successful tech moguls never graduated college. Business Insider (https://www.businessinsider.com/mark-zuckerberg-steve-jobs-tech-executives-never-graduated-college-dropouts-2019-5).

18. McKinsey Global Institute (2019) Digital identification: A key to inclusive growth. April 17. Report (https://www.mckinsey.com/business-functions/mckinsey-digital/our-insights/digital-identification-a-k).

19. Naskolko bogata Rossiya? Kompleksnaya ocenka bogatstva Rossii s 2000 po 2017 gody (2019) [How rich is Russia? Comprehensive assessment of Russia's wealth from 2000 to 2017]. The World Bank (http://documents1.worldbank.org/curated/ru/402431575351416107/pdf/How-Wealthy-is-Russia-Measuring-Russias-Comprehensive-Wealth-from-2000-2017.pdf).

20. North D. (1997) Instituty, institucionalnye izmeneniya i funkcionirovanie ekonomiki. Moscow [Institutions, Institutional Change and Economic Performance]. Centr gumanitarnih tehnologiy (https://gtmarket.ru/ laboratory/basis/6310).

21. Piketti T. (2019) Le Monde (France): neravenstvo ideologicheskoe i politicheskoe yavlenie. Otrivki iz novoy knigi Toma Piketti [Le Monde (France): inequality is an ideological and political phenomenon. Excerpts from a new book by Thomas Piketty]. InoSMI (https://inosmi.ru/social/20190907/245784454.html).

22. Piketti T. (2015) Kapital v XXI veke [Capital in the Twenty-First Century] (https://www.litmir.me/br/?b=273479&p=1#section_1).

23. PWC (2019) 22nd Annual Global CEO Survey. CEOs’ curbed confidence spells caution (https://www.pwc.com/gx/en/ceo-survey/2019/report/pwc-22nd-annual-global-ceo-survey.pdf).

24. Schulz T. (1961) Investment in Human Capital. American Economic Review. March, no. 1 (http://la.utexas.edu/users/hcleaver/330T/350kPEE SchultzInvestmentHumanCapital.pdf).

25. Stark J. (2017) Making Sense of “Cryptoeconomics”. Medium (https://medium.com/l4-media/making-sense-of-cryptoeconomics-5edea77e4e8d).

26. Stending G. (2014) Prekariat. Noviy opasniy klass [The Precariat: The New Dangerous Class]. Moscow: Ad Marginem Press (http://spkurdyumov.ru/uploads/2016/05/prekariat-novyj-opasnyj-klass.pdf).

27. Tan E. (2014) Human Capital Theory: A Holistic Criticism. Review of Educational Research, vol. 84, no. 3, pp. 411–445 (https://doi.org/10.3102/0034654314532696).

28. Tapscott D., Kaplan A. (2019) Blockchain Revolution in Education and Lifelong Learning: Preparing for Disruption, Leading the Transformation. Blockchain Research Institute and IBM Institute for Business Value, 25 May 2018, rev. 23 April 2019.

29. Thiel P. (2020) Piter Thiel o tom, pochemu visshee obrazovanie pereoceneno [Peter Thiel – why higher education is overrated]. Esquire, no. 72. (https://esquire.ru/articles/2189-peter-thiel/#part0).

30. Thiel P., Masters B. (2015) Ot nulya k edinice. Kak sozdat startap, kotoriy izmenit buduschee [Zero to One: Notes on Startups, or How to Build the Future]. Moscow: Alpina Pablisher (https://www.rulit.me/books/ot-nulya-k-edinice-kak-sozdat-startap-kotoryj-izmenit-budushchee-read-433862-1.html).

31. Wiles J. (2019) 5 Ways Blockchain Will Affect HR. Gartner (https://www.gartner.com/smarterwithgartner/5-ways-blockchain-will-affect-hr/).

32. Yao Y. (2019) Does higher education expansion enhance productivity? Journal of Macroeconomics, vol. 59, pp. 169–194.

Система Orphus

Loading...
Up