The market for technologies of artificial intelligence in Russia: social conditions of emergence. Article 2. The developers of artificial intelligence, consumers and government: interactions and perspectives

 
PIIS086904990010066-4-1
DOI10.31857/S086904990010066-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior researcher, Laboratory for studies in economic sociology, National research University “Higher school ekonomiki; adjunct Professor at the Centre for criminology and socio-legal studies, University of Toronto
Affiliation:
Laboratory of economic and sociological research of The national research University "Higher school of Economics" Center for criminology and socio-legal research of the University of Toronto. Address: Russian Federation, Moscow
Canada,Toronto
Address: Russian Federation, Moscow; Canada,Toronto
Occupation: Professor at the faculty of world economy and world politics Of the national research University Higher school of economicsˮ
Affiliation: The faculty of world economy and world politics, National research University “Higher school ekonomiki
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 3
Pages5-17
Abstract

In the paper on the analysis of the interactions of the agents in the market of artificial intelligence argued that in spite of rapid development, there are some hindrances for its progress, which can lead to the fact that its real growth rate would be lower than expected. The features of the socio-economic system that has developed in Russia impose additional restrictions on the development of this market putting at risk of a potential lag of the country in the 21st century in the context of the unfolding 4th industrial revolution

Keywords4th industrial revolution, artificial intelligence, social conditions for the development of technology, market for technologies, new markets
Received21.06.2020
Publication date29.06.2020
Number of characters33918
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В предыдущей статье [Косалс, Ячник 2020] речь шла о методологии изучения возникающего рынка технологий искусственного интеллекта (ИИ), а также о тех субъектах, которые их разрабатывают и распространяют. Во второй статье мы проанализируем отношения между этими субъектами и рассмотрим роль государства в регулировании рынка. В заключение сформулируем выводы из проведенного исследования.
2 Отношения между компаниями-разработчиками на рынке технологий ИИ Итак, существует два типа компаний, которым приписывают участие на рынке: крупные компании с внутренней экспертизой и поставщики решений. Реальными участниками рассматриваемого рынка являются только последние. Фирмы с собственными отделами – лидеры смежных рынков, но в силу своего веса они косвенно влияют и на новый рынок. Устойчивые представления о том, кто же лидер на рынке, а кто претендует на этот статус и по каким правилам должна вестись конкуренция, существуют на стабильных рынках [Флигстин 2013]. На новом рынке мы можем проследить лишь начало формирования этих представлений.
3 Интересно, что в целом на рынке ИИ b2b нет общих лидеров в традиционном понимании: их роль играют крупные компании со смежных рынков, которые в силу своего размера оказывают влияние на новый рынок. Лидирующие компании в сфере ИИ выделяются в каждой конкретной нише. Статус лидера определяется количеством “историй успехаˮ – насколько они успели о себе заявить. Поскольку ниши формируются не с одинаковой скоростью, а также учитывая то, что некоторые отрасли не нуждаются в широкой известности, выделить лидеров удается не везде.
4 Интересен предмет конкуренции: в отличие от многих рынков инноваций, характеристика самого материального продукта не так важна, прорывы в области разработки практически не патентуются. Дело в том, что в области исследований ИИ присутствует неформальное правило открытости. Научные разработки находятся в открытом доступе, любой имеет возможность воспользоваться наработкой ведущего научного института или компании мирового уровня. Открытость связана с тем, что каждый алгоритм нужно заставить работать на конкретных данных, и успех на рынке определяется тем, насколько удачно удалось применить алгоритм к задаче клиента. Поэтому идет конкуренция в основном в области решений, но не в области программной разработки.
5 Сотрудничество компаний проявляется не только в открытости разработок, но и в формировании профессиональных ассоциаций. Самое значимое в настоящий момент – сообщество Open Data Science. Это международная неформальная организация, члены которой – исследователи и инженеры, работающие в сфере анализа данных. В настоящее время сообщество объединяет порядка 5 тыс. человек, многие из которых не являются резидентами России. Руководители сообщества выделяют две его основные функции: образование и содействие процессу найма1. 1. Open Data Science – крупнейшее русскоязычное Data Science сообщество (https://habr.com/ru/company/ods/workers/all/rating/).

Number of purchasers: 0, views: 782

Readers community rating: votes 0

1. Aldrich H.E., Fiol C.M. (1994) Fools Rush in? The Institutional Context of Industry Creation. The Academy of Management Review, vol. 109, no. 3, pp. 165–198.

2. Aldrich H.E. (2005) Predprinimatel'skie strategii v novyh organizacionnyh populyaciyah [Entrepreneurial strategies in new organizational populations]. Economicheskaya sotsiologiya, vol. 6, no. 4. pp. 39–53.

3. Fligstein N. (2013) Arhitektura rynkov [The Architecture of Markets]. Moscow: Publishing House HSE.

4. Guseva A. (2012) Karty v ruki. Zarozhdenie rynka bankovskih kart v postsovetskoy Rossii [Into the Red: The Birth of the Credit Card Market in Postcommunist Russia]. Moscow: Publishing House, HSE.

5. Kornai J. (2003) Chestnost' i doverie v perehodnoy ekonomike [Honesty and Trust in a Transition Economy]. Voprosy ekonomiki, no. 9, pp. 4–17.

6. Kosals L.Ya., Yachnik M.M. (2020) Rynok tekhnologiy iskusstvennogo intellekta v Rossii: social'nye usloviya zarozhdeniya. Stat'ya 1. Podhody k issledovaniyu i vydelenie sub"ektov rynka [The market for technologies of artificial intelligence in Russia: social conditions of emergence. Article 1. The methodology of research and identifying the borders of the market]. Obshchestvennye nauki i sovremennost', no. 2, pp. 5–24.

7. Krylov D.A. (2009) Konstruirovanie rynka nanotehnologiy v Rossii: blagodarya i vopreki gosudarstvu [Constructing of the nanotechnology market in Russia: due to and contrary to the state]. Ekonomicheskaya sotsiologiya, vol. 10, no. 3, pp. 58–81.

8. Kurzweil R. (2005) The singularity is near: when humans transcend biology. New York: Viking Books.

9. Luman N. (2004) Obshchestvo kak social'naya sistema [Society as a social system]. Moscow: Logos.

10. Radaev V.V. (2008) Sovremennye ekonomiko-sociologicheskie konceptsii rynka [Current economic-sociological concepts of the market]. Ekonomicheskaya sotsiologiya, vol. 9, no.1, pp. 20–50.

11. Saifullina S. (2010) Problemy innovacionnogo razvitiya rossiyskih predpriyatiy [Problems of innovative development of Russian enterprises]. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya, no. 3, pp. 171–173.

12. Sasaki M., Latov Yu., Romashkina G., Davydenko V. (2010) Doverie v sovremennoy Rossii [Trust in Modern Russia]. Voprosy ekonomiki, no. 2, pp. 83–102.

13. Sztompka P. (2005) Sociologiya. Analiz sovremennogo obshchestva [Sociology. Analysis of modern society]. Moscow: Logos.

Система Orphus

Loading...
Up