Foundation of sociology of religion (Reflections on P. Berger’s book “The Sacred Canopy”)

 
PIIS086904990005095-6-1
DOI10.31857/S086904990005095-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute for Humanities, Immanuel Kant Baltic Federal University
Address: Russian Federation,
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 3
Pages185-190
Abstract

“Sacred Canopy” of Peter Berger (1967), which Russian translation was released in 2018, is inspite of its small volume, an attempt at large-scale theoretical synthesis — demonstrating potential of sociology of knowledge in ability to assimilate not only Durkheim and Weber’s sociological traditions, but also marxist and existentialist approaches. Work of Berger is present of particular interest today – in terms of demonstrating potential of “big theory” for understanding social reality and the connectedness of sociological theory with fundamental philosophical questions — because this connection is appears explicit to Berger.

Keywordssociology of religion, social reality, constructive of reality.
Received31.05.2019
Publication date03.06.2019
Number of characters17782
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Питер Л. Бергер в 1967 г. определил цель своей книги как “попытку применить общую теоретическую концепцию социологии знания к феномену религииˮ [Бергер 2018, с. 7]1. С этим преимущественно и связан сохраняющийся по сей день интерес к книге, вышедшей в свет более полувека назад. Она сохраняет силу и влияние, не столько даже непосредственное, сколько пропущенное через множество переосмыслений и зачастую обратившееся в фоновое, социологическое видение, представленное впервые в 1966 г. в совместном трактате Бергера и Т. Лукмана “Социальное конструирование реальностиˮ. 1. Далее в тексте ссылки на эту работу даются в круглых скобках.
2 В свое время, как отмечал Е. Шацкий, “Социальное конструирование реальностиˮ воспринималось как манифест “нового идеализмаˮ в социологии [Шацкий 2018, с. 529] – и подобное видение подтверждается, например, определением общества из краткого введения в социологию, написанного Бергером вместе с его женой Бриджит: “Общество – это наш жизненный опыт общения с другими людьми вокруг насˮ [Бергер П., Бергер Б. 2004, с. 29].
3 Ключевой тезис данного направления – утверждение, что “социальная реальность не является для людей данностью, но создается имиˮ [Шацкий 2018, с 529]. При этом, по крайней мере для Бергера и Лукмана, это утверждение предельно далеко от волюнтаризма – или во всяком случае из него никоим образом не следует, как и утверждение о какой-либо особой пластичности социального, его податливости на сознательное, целенаправленное изменение. Собственно, небольшая книга Бергера, посвященная, как сказано в подзаголовке, “элементам социологической теории религииˮ, развернуто отвечает на два ложных, но распространенных понимания социального конструирования реальности. Во-первых, Бергер стремится показать, как социальная реальность одновременно является и результатом деятельности людей, и в то же время выступает для них в каждый конкретный момент как данность, как нечто объективное, не зависящее от их индивидуальных представлений, и, во-вторых, что социальная реальность в конце концов, или, точнее, в самом истоке, вынуждена не только давать ответы на внесоциальное, но и опираться на опыт, который не может быть социализирован до конца. Иными словами, социальное конструирование реальности никогда не может завершиться, образовать тотальную реальность – она разомкнута в иное в силу самой человеческой природы.
4 Формально трактат Бергера делится на две части – собственно теоретическую, включающую четыре главы (от общего понимания религии в процессе конструирования мира вплоть до проблематики соотношения религии и отчуждения), и эмпирическую, состоящую из трех глав. Однако внутреннее устройство de facto оказывается более сложным, поскольку первая из эмпирических глав посвящена применению теории религии к процессу секуляризации и содержит предельно сжатый очерк исторической социологии религии в аспекте секуляризации, тогда как две последующие главы обращены к процессам 1950–1960-х гг. Я сосредоточусь на обсуждении первых пяти глав трактата, поскольку, на мой взгляд, именно они по сей день представляют не только исторический интерес, но и наиболее любопытны с точки зрения тех теоретических позиций и подходов, которые служили для Бергера основными моментами притяжения, отталкивания и/или переосмысления. В них – и истоки его собственного социологического ви́дения религии, и интеллектуальные подходы, на которые он опирается, создавая собственную концепцию.

Number of purchasers: 4, views: 1741

Readers community rating: votes 0

1. Berger P. (2019) Svyashchennaya zavesa. Ehlementy sociologicheskoy teorii religii [The Sacred Canopy: Elements of a Sociological Theory of Religion]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

2. Berger P.L., Berger B. (2004) Sociologiya. Biograficheskij podhod [Sociology. The biographical approach] Berger P.L., Berger B., Collins R. Lichnostno-orientirovannaya sociologiya [Personality-oriented sociology]. Moscow: Akademicheskiy proekt, pp. 23–396.

3. Shackiy E. (2018) Istoriya sociologicheskoy mysli [History of sociological thought]. In 2 vol., vol. II. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

4. Virno P. (2013) Grammatika mnozhestv: k analizu form sovremennoy zhizni [A Grammar of the Multitude: For an Analysis of Contemporary Forms of Life]. Moscow: Ad Marginem Press.

Система Orphus

Loading...
Up