Постмодернизм как мировоззрение молодежи?

 
Код статьиS086904990010749-5-1
DOI10.31857/S086904990010749-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Социологический институт РАН – ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 4
Страницы31-40
Аннотация

В статье, построенной на материалах социологического опроса, ставится вопрос о том, что в мировоззрение современной русской молодежи все более проникают постмодернистские парадигмы восприятия реальности. Теряют свое значение естественные коллективные идентичности, такие как народ, национальность. Последней цитаделью традиционного у молодых людей остается семья, которой они придают большое значение, хотя элементы постмодернистского мировоззрения проникают и сюда. В рамках этой ментальной картины и существуют межэтнические браки, доля которых мало меняется со времен СССР, но восприятие которых с тех пор стало кардинально иным.

Ключевые словамежэтнические браки, постмодернизм, молодежь, традиционность, семья, социальная общность, народ, национальность
Источник финансированияпо государственному заданию (тема “Демографическое и социальное воспроизводство российской семьи и благополучия детей: публичное и приватное измеренияˮ , № государственной регистрации AAAA-A17-117030110147-4).
Получено01.09.2020
Дата публикации03.09.2020
Кол-во символов31974
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Исследование, которое я задумала, было рядовым: я продолжала свою тему изучения межэтнических браков, о которых уже писала в “Общественных науках и современностиˮ [Лурье 2018; Лурье 2019]. На этот раз меня интересовало отношение к межэтническим бракам молодежи от 18 до 21 года, тех, кто на 7-8 лет моложе опрошенных ранее [Лурье 2019], в контексте их установок по отношению к будущему, семье, народу1. Но результаты интервью заставили задуматься не только над темой исследования, но и над более философскими категориями. Они показали некоторый очевидный культурный разрыв с более старшим поколением и вступление российской молодежи в новую цивилизацию с совершенно другим пониманием человека и общества. Так, отношение к культуре, к категории народа, национального и индивидуального, восприятие своего будущего лежит у этой части молодежи в некой постмодернистской перспективе. И все-таки остается якорь, привязывающий ее к традиционным ценностям. Этот якорь – отношение к институту семьи, значение которой в глазах молодых растет. Правда, и тут не все однозначно… 1. Это был опрос с помощью закрытой анкеты, который проводился в Красноярске среди студентов русской национальности СФУ. Выборка 270 человек (111 юношей и 159 девушек). Выражаю благодарность кандидату политических наук С. Подъяпольскому за организацию проведения опроса.
2 Об отрицании коллективной идентичности в постмодернистской парадигме С размышлений о “веке семˮ мы и начнем. Пожалуй, дьявол кроется в коннотациях, а именно, в том, что идеи, являющиеся фактами общественного сознания, выступают не сами по себе, а в связи с определенными ассоциациями. Одна идея влечет за собой другую, логически с ней непосредственно не связанную, но которая по привычке мышления, сложившейся в ту или иную эпоху, мыслится в совокупности с первой так, как если бы одна следовала из второй.
3 Культура нашего времени – десятых годов XXI в. – переходная. Это культура перехода в иную цивилизацию. Еще в массах устойчивы традиционно-религиозная и гуманистически-модернистская парадигмы, которые у нас порой причудливо переплетаются, но плацдарм за плацдармом завоевывает постмодернизм – нечто, противоречащее не только традиции, но и гуманизму. Современные изменения в культуре, накапливаясь, переводят ее в иное качество.
4 И традиционная, и гуманистические парадигмы выражают себя уже как консервативные ценности. Обе они предполагают естественную мораль, некие естественные, согласующиеся с естеством человека проявления, в их противопоставлении противоестественному. Правда, классический гуманизм подразумевает, что причина последнего – несовершенство мироустройства, а не греховность природы самого человека, как то было при религиозном мировоззрении. Но перед лицом современной постмодернистской парадигмы у этих двух мировоззрений неожиданно выявляется что-то общее. Ведь в наше время формируется иное понимание естественного и противоестественного, которые вполне отчетливо формулируется.
5 Не буду перечислять все атрибуты постмодернистского мировоззрения, но остановлюсь на том, который важен в данной работе. Это – разрушение права на естественную групповую идентичность. В традиционной и гуманистической парадигме право личности в определенной ситуации не признавалось выше права коллектива. Так, право беженца переселиться в чужую среду и сохранять в ней свои обычаи в отличие от постмодернистской перспективы, не ставится выше, чем право этой среды защищать свою коллективную целостность. Не то в постмодернистской перспективе: там доминируют права одиночки, индивида, который не то что не обязан смотреть на себя в контексте своих естественных общностей, к которым принадлежит, но уже скорее обязан видеть себя вне их контекста. Как показывает мое исследование, размывается само понятие “народˮ как существенная категория, превращаясь в агломерат индивидов-одиночек, скрепленных несущественными формальными связями. И это происходит не где-то в других странах, а в России. Среди русской молодежи идут подспудные процессы, результатом которых оказывается существенное ослабление русской национальной идентичности.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 785

Оценка читателей: голосов 0

1. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. В 14 т. Т. 4. (2004) М.: Статистика.

2. Лурье С.В. (2018) Межнациональные браки как часть советского государственного сценария: социокультурный подход // Общественные науки и современность. № 3. С. 108–121.

3. Лурье С.В. (2019) Национальный сценарий в современной России через зеркало частной жизни россиян (Динамика и особенности межэтнической брачности в постсоветский период) // Общественные науки и современность. № 6. С. 127–140.

4. Население России 2003–2004 (2006) Одиннадцатый-двенадцатый ежегодный демографический доклад. Отв. ред. А.Г. Вишневский. Москва: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. Центр демографии и экологии человека.

5. Население СССР по данным всесоюзной переписи населения 1989 г. (1990) М.: Финансы и статистика,

6. Сороко Е.Л. (2014) Этнически смешанные супружеские пары в Российской Федерации // Демографическое обозрение. Том 1. № 4. С. 96–123.

7. Состояние в браке и рождаемость в России по данным микропереписи населения 1994 г. (1995) М.: Госкомиздат.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх