Правовое регулирование репетиторской деятельности в образовательной сфере

 
Код статьиS181570410019521-8-1
DOI10.54884/S181570410019521-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий кафедрой педагогики и психологии
Аффилиация: Смоленский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Смоленск
Аффилиация: Смоленский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Смоленск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (67)
Страницы44-50
Аннотация

Изучение вопроса правового регулирования репетиторской деятельности в образовательной сфере – необходимая и важная тенденция в современном обществе. Влияние репетиторства как самодостаточной деятельности с каждым годом все более возрастает. В статье рассматриваются социально-педагогический феномен  репетиторства, мотивы обращения к репетиторской деятельности. Дана характеристика современного репетиторства, рассмотрен зарубежный опыт с точки зрения отношения к репетиторам и репетиторской деятельности,  отмечен аспект влияния дистанционного образования в ситуации пандемии и карантина.

Ключевые словарепетиторская деятельность, правовое регулирование, самозанятость, педагогические функции
Получено04.04.2022
Дата публикации06.05.2022
Кол-во символов17875
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Нужно отметить, что ряд исследователей определяют репетиторство как нерегулируемый, теневой сегмент рынка образовательных услуг, которые представлены без оформления необходимых лицензий. Если рассматривать данный феномен относительно различных сфер жизни общества, то можно прийти к выводу, что, с точки зрения педагогической сферы, страдает формирование позитивного образа школы как первоисточника знаний.
2 Для достаточно полного представления картины, связанной с пониманием функций репетиторской деятельности, необходимо её рассматривать, учитывая различные парадигмы, в частности теории М. Брея [2] и А. А. Наумовой [10]. Существуют работы отечественных исследователей (Т. П. Балакина, А. Я. Бурдяк), рассматривающие роль репетиторства в системе российского образования.
3 Актуальность вопроса правового регулирования репетиторской деятельности заключается в том, что все больше людей обращаются к индивидуальным преподавателям. Так, А. А. Наумова представила материалы исследования – опроса 522 студентов Сургутского государственного педагогического университета. 41% опрошенных обращались за помощью к репетиторам для подготовки к ЕГЭ. Также по результатам исследований, которые регулярно проводятся Левада-центром, количество учащихся 8-11-х классов, занимающихся с репетитором, с 2014 по 2018 год возросло с 68% до 83% [10].
4 Результаты этих исследований говорят о том, что внешкольное репетиторство сейчас является неотъемлемой частью системы образования. Данную тенденцию можно объяснить следующим образом:
  1. Репетиторство становится решением проблем, на которые общее школьное образование не может адекватно реагировать. Существует ряд предметов, которые требуют специфической индивидуальной подготовки, как, например, иностранные языки или математика. Репетиторы, подготавливая свои курсы, имеют возможность учитывать специфические особенности конкретного ребенка.
  2. Психологи отмечают, что детям часто бывает страшно обратиться напрямую к преподавателю, который учит их в школе, или у преподавателя может просто не хватать времени для того, чтобы оказать индивидуальную помощь каждому, поэтому некоторый материал остается непонятным для ребенка.
  3. В целом активному развитию репетиторства способствует изменение общественного сознания. Родители часто испытывают чувство выполненного долга после того, как «нанимают» репетитора.
5 Репетиторство как социально-педагогический феномен имеет неоднозначную оценку в современном обществе: если мы будем рассматривать отношение к данному феномену с точки зрения педагогической практики, то в целом педагогическое сообщество, а именно те преподаватели, которые ведут свою деятельность строго в школе, имеют негативное отношение к этому феномену. Л. Б. Райхельгауз отмечает, что ситуацию относительно негативной оценки среди педагогического сообщества, а также реального присвоения этой практике образовательного статуса можно исправить путем стандартизации требований к частным репетиторам, а также приведения правового потенциала в действие [12].

всего просмотров: 288

Оценка читателей: голосов 0

1. Балакина Т. П. Экономика репетиторства: мотивы, стимулы, модели // Экономика образования. – 2012. – № 2. – С. 115–123.

2. Брэй М. Частное дополнительное обучение (репетиторство): сравнительный анализ моделей и последствий // Вопросы образования. – 2007. – № 1. – С. 65–83.

3. Бурдяк А. Я. Дополнительные занятия по школьным предметам: мотивация и распространенность // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2015. – № 2. – С. 96–112.

4. Как стать репетитором [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // URL: https://www.thetutorwebsite.co.uk/for-tutors/how-to-become-a-tutor.html (дата обращения: 27.05.2020).

5. Кравченко Н. В. Репетиторство как форма проявления ментальной болезни учителей // Факторы и условия искоренения коррупции и других негативных явлений в образовании: психолого-педагогический аспект (на примере Краснодарского края) : Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. (с междунар. участием) / под ред. Т. С. Анисимовой, Т. В. Суняйкиной. – Славянск-на-Кубани: Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2016. – С. 103 – 104.

6. Крылова Н. Г. Особенности самоактуализации и стиля педагогического общения педагога-репетитора (тьютора) Психология // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2012. – Т. 18. № 1-1. – С. 248-250.

7. Налоговый Гайд для репетиторов в Великобритании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // URL: https://www.taxback.co.uk/tax-guide-for-tutors-in-the (дата обращения 26.05.2020).

8. Налог на профессиональный доход [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // URL: https://npd.nalog.ru (дата обращения: 02.06.2020).

9. Налоговый кодекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 02.06.2020).

10. Наумова А. А. Роль репетиторства в современной системе образования // Россия между модернизацией и архаизацией: 1917-2017 гг.: материалы XX Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета 11–12 апреля 2017 года. – Екатеринбург, 2017. – С. 385–390.

11. Наумова А. А. Портрет современного репетитора в оценках обучающихся и родителей: региональный анализ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2018. – № 5 (56). – С. 8-12.

12. Райхельгауз Л. Б. Репетиторство как социально-педагогический феномен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/repetitorstvo-kak (дата обращения: 24.05.2020). (дата обращения: 24.05.2020).

13. Репетиторство в качестве фриланса – каково налоговое обременение? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // URL: https://www.ashtutors.co.uk/tutoring/tutoring-as-a-freelancer-tax-implications.html (дата обращения: 24.05.2020).

14. Самозанятые за границей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5c0938d159f30300aa959cf1/chem- (дата обращения: 24.05.2020).

15. Шипкова Е. Н. Репетиторство как проблема педагогической науки и практики // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 2. – С. 39-46

Система Orphus

Загрузка...
Вверх