Интермедиальность как концепт коммуникации в СМИ

 
Код статьиS086904990008517-0-1
DOI10.31857/S086904990008517-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; Заслуженный профессор Мадридского университета Комплутенсе
Аффилиация:
МГУ им. М.В. Ломоносова
Мадридский университет Комплутенсе
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 1
Страницы180-190
Аннотация

В статье автор обращается к проблеме эффективности коммуникации интермедиального текста двух наиболее популярных газетных жанров – интервью и рецензии. Категория “позиция автора“ рассматривается в композиционном единстве с другими категориями текста, а также в тесной взаимосвязи с его эстетическим императивом. На примере конкретных журналистских публикаций показаны достоинства и недостатки таких текстов, которые влияют на сотворчество читателя и автора, на их взаимное интеллектуальное общение

Ключевые словаИнтермедиальный медиатекст, лингвофилософская концепция сотворчества, композиционное пространство коммуникации, интермедиальность, авторская коммуникативная стратегия, интервью, рецензия, эстетический императив.
Получено01.03.2020
Дата публикации02.03.2020
Кол-во символов33597
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Научный интерес к явлению интермедиальности ощущается в философии и социологии, в медиапсихологии, филологии и других гуманитарных науках как отражение “клиповогоˮ мышления современного человека и “многоканальностиˮ знаний, формирующих “полифонизациюˮ сознания. В гуманитарных науках сам термин “интермедиальностьˮ превратился в “зонтичныйˮ, в котором смешения и смещения всего и вся – всех видов словесности и коммуникаций – напоминают хаос. Но это ошибочное впечатление: творческий процесс на всех этажах гуманитарного знания ведет к обогащению науки и практики, и идет он по своим законам существования, в которых можно увидеть много интересного. В этом процессе функционирования феномена интермедиальности меня особо интересует его роль и место в коммуникации, что в немалой степени определяет новые требования к формированию гуманитариев широкого профиля, в том числе будущих журналистов – создателей медиатекстов. В ходе исследования особое внимание было уделено авторским стратегиям использования интермедиальности для повышения эффективности коммуникации, что представляется чрезвычайно важным для отечественных СМИ.
2 Концепт интермедиальности в авторской журналистике актуализирует исследования в теории и методологии диалога на филологическом уровне. Включаясь в процесс накопления знаний в сфере интермедиальности, этого безграничного и безвременно́го объекта, обратимся к его функционированию в авторской журналистике (публицистике). В общей теории интермедиальности, которая развивается в трех направлениях – медиатехнологическом, культурно-эстетическом и социально-коммуникативном, медиатекст характеризуется своей коммуникативной направленностью-обращению к аудитории. Его основные категории – “автор – читательˮ, “композицияˮ, “подтекстˮ обретают четкую ориентацию: общение идет в интермедиальном пространстве.
3 Но кто он, автор медиатекста – “реальный человекˮ, “абстрактный факторˮ, “скрипторˮ, “клавиатурщикˮ, “информатор, скромный и оценивающийˮ, аналитик, полемист, “плетущий узорыˮ и тоже оценивающий? И это лишь часть загадочной цепочки распространенных терминов, отражающих многообразие исследовательских подходов и влияние современных информационных технологий, ворвавшихся в гуманитарные науки. Конечно, это модно и привлекательно, но требует смысловой коррекции в каждом конкретном тексте.
4 В конце концов, мы имеем дело с документальной словесностью, с профессией журналиста (публициста), и о его возможностях и личных качествах (одна из коллег предлагает, например, брать в расчет его “скромность или застенчивостьˮ) читателю по тексту достаточно трудно составить представление. Да и будущему журналисту, мечтающему о творчестве, вряд ли придется по душе идея стать “скрипторомˮ или “клавиатурщикомˮ. Журналист – профессия универсальная, но ни в коем случае не уничижительная.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 847

Оценка читателей: голосов 0

1. Васильева Н. (2019) Я чувствовал себя, как Пастернак // Известия. 8 мая.

2. Кайда Л.Г. (2013) Интермедиальное пространство композиции. М.: Флинта: Наука.

3. Кайда Л.Г. (2019) Интермедиальность – филологический континент. Вольтова дуга авторского подтекста. М.: Флинта: Наука.

4. Кайда Л.Г. (2015) Эстетический императив современного интермедиального текста // Общественные науки и современность. № 3. С. 163?176.

5. Наборщикова С. (2018d) Каренина из соседнего подъезда. В МХТ переосмыслили роман Льва Толстого // Известия. 6 декабря.

6. Наборщикова С. (2019b) Мавр и МАМТ // Известия. 3 июля.

7. Наборщикова С. (2018c) Неловкое положение // Известия. 1 марта.

8. Наборщикова С. (2018а) Оправдание грешницы. Валентина Талызина в спектакле Театра Моссовета сумела внушить любовь к Вассе Железновой // Известия.15 января.

9. Наборщикова С. (2018b) Римас и “Дама? . В новом прочтении оперы Чайковского Большой театр сосредоточился на музыке // Известия. 18 февраля.

10. Наборщикова С. (2019а) Что такое гендерное равноправие, не понимаю: не дорос // Известия. 7 июля.

11. Перевозов Д.Н. (2007) Эссеизация текстов как выражение персонального журнализма в современной российской публицистике: автореф. дисс. … к. филол. наук. Воронеж: ГВУ.

12. Полонский А.В. (2016) Культурный статус медийного текста // Медиалингвистика. № 1. C. 7–19.

13. Суранова М. (2017) Советское кино на порядок выше современного // Известия. 29 марта.

14. Уваров С. (2017) Я проложил дорогу молодым альтистам // Известия. 27 сентября.

15. Цветова Н.С. (2017) Медиатекст в свете практической эстетики // Медиалингвистика. № 4. С. 18?29.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх