Postglobal socio-cultural development: the issues of localization of models

 
PIIS086904990010544-0-1
DOI10.31857/S086904990010544-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Department of Integrated Communications, Faculty of Communications, Media and Design
Affiliation: Higher School of Economicss
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Associate Professor
Affiliation: National Research University Higher School of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 6
Pages19-34
Abstract

Post-global trends posed serious influence upon the development of the socio-cultural environment. The process of structuring of the socio-cultural environment is a complex and multistage process that depends upon the degree of cultural integrity of local and regional culture and the dynamics of its development. The article analyses the major vectors of structuring of the social environment: class and strata stratification, generational and archetypic-religious as well as variants of the manifestation environments are outlined. Authors put forward a hypothesis on the advanced speed of the emergence of the social aspects of the post-global social transformations in the socio-cultural sphere that take place in the major urban centers. The authors outline the base for matrix of assessment for manifestations of the socio-cultural indications for transformations and put forward the issue on the place of the ideology in the post-global world.

Keywordssocio-cultural development, communications, globalization, culture, socio-cultural environment
Received29.12.2020
Publication date29.12.2020
Number of characters34751
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 На относительно поздних стадиях развития глобализации мы наблюдали попытки трансформировать этот порожденный технологическим развитием феномен в некую идеологию, основанную, с одной стороны, на концепции неограниченной социальной и географической мобильности в условиях универсального доступа в информационное общество, принципиально трансформируя социальное пространство, создавая некий гибрид коммуникационных технологий и социального поведения1. А с другой, - на идее нейрофикации человека, превращения части «обычного», среднего человека в некий кибернетическо-биологический гибрид2, способный конкурировать с алгоримизированными цифровыми системами. До полноценной идеологии эти подходы не дозрели, но вполне обозначали социальную модель, уготованную для кредитного среднего класса, реализовывавшего свою социальную сущность преимущественно, а в перспективе, - полностью через потребление, рассматривавшееся, как практически неограниченное и в экономическом, и в социальном, и в социокультурном плане явление3. Но и в данном случае будут возникать асимметрии потребления, причем, как количественные, на первом этапе, так и качественные, главное, - такого рода попытки изменить социальные модели, социальное пространство, а главное, - суть самого человека, означало признание невозможности реализации социального развития в рамках существующих социальных институтов и системы социальных связей. 1. Урри Дж. Как выглядит будущее. Пер. с англ. – М.:Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018, 320 с.

2. Шваб К. Четвертая промышленная революция. Пер. с англ. – М.:ЭКСМО, 2019, 208 с.

3. Классической работой такого типа можно считать, вероятно, Диамандис П., Котлер С. Изобилие: будущее будет лучше, чем вы думаете. Пер. с англ. Москва: Издательство АСТ, 2018, 608 с. В данной сверх- оптимистической работе было в наиболее законченном виде сформулирована концепция «Интернета вещей», как глобализированного гибридного пространства социального развития и социальной самоидентификации (С.112-116).
2 Р. Браславский подчеркивает, что для многих представителей̆ академического сообщества (не только социологов) «цивилизация» и «цивилизации» могут быть объектами исследования только как дискурсивно-идеологических феномены, конструируемые политически ангажированными интеллектуалами, но не в качестве «реальных» социоисторических структур и процессов4. 4. Браславский Р.Г. Цивилизационная перспектива в социологическом анализе современных обществ // Журнал социологии и социальной антропологии. –  2012. - Том XV. - № 6.
3 Однако, сейчас представляется возможными новый анализ и применение моделей А. Тойнби и С. Хантингтона о пространственной реализации цивилизационной конкуренции. Концепция А. Тойнби описывает движение истории полнотой Ответа на Вызов, а Вызов, оставшийся без Ответа, будет повторяться. И если общество не способно ответить на Вызов, но оно перестает существовать. Цивилизационная конкуренция дала импульс к формированию пространств для социокультурного развития. Ключевая заслуга Тойнби – в соединении в контексте развития цивилизационных процессов времени и пространства5. Возникающий в настоящее время в результате кризиса глобализации мир, вероятнее всего, станет миром пространственным, миром, где социально-экономические трансформации приобретают конкретную форму в зависимости от особенностей пространства реализации. Тогда, как глобализация предлагала некую постпространственную парадигму, была феноменом, отрицавшим в значительной мере значение пространства, как решающего фактора изменений (на чем, в конечном счете, и построена концепция «плоского мира») и соответствующие модели социальной и социокультурной организации общественных систем (насколько эти системы могли трансформировать в «общество» в классическом его понимании, - важнейшая, но методологически иная проблема). 5. Тойнби А. Постижение истории. Сборник. Пер. с англ. Составитель Огурцов А.П., М.: Прогресс, 1991, С. 21-40.

Number of purchasers: 0, views: 851

Readers community rating: votes 0

1. Alekseevskij M. Gorodskaya antropologiya – ot lokal'nykh «plemen» k global'nym «potokam» // Gorozhanin. Chto my znaem o zhitele bol'shego goroda. – M.:Strelka Press, 2017. S. 79 – 99.

2. Braslavskij R.G. Tsivilizatsionnaya perspektiva v sotsiologicheskom analize sovremennykh obschestv // Zhurnal sotsiologii i sotsial'noj antropologii. –  2012. - Tom XV. - № 6.

3. Vallerstajn I. «Strukturnyj krizis ili pochemu kapitalisty mogut schitat' kapitalizm nevygodnymi» v knige: Est' li buduschee u kapitalizma. Sbornik statej. Per. s angl. Pod red. G.Derlug'yana. – M.: Izdatel'stvo Instituta Gajdara, 2017, 308 s.

4. Dejk Van T.A. Diskurs i vlast'. Reprezentatsiya dominirovaniya v yazyke i kommunikatsii. Per. s angl. Izd.2e, - M.: URSS, Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2015, 352 s.

5. Kurennoj V. Sila slabykh svyazej. Gorozhanin i pravo na odinochestvo // Gorozhanin. Chto my znaem o zhitele bol'shego goroda. – M.:Strelka Press, 2017. S.15-29.

6. Diamandis P., Kotler S. Izobilie: buduschee budet luchshe, chem vy dumaete. Per. s angl. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2018, 608 s.

7. Dobrokhotov A. Teleologiya kul'tury. M.: Progress-Traditsiya, 2016.

8. Konrad S. Chto takoe global'naya istoriya. Per. s angl. – M.: Novoe literaturnoe obozreniya, 2018, 312 s.

9. Liven A. Koronavirus kak zerkalo: chto my vidim? // Rossiya v global'noj politike, maj/iyun' 2019. Ehlektronnyj resurs. Rezhim dostupa: https://globalaffairs.ru/articles/korona-zerkalo-obshhestva/

10. Maklyuehn M., Fiore K. Vojna i mir v global'noj derevne. Per. s angl. – M.: AST, Astrel', 2012, 219 s.

11. Men'shikov S.M., Klimenko L.A., Dlinnye volny v ehkonomike. Kogda obschestvo menyaet kozhu. Izd., URSS. 2016. 288 s.

12. Orlova E. V. Sotsiokul'turnoe prostranstvo: k opredeleniyu ponyatiya // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2017. - № 7(81). - C. 149-152.

13. Parsons T. Sistema sovremennykh obschestv. M.: Aspekt Press, 1998.

14. Sizemskaya I.N. Sotsiokul'turnoe prostranstvo Rossii: realii i perspektivy // Obschestvennye nauki i sovremennost'. 2011. - №. 4. – S.

15. Tojnbi A. Postizhenie istorii. Sbornik. Per. s angl. Sostavitel' Ogurtsov A.P., M.: Progress, 1991, 736 s.

16. Urri Dzh. Kak vyglyadit buduschee. Per. s angl. – M.: Izdatel'skij dom «Delo» RANKhiGS, 2018, 320 s.

17. Kharrison L. Evrei, konfutsiantsy i protestanty. Kul'turnyj kapital i konets mul'tikul'turalizma. – M.: Mysl', 2016, 286 s.

18. Shvab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya. Per. s angl. – M.:EhKSMO, 2019, 208 s.

19. Shmerlina I.A. Ponyatie «sotsial'nyj institut»: analiz issledovatel'skikh podkhodov // Sotsiologicheskij zhurnal. 2008. № 4. S. 53 – 69.

20. Shtompka P. Sotsiologiya sotsial'nykh izmenenij. M.: Aspekt Press, 1996. 416 s.

21. Andersen H.S. Ethnic Spatial Segregation in European Cities. Routledge 2019

22. Friedman T., The world is Flat. – New York: Farrar, Straus and Giroux, 2005, 488 p

23. Huntington Samuel P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. – New York: Simon&Shuster, 1996, 368 p.

24. Kōichi Hamada, Chikara Kōmura, Mitsuo Matsushita. Dreams and Dilemmas: Economic Friction and Dispute Resolution in the Asia-Pacific. Institute of Southeast Asian Studies, 2000

25. Sorenson C. W. The Value and Meaning of the Korean Family// https://asiasociety.org/education/value-and-meaning-korean-family

Система Orphus

Loading...
Up