Intermediality as a Concept of Communication in Mass Media

 
PIIS086904990008517-0-1
DOI10.31857/S086904990008517-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Moscow state University. M. V. Lomonosova; Professor Emeritus at the Complutense University of Madrid.
Affiliation: Moscow state University. M. V. Lomonosova, Complutense University of Madrid
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 1
Pages180-190
Abstract

The paper addresses communicative effectiveness of intermedial texts belonging to two popular newspaper genres, namely interview and review. The category of the author’s standpoint appears in a compositional integrity with other categories of the text and with its esthetic imperative. The author uses specific cases of journalistic publications to demonstrate advantages and disadvantages of such texts that affect the co-creation by the reader and the author and their intellectual exchange.

KeywordsIntermediality; mediatext; lingvo-philosophical concept of co-creation; compositional dimension; author’s communicative strategy; interview; review; esthetic imperative.
Received01.03.2020
Publication date02.03.2020
Number of characters33597
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Научный интерес к явлению интермедиальности ощущается в философии и социологии, в медиапсихологии, филологии и других гуманитарных науках как отражение “клиповогоˮ мышления современного человека и “многоканальностиˮ знаний, формирующих “полифонизациюˮ сознания. В гуманитарных науках сам термин “интермедиальностьˮ превратился в “зонтичныйˮ, в котором смешения и смещения всего и вся – всех видов словесности и коммуникаций – напоминают хаос. Но это ошибочное впечатление: творческий процесс на всех этажах гуманитарного знания ведет к обогащению науки и практики, и идет он по своим законам существования, в которых можно увидеть много интересного. В этом процессе функционирования феномена интермедиальности меня особо интересует его роль и место в коммуникации, что в немалой степени определяет новые требования к формированию гуманитариев широкого профиля, в том числе будущих журналистов – создателей медиатекстов. В ходе исследования особое внимание было уделено авторским стратегиям использования интермедиальности для повышения эффективности коммуникации, что представляется чрезвычайно важным для отечественных СМИ.
2 Концепт интермедиальности в авторской журналистике актуализирует исследования в теории и методологии диалога на филологическом уровне. Включаясь в процесс накопления знаний в сфере интермедиальности, этого безграничного и безвременно́го объекта, обратимся к его функционированию в авторской журналистике (публицистике). В общей теории интермедиальности, которая развивается в трех направлениях – медиатехнологическом, культурно-эстетическом и социально-коммуникативном, медиатекст характеризуется своей коммуникативной направленностью-обращению к аудитории. Его основные категории – “автор – читательˮ, “композицияˮ, “подтекстˮ обретают четкую ориентацию: общение идет в интермедиальном пространстве.
3 Но кто он, автор медиатекста – “реальный человекˮ, “абстрактный факторˮ, “скрипторˮ, “клавиатурщикˮ, “информатор, скромный и оценивающийˮ, аналитик, полемист, “плетущий узорыˮ и тоже оценивающий? И это лишь часть загадочной цепочки распространенных терминов, отражающих многообразие исследовательских подходов и влияние современных информационных технологий, ворвавшихся в гуманитарные науки. Конечно, это модно и привлекательно, но требует смысловой коррекции в каждом конкретном тексте.
4 В конце концов, мы имеем дело с документальной словесностью, с профессией журналиста (публициста), и о его возможностях и личных качествах (одна из коллег предлагает, например, брать в расчет его “скромность или застенчивостьˮ) читателю по тексту достаточно трудно составить представление. Да и будущему журналисту, мечтающему о творчестве, вряд ли придется по душе идея стать “скрипторомˮ или “клавиатурщикомˮ. Журналист – профессия универсальная, но ни в коем случае не уничижительная.

Number of purchasers: 0, views: 850

Readers community rating: votes 0

1. Cvetova N.S. (2017) Mediatekst v svete prakticheskoy estetiki.[The text of mass media in the light of practical aesthetic]. Medialingvistika, no. 4, pp. 18?29.

2. Kayda L.G. (2015) Esteticheskiy imperativ sovremennogo intermedial'nogo teksta [The aesthetical imperative of the contemporary intermedial text]. Obshchestvennye nauki i sovremennost', no. 3, pp. 163?176.

3. Kayda L.G. (2013) Intermedial'noe prostranstvo kompozicii [The intermedial space of composition]. Moscow: Flinta-Nauka.

4. Kayda L.G. (2019) Intermedial'nost' – filologicheskiy kontinent. Vol'tova duga avtorskogo podteksta [The intermediality as a filological continente. The voltaic arc of the author’s subtext]. Moscow: Flinta-Nauka.

5. Naborshchikova S. (2019a) Chto takoe gendernoe ravnopravie, ne ponimayu: ne doros [I can't make sense of gender equality, I'm not mature enough]. Izvestiya. 07.07.

6. Naborshchikova S. (2018d) Karenina iz sosednego pod"ezda. V MHT pereosmyslili roman L'va Tolstogo [Karenina next door. The MHT theater reconceives the novel by Leo Tolstoy]. Izvestiya. 06.12.

7. Naborshchikova S. (2019b) Mavr i MAMT [The Moor and the MAMT]. Izvestiya. 03.07.

8. Naborshchikova S. (2018c) Nelovkoe polozhenie [Awkward position]. Izvestiya. 01.03.

9. Naborshchikova S. (2018a) Opravdanie greshnicy. Valentina Talyzina v spektakle Teatra Mossoveta sumela vnushit' lyubov' k Vasse Zheleznovoy [The justification of the sinner. Valentina Talyzina sparked sympathy towards Vassa Zheleznova in a Mossovet Theater play]. Izvestiya. 15.01.

10. Naborshchikova S. (2018b) Rimas i “Dama?. V novom prochtenii opery Chajkovskogo Bol'shoy teatr sosredotochilsya na muzyke [Rimas and the "Queen". The Bolshoi Theater focuses on music in its new production of Tchaikovsky's opera]. Izvestiya. 18.02.

11. Perevozov D.N. (2007) Esseizaciya tekstov kak vyrazhenie personal'nogo zhurnalizma v sovremennoy rossijskoy publicistike [The text’s essayization as an expression of personal journalism in the contemporary russian publicism]. Preprint of Phd philological studies. Voronezh: Voronezh Univ. Press.

12. Polonskiy A.V. (2016) Kul'turnyy status mediynogo teksta [The cultural status of mass media texts]. Medialingvistika, no. 1, pp. 7–19.

13. Suranova M. (2017) Sovetskoe kino na poryadok vyshe sovremennogo [Soviet-time movies are way superior over contemporary ones]. Izvestiya. 29.03.

14. Uvarov S. (2017) Ya prolozhil dorogu molodym al'tistam [I paved the road to young alt-violin players]. Izvestiya. 27.09.

15. Vasil'eva N. (2019) Ya chuvstvoval sebya, kak Pasternak [I felt like Pasternak]. Izvestiya. 08.05.

Система Orphus

Loading...
Up