Общество и пандемия: теоретико-методологические основания психологических исследований

 
Код статьиS086904990012123-7-1
DOI10.31857/S086904990012123-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет Высшая школа Экономики
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Национальный исследовательский университет Высшая школа Экономики
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 6
Страницы49-64
Аннотация

В статье обсуждается проблема использования теоретических конструктов «психические состояния общества» и «психическая депривация», сформулированных в традициях отечественной социальной психологии, при изучении современного общества в условиях пандемии. Представляются теоретические поля психических (психологических) состояний общества и концепции психической депривации, разработанные российскими социальными психологами. Анализируются современные исследования, посвященные пандемиям, включая пандемию COVID-19, релевантные основным идеям, обсуждаемым в русле данных теорий. Утверждается, что история развития российских социальных наук позволяет среди научного наследия идентифицировать теоретические идеи, модели, концепции, ранее подкрепленные эмпирикой и релевантные потребностям сегодняшнего дня, а именно изучению общества в условиях социальной изоляции, депривации и принудительной цифровизации социальных отношений, типичных для пандемии COVID-19.

 

 

Ключевые словапсихические состояния общества, депривация, пандемия, COVID-19, изоляция, доверие
Получено29.12.2020
Дата публикации29.12.2020
Кол-во символов25149
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Идеи Маргарет Мид, представляющие префигуративный тип культуры как форму существования общества в максимально изменчивых условиях, благодаря которым опыт передается не только от родителей к детям, но и от детей к родителям (в тех случаях, когда дети быстрее адаптируются к изменениям) [Mead 1970], обычно используют при характеристике процесса социализации в обществе. В то же время способы научной рефлексии социальных изменений, теоретический аппарат, помогающий идентифицировать и концептуализировать эмпирику в префигуративной культуре, также нуждается в постоянном обновлении. Чтобы теории, описывающие и объясняющие социальные феномены, не устаревали, обновлялись, необходимы дискуссии, позволяющие понять, когда теоретическая конструкция выполняет свою функцию объяснения и прогнозирования социальной жизни, а в каких случаях теория становится историей, релевантной лишь прошлому социальному контексту.
2 Общество в пандемии COVID-19 перед социальными исследователями поставило задачи, связанные с анализом новых и динамичных ситуаций. В то же время использование теоретических рамок при планировании эмпирических исследований необходимо в любых условиях: теории помогают оформить понятийный аппарат, обозначить предмет, объект исследования, сформулировать гипотезу или исследовательский вопрос. Однако ритм «реальной пандемии» задает такой режим, когда теоретические контексты становятся как бы вторичными, а на первый план выходит оперативный сбор «фактов».
3 В данной обзорной статье предполагается проанализировать, как идеи двух теоретических полей (психические состояния общества и психическая депривация), сформулированные в предметном поле российской и советской социальной психологии, воспроизводятся в эмпирических исследованиях о пандемиях. При этом предполагается использовать исследования с анализом «своей эмпирики» и «чужой эмпирики» [Юревич 2003], то есть статьи, которые тематически близки проблемам психических состояний общества и психической депривации, но могут быть концептуализированы вне данных теоретических координат. Цель статьи – прояснить, насколько теоретические конструкты «психические состояния общества» и «психическая депривация», сформулированные в традициях отечественной социальной психологии, могут быть востребованы при изучении современного общества в условиях пандемии.
4 Психические состояния общества: теоретический контекст
5 Изучая общество в период пандемий невозможно игнорировать проблему психических состояний. Пребывание в условиях неопределенности и угрозы, как правило, связывают с негативными психическими состояниями на групповом уровне (на уровне общества) и рассматривают это в контексте психологии больших групп, к которым относят социально-демографические группы (мужчины и женщины, пожилые и молодые, горожане и сельчане и т.д.), этнокультурные сообщества и т.д. [Дубов 2012].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 808

Оценка читателей: голосов 0

1. Абрамова М. А. (2008) Социально-психологический подход к исследованию больших групп // Вестник НГУ. №6. Выпуск 2. С. 90-95.

2. Аникин В.А. (2006) Жизненные проблемы россиян и их запросы к социальной политике // Социс. № 12(272). С.15-21.

3. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. (2008) Прогнозирование настроений и идентификация «социальных пузырей» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 1 (85). С. 62-71.

4. Бойко О.М., Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. (2020) Психологическое состояние людей в период пандемии COVID-19 и мишени психологической работы // Психологические исследования. Т. 13. № 70. C. 1-12.

5. Войтенко М. Ю., Т. В. Дробышева (2018) Взаимосвязь удовлетворенности условиями проживания в мегаполисе и социально-психологического благополучия личности детей // Социальная и экономическая психология. Часть 2: Новые научные направления / Отв. ред. Ю. В. Ковалева, Т. А. Нестик. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

6. Гагарина М.А., Савченко Д.В. (2018) Субъективная оценка состояния российского общества и ее связь с личностными чертами и экономическим поведением россиян // Ученые записки Российского государственного социального университета. Т. 17. № 2 (147). С. 14–22.

7. Дробышева Т. В., Емельянова Т. П. (2015) Коллективные чувства представителей разных групп общества в отношении значимых социальных явлений / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 4 (июль — август) (http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2015/4/Drobysheva_Emelyanova_Collective-Feelings/).

8. Дубов И.Г. (2012) Психология больших групп как один из важнейших разделов социальной психологии // Психологическая наука и образование. №1. (https://psyjournals.ru/files/50841/psyedu_ru_2012_1_Dubov_1.pdf).

9. Емельянова Т.П. (2016) Феномен коллективных чувств в психологии больших групп // Социальная и экономическая психология.Том 1. № 1 (http://soc-econom-psychology.ru/engine/documents/document195.pdf).

10. Ильин В.А., Морев М.В. (2016) Психологическое состояние российского общества // Вестник РАН. Том 86. № 10. С. 921–932.

11. Ильин Е.П. (2005) Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер.

12. Каширина Л. В. (2004) Статусно-ролевые аспекты социально-психологических состояний социальных групп // Социология власти. № 5. С. 124-134.

13. Кондратьев М.Ю. (1997) Подросток в замкнутом круге общения. М.: Институт практической психологии. Воронеж: МОДЭК.

14. Кондратьев М.Ю. (2011) Особенности интрагруппового структурирования в сообществах несовершеннолетних правонарушителей в условиях принудительной изоляции // Социальная психология и общество. № 4. С. 50—70.

15. Козлова А.В. (2009) Сравнительный анализ представлений педагогов и военных врачей о ВИЧ-инфекции // Психологические исследования: электрон. науч. журн. № 3(5). (http://psystudy.ru/index.php/num/2009n3-5/169-kozlova-av5.html).

16. Ларина Г. Н. (2018) Свобода группы как предмет социально-психологического исследования // Социальная и экономическая психология. Часть 2: Новые научные направления / Отв. ред. Ю. В. Ковалева, Т. А. Нестик. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

17. Лебедев А. Н., Гордякова О. В. (2018) Психологическое состояние общества и феномен психологической поляризации // Социальная и экономическая психология. Том 4. № 2 (14). С. 22-45.

18. Лебедев А.Н. (2018) Индикаторы и предикторы психологического состояния российского общества // Человеческий капитал. №6(114). С. 66-76.

19. Маликова Т. В., Новикова Т. О., Пирогов Д. Г., Мурза-Дер Г. А. (2020) Отчет по результатам опроса «Социокультурные представления о коронавирусной инфекции (COVID-19) // Психология человека в образовании. Т. 2, No 1. С. 119-122. doi: 10.33910/2686-9527-2020-2-1-119-122 .

20. Мухина В.С. (2006) Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия.

21. Назаретян А. П. (2001) Психология стихийного массового поведения. Лекции: ПЕР СЭ; М.

22. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. (2018) Отношение к глобальным рискам: социально-психологический анализ // Психологический журнал.Т.39. № 1. С. 127–138.

23. Нестик Т.А., Журавлев А.Л. (2018) Психология глобальных рисков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

24. Ольшанский Д.В. (2002) Политическая психология. СПб.: «Питер».

25. Панов В.И. (1998) Психическое состояние как объект и предмет психологического исследования // Мир психологии. № 2. С. 20–35.

26. Первичко Е.И., Митина О.В., Степанова О.Б. Конюховская Ю.Е., Дорохов Е.А. (2020) Восприятие COVID-19 населением России в условиях пандемии 2020 года // Клиническая и специальная психология. №2. С. 119-146.

27. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. (1990). М.

28. Радина Н.К. (2016) Социально-психологический феномен «закрытости» М.Ю.Кондратьева: от «закрытой группы» — к «закрытому обществу» // Социальная психология и общество. Т. 7. № 1. С. 45—58.

29. Решетников А.В., Павлов С.В., Присяжная Н.В. (2018) Социально конструированный образ вич-инфицированного // Социс. №6. С. 134-140.

30. Сорокин М.Ю., Касьянов Е.Д., Рукавишников Г.В., Макаревич О.В., Незнанов Н.Г., Лутова Н.Б., Мазо Г.Э. (2020) Психологические реакции населения как фактор адаптации к пандемии COVID-19 // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М.Бехтерева. №2. С. 87-94.

31. Тернер Дж. (2003) Социальное влияние. СПб: Питер.

32. Урнов М.Ю.(2007) Эмоциональная атмосфера общества как объект политологического исследования: постановка проблемы. Препринт WP14/2007/01. М.: ГУ ВШЭ.

33. Шестопал Е.Б. (2017) Психологическое состояние российского общества между парламентскими и президентскими выборами. Сравнительный анализ // Сравнительная политика. Т.8. №2. С. 119-129.

34. Шляховая Е. В. (2018) Доверие как условие принятия решений в VUCA-мире // Социальная и экономическая психология. Часть 2: Новые научные направления / Отв. ред. Ю. В. Ковалева, Т. А. Нестик. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

35. Шорохова Е.В. (2002) Теоретические проблемы исследования больших социальных групп / Социальная психология: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ. С.252-267.

36. Юревич А. В. (2003) Структура психологических теорий: Методологические и теоретические проблемы психологии // Психологический журнал. Том24. №1. С. 5-13.

37. Ahmed S. (2004) Collective Feelings: Or, the Impressions Left by Others // Theory, Culture & Society. Vol 21, Issue 2.P.25-42.

38. Bin C., Zhang J.M., Jiang Z., Shao J., Jiang T., Wang Z., Liu K., Tang S., Gu H., Jiang J. (2015) Media and public reactions toward vaccination during the ‘hepatitis B vaccine crisis’ in China // Vaccine. Vol. 33.Issue 15. P. 1780-1785.

39. Davis, M.D.M., Stephenson, N., Lohm, D. et al. (2015) Beyond resistance: social factors in the general public response to pandemic influenza // BMC Public Health. 15: 436. (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25926035/).

40. Drury J, Cocking C, Reicher S. (2008) Everyone for themselves? A comparative study of crowd solidarity among emergency survivors // British Journal of Social Psychology. 00. P. 1–21 (http://www.researchgate.net/profile/John_Drury3/publication/23255809_Everyone_for_themselves_A_comparative_study_of_crowd_solidarity_among_emergency_survivors/links/0deec518cfd6a73de0000000.pdf).

41. Glowacki E. M., Lazard A.J., Wilcox G.B., Mackert M., Bernhardt J.M. (2016) Identifying the public's concerns and the Centers for Disease Control and Prevention's reactions during a health crisis: an analysis of a Zika live Twitter chat // American Journal of Infection Control. Vol. 44. Issue 12. P. 1709-1711.

42. Gritsenko V., Skugarevsky O., Konstantinov V., Khamenka N., Marinova T., Reznik A., Isralowitz R. (2020) COVID 19 fear, stress, anxiety, and substance use among Russian and Belarusian university students // International journal of mental health and addiction. P. 1–7. Advance online publication. (https://doi.org/10.1007/s11469-020-00330-z).

43. Helbing D., Buzna L, Johansson A., Werner T. (2020) Self-Organized Pedestrian Crowd Dynamics: Experiments, Simulations, and Design Solutions // Transportation Science. № 39 (1). P. 1-24.

44. Joensen L. E., Madsen K. P., Holm L., Nielsen K. A., Rod M. H., Petersen A. A., Rod N. H., Willaing I. (2020) Diabetes and COVID-19: psychosocial consequences of the COVID-19 pandemic in people with diabetes in Denmark-what characterizes people with high levels of COVID-19-related worries? // Diabet Med.37(7) P. 1146-1154. doi: 10.1111/dme.14319.

45. Kachanoff F.J., Bigman Y.E., Kapsaskis K., Gray K. (2020) Measuring realistic and symbolic threats of covid-19 and their unique impacts on well-being and adherence to public health behaviors// Social Psychological and Personality Science (https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/1948550620931634).

46. Kniffin K. M., Narayanan J., Anseel F., Antonakis J., Ashford S. P., Bakker A. B., Bamberger P., Bapuji H., Bhave D. P., Choi V. K., Creary S. J., Demerouti E., Flynn F. J., Gelfand M. J., Greer L. L., Johns G., Kesebir S., Klein P. G., Lee S. Y., .Vugt M. V. (2020) COVID-19 and the workplace: implications, issues, and insights for future research and action // American Psychologist. Advance online publication (https://doi.org/10.1037/amp0000716).

47. Li S., Liu Z., Li Y. (2020) Temporal and spatial evolution of online public sentiment on emergencies. // Information Processing & Management. Vol. 57. Issue 2. ( https://doi.org/10.1016/j.ipm.2019.102177).

48. Mahmud M. S., Talukder M. U., & Rahman S. M. (2020) Does ‘Fear of COVID-19’ trigger future career anxiety? An empirical investigation considering depression from COVID-19 as a mediator // International Journal of Social Psychiatry. (https://doi.org/10.1177/0020764020935488).

49. Mead M. (1970) Culture and Commitment: A Study of the Generation Gap. New York: Doubleday (Natural History Press, published for the American Museum of Natural History).

50. Nieforth L. O., O'Haire M. E. (2020) The role of pets in managing uncertainty from COVID-19 // Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. 12(S1). P. 245–246.

51. Pillay A.L., Barnes B.R. (2020) Psychology and COVID-19: impacts, themes and way forward // South African Journal of Psychology. 50(2). P.148-153.

52. Paek H-J., Hilyard K., Freimuth V.S., Barge J.K., Mindlin M. (2008) Health communication and its role in the prevention and control of communicable diseases in Europe. Current evidence, practice and future developments // MUP Health Promotion Practice Supplement to October 2008. Vol. 9. No. 4. 60-72. DOI: 10.1177/1524839908322114.

53. Raunack-Mayer A., Tooher R., Collins J.E. et al. (2013) Understanding the school community’s response to school closures during the H1N1 2009 influenza pandemic // BMC Public Health 13. 344. (https://proxylibrary.hse.ru:2120/10.1186/1471-2458-13-344).

54. Rizvi Jafree S., ul Momina A., Naqi S. A. (2020) Significant other family members and their experiences of COVID-19 in Pakistan: a qualitative study with implications for social policy // Stigma and Health. Advance online publication. (https://psycnet.apa.org/fulltext/2020-63909-001.pdf).

55. Rosas O.V., Serrano-Puche J. (2018) News Media and the Emotional Public Sphere // International Journal of Communication. 12(2018). P. 2031–2039.

56. Rowe G., Hawkes G., Houghton J. (2008) Initial UK public reaction to avian influenza:analysis of opinions posted on the BBC website // Health, Risk & Society. 10:4. P. 361-384, DOI: 10.1080/13698570802166456.

57. Schroyer D. (2020) Media effects on individual worldview and wellness for long-term care residents amid the COVID-19 virus // The Gerontologist. gnaa095. (https://doi.org/10.1093/geront/gnaa095).

58. Serafeim G. (2018) Public Sentiment and the Price of Corporate Sustainability // Financial Analysts Journal. 76 (2). P. 26-46.

59. Sheffler J. L., Sachs-Ericsson N.J., Joiner T.E. (2020) The interpersonal and psychological impacts of covid-19 on risk for late-life suicide // The Gerontologist. gnaa103. (https://doi.org/10.1093/geront/gnaa103).

60. Stephen Z. X., Wang Y., Rauch A., Wei F. (2020) Unprecedented disruption of lives and work: health, distress and life satisfaction of working adults in China one month into the COVID-19 outbreak // Psychiatry Research. Vol. 288. (https://doi.org/10.1016/j.psychres.2020.112958).

61. Tanoue Y., Shuhei N., Daisuke Y., Takayuki K., Akifumi E., Shoi S., Nahoko H., Hiroaki M. (2020) Mental health of family, friends, and co-workers of COVID-19 patients in Japan // Psychiatry Research. Vol. 291. 113067. (https://doi.org/10.1016/j.psychres.2020.113067).

62. Vaziri H., Casper W. J., Wayne J. H., & Matthews R. A. (2020) Changes to the work–family interface during the COVID-19 pandemic: examining predictors and implications using latent transition analysis // Journal of Applied Psychology. Advance online publication. (https://doi.org/10.1037/apl0000819).

63. Wahl-Jorgensen K. Questioning the Ideal of the Public Sphere: The Emotional Turn // Social Media + Society. (https://doi.org/10.1177/2056305119852175).

64. Zhou M., Qu S., Zhao L., Kong N., Campy K.S., Wang S. (2019) Trust collapse caused by the Changsheng vaccine crisis in China // Vaccine. Vol. 37. Issue 26. P. 3419-3425.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх