Роль симпатии и социальных идентичностей в отношении русских к разным нациям

 
Код статьиS086904990007566-4-1
DOI10.31857/S086904990007566-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант факультета социальных наук Департамента социологии, стажер-исследователь Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований Экспертного института Национального исследовательского университета “Высшая школа экономикиˮ
Аффилиация:
Департамент социологии
Экспертный институт Национального исследовательского университета “Высшая школа экономикиˮЭкспертного института Национального исследовательского университета “Высшая школа экономикиˮ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Заведующая Международной научно-учебной лабораторией социокультурных исследований Экспертного Института Национального исследовательского университета “Высшая школа экономикиˮ
Аффилиация: Доктор психологических наук, профессор, Департамент психологии факультета социальных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 6
Страницы141-156
Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь симпатии, множественных идентичностей и отношения россиян к разным народам. 85 россиян приняли участие в онлайн-опросе, включавшем в себя измерения аффективных аттитюдов, самоидентификации, чувства симпатии и факторов, влияющих на групповые предубеждения. Выяснилось, что симпатия к другим нациям была напрямую связана с воспринимаемым сходством с ними. Социальная идентичность показала специфические для страны эффекты: национальная идентичность была положительно взаимосвязана с воспринимаемым сходством как с культурно близкими (болгары, украинцы, сербы), так и с культурно “непохожей“ нацией (американцы), европейская идентичность положительно взаимосвязана с межкультурными контактами со странами, которые воспринимаются как имеющие общие европейские корни (немцы, американцы), а религиозная идентичность негативно связана с симпатией к нехристианским нациям. Кроме того, принятие культурного многообразия способствовало частоте межкультурных контактов и симпатии к представителям других наций.

Ключевые словасоциальная идентичность, симпатия, аффективные установки, мультикультурализм, нации
Получено19.12.2019
Дата публикации23.12.2019
Кол-во символов31523
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Человеческие установки и отношения в значительной степени зависят от субъективных факторов. С одной стороны, социальная идентичность и членство в разных группах влияют на отношение к представителям других групп и могут быть источником и позитивных, и негативных установок, даже предрассудков и дискриминации [Dovidio, Gaertner 2010]. С другой стороны, к предвзятым суждениям могут привести и эмоциональные факторы [Loewenstein, Lerner 2003]. Определенные эмоции регулируют и направляют взаимодействие представителей социальных групп (например, гнев, страх, отвращение, восхищение) и предсказывают их специфические реакции (например, конфронтация, избегание, исключение, принадлежность или поддержка) [Mackie, Smith, Ray 2008]. Исследования показали, что чувства гнева и отвращения к определенным группам предполагают враждебное поведение [Mackie, Devos, Smith 2000] и нежелание вступать в контакт с их представителями [Esses, Dovidio 2002], в то время как межгрупповые страхи предсказывают избегание и нежелание противостоять и атаковать [Dumont, Yzerbyt, Wigboldus, Gordin 2003]. Межгрупповая вина провоцирует уступчивость [Leach, Iyler, Pedersen 2006] и готовность к извинениям [McGarty, Pedersen, Leach, Mansell, Waller, Bliuc 2005].
2 Так как в современных условиях расширяются возможности взаимодействия разных групп и культур и ставятся вопросы улучшения межкультурных отношений, настоящее исследование направлено на изучение роли множественных социальных идентичностей и симпатии в формировании межкультурных установок россиян по отношению к представителям разных национальных групп. Эта тема актуальна, и данное исследование предлагает новый взгляд на межкультурные отношения россиян с представителями других национальных групп, ставя акцент на значимости внутренних мотиваторов межгруппового взаимодействия.
3 Аффективный компонент аттитюдов Аттитюды описываются как механизмы, бессознательно направляющие поведение человека [Fazio, Olson 2003] и функционирующие как постоянные когнитивные структуры, которые хранятся в человеческой памяти [Fazio, Williams 1986]. Они активируются автоматически и служат фильтрами представлений о разных объектах [Asch 1940]. Это означает, что сразу после активации аттитюды направляют восприятие других объектов, и поэтому последующие суждения и поведение оказываются спонтанной реакцией на непосредственные восприятия.
4 Согласно трехкомпонентной модели установок, эмоции, настроения и чувства привязаны к оценке и впоследствии ассоциируются с объектом как отражение аффективного компонента [Eagly, Chaiken 1998]. Говорилось и об аффективном компоненте установок как об эмоции, ориентированной на определенный объект, более непосредственной и спонтанной и менее подверженной воздействию доступных когнитивных процессов, чем другие эмоции [Ortony, Clore, Collins 1988]. Например, исследования установок продемонстрировали, что респонденты реагировали на свои чувства и эмоции по отношению к объектам быстрее, чем на мысли об объектах [Verplanken, Hofstee, Janssen 1998]. Установок, основанных на аффективных реакциях, обследуемые придерживались с большей уверенностью по сравнению с когнитивно обоснованными [Edwards 1990], а аффективный компонент установок продемонстрировал особую значимость в качестве прямого мотиватора поведения человека [Peters 2006]. Проведенные исследования связи аффективного компонента и поведения подтвердили значение эмоций, так как эмоциональные оценки воспринимаются как более достоверные, чем неэмоциональные [Fazio 1995], и они напрямую связаны с поведением [Chen, Bargh 1999].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 889

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх