Национальный сценарий в современной России и частная жизнь россиян (динамика и особенности межэтнической брачности в постсоветский период)

 
Код статьиS086904990007565-3-1
DOI10.31857/S086904990007565-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник Социологического института Федерального научно-исследовательского социологического центра (ФНИСЦ) РАН
Аффилиация: Доктор культурологии, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Социологического института Федерального научно-исследовательского социологического центра (ФНИСЦ) РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 6
Страницы127-140
Аннотация

В статье предлагается новый подход к изучению межэтнических отношений. По мнению автора, использование дихотомии “конфликтность – толерантность“для этой цели устарело. Межэтнические отношения имеют свою качественную структуру, связанную с этнопсихологическими и этнокультурными особенностями народов. Одним из показателей качества межэтнических отношений может служить динамика межэтнической брачности, ведь просто добрые отношения между народами не обязательно ведут к росту доли браков между их представителями. Автор попытается реконструировать основы социокультурного сценария межэтнических отношений в обществе на основе анализа динамики межэтнической брачности и восприятия ее общественным сознанием.

Ключевые словамежэтнические браки, этнокультурология, социальная динамика, межэтнический конфликт, межэтническая стабильность, социокультурный сценарий, картина мира, этнопсихологические особенности
Получено18.12.2019
Дата публикации23.12.2019
Кол-во символов34715
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 При рассмотрении различных факторов во внутриэтнических и межэтнических процессах важно изучение этнопсихологических и этнокультурных факторов, то есть ценностных конфигураций народов, живущих в полиэтническом социуме, их совместимости, наличия надэтнической идеологии. Речь пойдет также о значимости национально-смешанных браков в данном полиэтническом обществе: поощряются ли они (как это было в СССР [Лурье 2018, с. 108–121]), оцениваются ли нейтрально или общество не отторгает их, когда, к примеру, доминирующий (титульный) народ заботится о своей чистоте. Иными словами, как ведут себя люди, не обосновывая свое поведение, а только потому, что так действовать им удобно.
2 В каждой культуре есть свои принятые модели поведения. Они отражают на бессознательном уровне представления о том, как человек должен действовать в мире, и являются производными от картины мира носителя определенной культуры. На уровне этнопсихологии возможность значимого числа межэтнических браков в полиэтническом обществе обусловливается совместимостью моделей действия его разноплеменных членов, что обеспечивает их поведенческую комплементарность, возможность уживаться вместе.
3 Значительная доля межэтнических браков в обществе, как правило, –симптом происходящих в нем ассимиляционных процессов. Но здесь нет механической корреляции. Ассимиляция – процесс неоднозначный и непростой, возможны различные его типы. Во всех случаях ассимиляция по разным параметрам происходит в разноскоростном режиме и может быть даже разнонаправленной. Структура ассимиляционных процессов бывает в корне разная. Например, одни параметры ассимиляционных процессов относятся к этнокультурным, другие – к этнопсихологическим составляющим. В отличие от этнопсихологических, этнокультурные факторы обусловлены восприятием осознаваемых культурных доминант.
4 Впрочем стабилизация межэтнических отношений не порождает положительной динамики межэтнической брачности, а добрые отношения между народами не обязательно ведут к росту доли браков между их представителями. Так, “несмотря на существующие толерантные межэтнические отношения, все-таки в общественном мнении дагестанских народов превалирует необходимость учитывать этническую принадлежность при выборе брачного партнера” [Шахбанова 2008, с. 75]. Межэтнические отношения нельзя рассматривать в рамках дихотомии “конфликтность – толерантность”. Они имеют свою качественную структуру, связанную с этнопсихологическими и этнокультурными особенностями народов, что и определяет характер динамики межэтнической брачности.
5 Российские студенты об ассимиляции и межэтничекских браках Начну с эксплицитного отношения к процессам ассимиляции в России, а затем – и к межэтническим бракам российских студентов. Результаты интервью, проведенных мною в течение 2017 г. среди русских студентов в нескольких городах страны – столицах автономий, областных и районных городах России1, показали, что ассимиляцию народов России к русскому считают возможной 36% опрошенных русских студентов, а 50% — невозможной (остальные затруднились ответить). Ни один из опрошенных русских студентов не признал желательным, чтобы “все народы стали, как русские”. С тем, что “желательно, чтобы представление о морали и нравственности, принципы воспитания детей, образование, воспитание у всех народов России было, как у русских”, согласились всего 4,5% опрошенных русских. Правда, положительным явлением взаимную ассимиляцию народов России считают уже 36%. Но все-таки больше всего тех, кто уверены: каждый народ должен сохранить свои особенности, культуру, идентичность — таких 50%. Есть те, кто считают желательной ассимиляцию к глобальным наднациональным ценностям, но таких совсем немного — 4,5%, и 4% затруднились ответить на этот вопрос. 1. Интервью были проведены в Казани, Махачкале, Уфе, Красноярске, Мичуринске (Тамбовской обл.) и Лысьве (Пермского края) (выборка 97 человек), а также в Махачкале среди студентов коренных национальностей Дагестана (выборка 43 человека). Из дагестанцев, кстати, 60% назвали себя соблюдающими обряды мусульманами, 20% – мусульманами “в душе” и еще 20% не ответили на вопрос о религиозной принадлежности. Русские студенты определили свою религиозную принадлежность так: 2% назвали себя атеистами, 40% – неверующими, 9% – сомневающимися, 26% – ориентирующимися на православие, 19% – православными, 2% – мусульманами, 2% – приверженцами других религий. За большую помощь в проведении интервью благодарю С. Подъяпольского.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 705

Оценка читателей: голосов 0

1. Асанова Э.С. (2009) Межэтническое взаимодействие в условиях национально-смешанных семей республики Адыгея (социологический аспект). Автореф. дисс. … канд. соц. н. Майкоп: Адыгейский государственный университет.

2. Верещагина А.В., Левая Н.А., Самыгин С.И. (2016) Смешанная семья в условиях глобализующейся реальности: специфика образования и адаптации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 12. С. 33–36.

3. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 27. Россияне о межэтнических браках. (2010) (http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/discussions/2010/08/d19632/).

4. Галкина Е.М. (1993) Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей (по материалам этносоциологического исследования в г. Москве). Автореф. дисс. ... к. и. н. М.: Институт этнологии и антропологии РАН.

5. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров). (2011) Аналитический доклад. Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации. М. (http://www.isras.ru/ analytical_report_twenty_years_reforms.html).

6. Делова Л. А. (2001) Социокультурные факторы межэтнической брачности (на примере Республики Адыгея). Социологический анализ. Автореф. дисс. … канд. соц. н. Майкоп: Адыгейский государственный университет.

7. Динисламова С.Р., Садретдинова Э.В. (2014) Межэтнический брак и национально-смешанная семья в Башкортостане: состояние, динамика и факторы развития // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сборник статей по материалам XX международной студенческой научно-практической конференции. № 5(20). С. 62–67.

8. Дробижева Л.М. (2012) Ресурс межнационального согласия и баланс нетерпимости в современном российском обществе // Мир России. Т. 21. № 4. С. 91–101

9. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. в 14 т. (2004) Т. 4. М.: Статистика России.

10. Количество межэтнических браков бесконтрольно растет (http://www. anaga.ru/braki-s-nacmenami.html).

11. Коптяева Е.А. (2015) Молодежь и межэтнические браки: на примере населения городов Омска и Екатеринбурга // Антропология города глазами молодых ученых. Москва, 22–24 декабря 2014 г. М.: ИЭА РАН. С. 74–81.

12. Кривоногов В.П. (2011) Хакасы в начале XXI века: современные этнические процессы. Абакан: Хакасское книжное издательство.

13. Кузнецова О. (2011) Выйти замуж за гастарбайтера (http://sobesednik.ru/incident/vyiti-zamuzh-za-gastarbaitera).

14. Лурье С.В. (2018) Межнациональные браки как часть советского государственного сценария: социокультурный подход // Общественные науки и современность. № 3. С. 108–121.

15. Межэтнические браки вредны и опасны (http://maxpark.com/user/ 2999269470/content/1959578).

16. Межэтнические браки: благо или опасная тенденция (2003) (http://www.pravda.ru/sport/cupper/09-10-2003/38830-brak-0/).

17. Меняется картина межэтнического брака в России (http://www.gumilev-center.ru/menyaetsya-kartina-mezhehtnicheskogo-braka-v-rossii/).

18. Молодежь в малых городах России. Заметки социального антрополога (2016) Отв. ред. и сост. М.Ю. Мартынова, Н.А. Белова. М.: ИЭА РАН, 2016.

19. Население России 2003–2004. Одиннадцатый–двенадцатый ежегодный демографический доклад (2006) М.: ИНХП РАН.

20. Население СССР по данным всесоюзной переписи населения 1989 г. (1990) М.: Финансы и статистика.

21. Орехова Д.О. (2012) Отношения к феномену межэтнических браков в современном российском обществе // Сборник конференции НИЦ Социосфера. Вып. 37. Пенза–Витебск–Саранск: Научно-издательский центр “Социосфера”. С. 73–81.

22. Осьмук Л.А. (2013) Глобализация как фактор роста конфликтов в межэтнических семьях // Семья в ХХI веке. Сборник материалов международного экспертного симпозиума (28 ноября – 2 декабря 2013 г.). Новгород: НГТУ. С. 120–127.

23. Россияне о межнациональных браках // ВЦИОМ. 2010 (http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/discussions/2010/08/d19632/).

24. Сизоненко З.Л. (1999) Социальный потенциал межэтнической семьи (http://www.studfiles.ru/preview/4367834/page:18/).

25. Солодова Г.С. (2011) Интеграция мигрантов-мусульман в российское общество // Социологические исследования. № 4. С. 44–49.

26. Сороко Е.Л. (2014) Этнически смешанные супружеские пары в Российской Федерации // Демографическое обозрение. М.: НИУ “Высшая школа экономики”. Т. 1. № 4. С. 96–123.

27. Состояние в браке и рождаемость в России по данным микропереписи населения 1994 г. (1995) М.: Госкомиздат России.

28. Сусоколов А.А. (1987) Межэтнические браки в СССР. М.: Мысль.

29. Титова Т.А. (1999) Этническое самосознание в национально смешанных семьях. Казань: Форт-Диалог.

30. Токарева Е.С. (2013) Межэтнический брак в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи // Гуманитарные научные исследования. № 5 (http://human.snauka.ru/2013/05/3173).

31. Трифонова А.Т. (2014) Современные межэтнические семьи: ценностные ориентации. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет.

32. Уалиева С., Эдгар Э. (2011) Межэтнические браки, смешанное происхождение и “дружба народов” в советском и постсоветском Казахстане // Неприкосновенный запас. № 6. С. 34–45.

33. Чеснокова Т. (2012) Плавильные котлы Москвы и Петербурга. (http://www.rosbalt.ru/nation/2012/05/08/977765.html).

34. Шахбанова М.М. (2008) Отношение к межэтническим бракам в этническом сознании дагестанцев // Социологические исследования. № 11. С. 72–76.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх