Отчуждение населения от участия в национальных доходах: прошлое и настоящее

 
Код статьиS086904990007584-4-1
DOI10.31857/S086904990007584-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник, руководитель Центра изучения социокультурных изменений Института философии РАН
Аффилиация: Член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник, руководитель Центра изучения социокультурных изменений Института философии РАН
Адрес: Москва, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 6
Страницы40-54
Аннотация

В статье обращается внимание на социогуманитарную обоснованность специфицикации прав собственности, учитываемых неоинституциональной теорией экономики, включая право на доход (право обладать полученными результатами), и на недостаточность трехчленной формулы прав собственности (владение, пользование, распоряжение), которая позволяет не учитывать право граждан как физических лиц на участие в доходах от использования национального имущества, то есть позволяет институционализировать отчуждение граждан от этого права. Это ведет к росту имущественных и иных социальных контрастов между сверхбогатыми и бедными слоями населения в недостаточно развитых странах с низкой оплатой труда, в том числе в России. Рассматриваются возможности преодоления такого отчуждения

Ключевые словаотчуждение, права собственности, национальное имущество, имущественное расслоение
Получено18.12.2019
Дата публикации23.12.2019
Кол-во символов44714
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Проблема отчуждения человека от своей деятельности и ее результатов – одна из сложнейших в истории человечества. Ее классические постановки и опыты решения содержатся в “Феноменологии духаˮ Г. Гегеля и в “Экономическо-философских рукописяхˮ 1844 г. К. Маркса. Гегель выявил ее в сфере духа, а Маркс положил начало осмыслению ее генезиса и сущности целостно, во всей реальной жизни человека, прежде всего в труде, сконцентрировав внимание на отчуждении труда как комплексного процесса, который включает как самоотчуждение человека, так и многообразие видов принудительного отчуждения, в том числе от доходов как результатов труда.
2 С позиций критического гуманизма Перспективу снятия отчуждения Маркс видел в движении к “реальному гуманизмуˮ. Принцип теоретической работы в русле этого движения он сформулировал уже в 1843 г., при формировании программы “Немецко-французского ежегодникаˮ: “Преимущество нового направления как раз в том и заключается, что мы не стремимся догматически предвосхитить будущее, а желаем только посредством критики старого мира найти новый мир” [Маркс 1955, с. 379]. Эту теоретико-методологическую позицию можно назвать критическим гуманизмом. Именно на основе беспощадной критики старого мира, осуществленной преимущественно в “Экономическо-философских рукописяхˮ 1844 г., Маркс совместно с Ф. Энгельсом создал концепт реального гуманизма, сформулировав его в 1845–1846 гг. в “Святом семействеˮ и в “Немецкой идеологииˮ.
3 Вскоре, вступив в тесные контакты с революционными рабочими и конкретнее уяснив предпосылки подъема рабочего движения в Англии, Маркс сделал выбор в пользу международного коммунистического движения и его борьбы за революционное ниспровержение капитализма и созидания социализма. Вместе с тем он никогда не отказывался от концепта реального гуманизма, поскольку он согласуется с социализмом как такой формой общения, таким типом общества, который отвечает потребностям рабочих и всех трудящихся. Я считаю, что в настоящее время концепт реального гуманизма может обрести “второе дыханиеˮ, поскольку он содержит значительный потенциал гуманизма как общедемократической ценностно-мировоззренческой позиции (подробнее см. [Лапин 2018а]). Его утверждению будет способствовать последовательное развитие принципа критического гуманизма в современных условиях.
4 В постиндустриальных обществах XXI в., на информационной стадии модернизации капитализма содержание рассматриваемой проблемы существенно трансформировалось. В дополнение к наемным работникам субъект-объектами отчуждения и самоотчуждения стали мелкие и средние собственники капитала, прежде всего акционеры, они же инвесторы в крупный акционерный капитал. В постсоциалистической России, ориентированной на вхождение в посткапитализм, возникновение таких субъект-объектов отчуждения-самоотчуждения стало глубинным, латентным содержанием процессов внешне хаотичной, но по сути авторитарно направленной олигархической приватизации 1990-х гг. Был осуществлен реверсивно-гетерогенный (гибридный) транзит; первым его результатом стал так называемый “бандитский капитализмˮ, который затем, с 2000 г., был модернизирован в “капитализм для избранныхˮ (подробнее см: [Лапин 2018b]). В итоге большинство населения вновь, как и прежде, оказалось отчуждено от многих своих прав на создаваемые в обществе доходы. В чем же предпосылки и содержание этого факта?

Всего подписок: 0, всего просмотров: 838

Оценка читателей: голосов 0

1. Бьюкенен Дж.М. (1997) Границы свободы. Между анархией и Левиафаном // Бьюкенен Дж. М. Сочинения. М.: Таурус Альфа.

2. Гордон Л.А. (1997) Социально-экономические права человека: содержание, особенности, значение для России // Общественные науки и современность. № 3. С. 5-14.

3. Гордон Л.А., Клопов Э.В. (1997) Возрождение рабочего движения в России. Вторая половина 80 – начало 90-х годов // Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. В 2.т. Т. 2. Апогей и крах сталинизма. Под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. М.: РГГУ. С. 445–508.

4. Договор от 28 апреля 1994 об общественном согласии (1994) // Российская газета. 29 апреляг.

5. Зорькин В. (2018) Буква и дух Конституции // Российская газета. 9 октября.

6. Коэн С. (2005) Можно ли было реформировать советскую систему? // Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). М.: Альпина Бизнес Букс. С. 24–45.

7. Кувалдин В.В. (2005) Три развилки горбачевской перестройки // Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). М.: Альпина Бизнес Букс. С. 88–110.

8. Лапаева В.В. (2018) Социализм как закономерный этап всемирно-исторического процесса: с позиций концепции цивилизма В.С. Нерсесянца // Вопросы философии. № 7. С. 44–56.

9. Лапин Н.И. (2018а) Молодой Маркс: концепт реального гуманизма – генезис, общедемократический потенциал, перспективы // Философия и идеология от Маркса до постмодерна. Отв. ред. К.А. Гумейнов, В.А. Рубцов. М.: Прогресс-Традиция. С. 255–274.

10. Лапин Н.И. (2018b) Гибридный транзит и потребность в “модернизации для всех? // Вестник Института социологии. № 4. С.105–136.

11. Львов Д.С. (2000) Экономический манифест: будущее российской экономики. М.: Экономика, 2000.

12. Львов Д.С. (2002) Концепция управления национальным имуществом. М.: Институт экономических стратегий.

13. Маркс К. (1955) Письма из Deutsch-Franzosische Jahrbucher // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 371–381.

14. Медведев В.А. (2005) У перестройки был свой шанс // Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). М.: Альпина Бизнес Букс. С. 8–23.

15. Нерсесянц В.С. (1997) Философия права. М.: ИНФРА М; Норма.

16. Нерсесянц В.С. (2000) Национальная идея во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о цивилизме. М.: Норма.

17. Нуреев Р.М. (2005) Теория общественного выбора. М., 2005. ГУ ВШЭ.

18. Нуреев Р.М. (2010) Очерки по истории институционализма. Ростов-на-Дону: Содействие – XXI век, 2010.

19. Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ) (2005). М.: Альпина Бизнес Букс.

20. Социальное рыночное хозяйство. Основоположники и классики (2017). М.: Весь мир, 2017.

21. Honore? A.M. (1961) Ownership // Oxford essays in jurisprudence / ed. by AW. Guest. Oxford: Oxford Univ. Press. Pp. 112–128

Система Orphus

Загрузка...
Вверх