Этнополические конфликты периода транзита как морально-психологический феномен (попытки диагностики и лечение)

 
Код статьиS086904990009195-6-1
DOI10.31857/S086904990009195-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 2
Страницы94-107
Аннотация

Статья посвящена аналитическому обзору психоаналитического и иных психологических подходов к описанию и преодолению этнополитических конфликтов в России и других постсоветских странах. Широко используются материалы многонациoнальной группы исследователей InternationalDialogueInitiative и научные труды ее членов. Выделяется понятие психологической травмы, а также присущий обществам периода транзита феномен посттравматического синдрома. Национальная вражда рассматривается на базе ряда примеров через призму психоаналитической концепции “избранной“ травмы. Значительное внимание уделено психологическим аспектам лечения этнотравм. В этом плане исследуется позитивный аспект отношения к прошедшим войнам как к общей, но уже оплаканной и похороненной травме, что, с точки зрения психоанализа, способствует ее адаптивному переживанию и трансформации в общественном сознании, а в конечном счете, и примирению между бывшими врагами. Один из ключевых факторов для этого – разработанная выдающимся психоаналитиком В. Волканом концепция универсальной человеческой потребности иметь как врагов, так и союзников.

Ключевые словаПсихоанализ, психологическая травма, постравматический синдром, национальная вражда, историческая вина, примирение, союзники
Получено15.04.2020
Дата публикации27.04.2020
Кол-во символов42807
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Мысль о неудобстве и даже опасности “интересного времени” для повседневной жизни обычных людей идет еще от Конфуция. Она многократно воспроизводилась в разных версиях, особенно применительно к ХХ в. (Лично я с ней не вполне согласен, но к теме статьи это отношения не имеет.) И она вдвойне справедлива для периодов транзита, через который на рубеже тысячелетий проходили, а в психологическом плане во многом проходят и до сих пор посткоммунистические общества Восточной Европы и Россия. В этом контексте в статье предполагается обсудить морально-психологические аспекты межэтнических конфликтов и коллизий данного времени и места1. 1. В этой статье я сознательно самоограничиваюсь лишь одним из подходов к данной проблематике с вытекающей из него исследовательской логикой. Из других, на мой взгляд, самого серьезного внимания заслуживают работы Э. Паина С. Федюнина, (см., например, [Паин, Федюнин 2017; Паин 2009]).
2 Россия тут, разумеется, главный объект. В данном случае я не счел нужным разделять моральные и психологические факторы в силу их тесного переплетения. В плане методологическом я буду опираться здесь прежде всего на идеи и подходы психоаналитические, выработанные в течение ряда лет международной и междисциплинарной группой исследователей International Dialogue Initiative (IDI). О ней, в качестве предисловия к последующему, следует сказать особо.
3 Группа была образована в 2007 г. по инициативе ведущего американского психоаналитика, “живого классика”, урожденного турка-киприота В. Волкана2. Он привлек к сотрудничеству несколько американских коллег, в том числе Ф. Очберга, Дж. Фромма, Э. Шапиро, британского психиатра, члена Палаты лордов Дж. Олдердайса, израильского психотерапевта Р. Фридмана, турецкого психолога К. Севика и политолога Д. Арибоган, иранского эмигранта, экономиста и широкого плана бизнес-консультанта Б. Хаджепура и несколько других исследователей. Из россиян в группу вошли автор статьи и культуролог А. Голубовский. Постепенно она несколько расширилась, и сейчас, наряду с несколькими мирового класса учеными, специализирующихся в сфере психологии и сопряженных с ней областях, в нее входят политические консультанты и практики. Национальный состав группы – граждане США, Великобритании, Германии, Израиля, России, Турции, Ирана, Палестины, Польши. Мы встречаемся в ежегодном режиме и постоянно контактируем в интернете. 2. Его еще называют Леонардо да Винчи психотерапии и психоанализа. Он был советником ряда глав государств и политических лидеров при подготовке важнейших и вошедших в политическую историю соглашений между сторонами конфликтов.
4 Избегну соблазна перечислять научные достижения и политические заслуги членов организации: это заняло бы не одну страницу. Желающих узнать больше отсылаю к нашему сайту: www.internationaldialogueinitiative. com/about-us/ . Скажу лишь, что это сообщество уникально по своему составу и интеллектуальному вкладу в различные социальные науки и практику (прежде всего, но не исключительно) в области психологии. А некоторые ее “отцы-основатели” также сыграли важную роль в практическом разрешении таких сложнейших конфликтов, как израильско-египетский и межконфессиональный североирландский. И наша работа в данном сообществе – серьезный интеллектуальный вызов для каждого ее участника, даже если он, как в моем случае, не полностью разделяет психоаналитический взгляд на человека и его поведение.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 732

Оценка читателей: голосов 0

1. Баум Г.(2015) Спасти права граждан. М.: Фонд Фридриха Наумана.

2. Зимбардо Ф. (2013). Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев. М.: АНФ.

3. Инглхарт Р. (2018) Культурная эволюция. М.: Мысль.

4. Калибас С. (2019) Логика насилия в гражданской войне. М.: Пятый Рим.

5. Ковалев С. (1999) Прагматика политического идеализма. М.: Институт прав человека.

6. Оболонский А.В. (2018) Либеральная и бюрократическая ментальность и российская трансформация конца ХХ – начала ХХI века // Общественные науки и современность. № 4. C. 47–57.

7. Оболонский А.В. (2016) Политический цинизм: концепт, практика, альтернатива // Общественные науки и современность. № 2. С. 73–81.

8. Паин Э.А. (2009) Распутица: полемические размышления о предопределенности пути России. М.: РОССПЭН.

9. Паин Э.А., Федюнин С.Ю. (2017) Нация и демократия: перспективы управления культурным разнообразием. М.: Мысль.

10. Принудительный труд в Третьем рейхе (2018) М.: Post Bellum и Международный Мемориал.

11. Рикс Т. (2019) Черчилль и Оруэлл. Битва за свободу. М.: АИФ.

12. Травин Д.Я. (2018) “Особый путь” России: от Достоевского до Кончаловского. СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге.

13. Ферро М. (1992) Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М.: Высшая школа.

14. Фукуяма Ф. (2019) Идентичность. Стремление к призннаию и политика неприятия. М.: Альбина Паблишер.

15. Эткинд А. (2016) Кривое горе. Память о непогребенных. М.: НЛО.

16. Юрчак А. (2019) Это было навсегда, пока не кончилось: последнее советское поколение. М.: НЛО.

17. Covington C. (2017) Everyday Evils. A Psychoanalitic View of Evil and Morality (Повседневное Зло. Взгляд психоаналитика на зло и мораль). London: Routledge.

18. Ochberg F. (1988) Post-traumatic Therapy and Victims of Violence. New York: Brunner /Mozel.

19. Volcan V. (2013) Enemies on the Coach: a plyshopolitical journey through war and peace. Pincstore Press. North Carolina: Durham.

20. Volkan V. (1988) The Need to Have Enemies and Allies. From Clinical Practice to Inrernational Relations. New Jersey; London: Jaron Aronson Inc.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх