Основания социологии религии (Размышления над книгой П. Бергера “Священная завеса”)

 
Код статьиS086904990005095-6-1
DOI10.31857/S086904990005095-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт гуманитарных наук, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 3
Страницы185-190
Аннотация

“Священная завеса“ П.Л. Бергера (1967), русский перевод которой вышел в 2019 г., несмотря на свой небольшой объем, – попытка масштабного теоретического синтеза, демонстрация потенциала социологии знания ассимилировать в непротиворечивую и эффективную конструкцию не только дюркгеймовскую и веберовскую социологические традиции, но также и марксистский, и экзистенциалистский подходы. Особенный интерес работа Бергера представляет сегодня – как в плане демонстрации потенциала “большой теории&8j1; для понимания социальной реальности, так и связанности социологической теории с фундаментальными философскими вопросами – поскольку эта связь предстает у Бергера эксплицитной.

Ключевые словаcоциология религии, социальная реальность, конструирование реальности.
Получено31.05.2019
Дата публикации03.06.2019
Кол-во символов17782
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Питер Л. Бергер в 1967 г. определил цель своей книги как “попытку применить общую теоретическую концепцию социологии знания к феномену религииˮ [Бергер 2018, с. 7]1. С этим преимущественно и связан сохраняющийся по сей день интерес к книге, вышедшей в свет более полувека назад. Она сохраняет силу и влияние, не столько даже непосредственное, сколько пропущенное через множество переосмыслений и зачастую обратившееся в фоновое, социологическое видение, представленное впервые в 1966 г. в совместном трактате Бергера и Т. Лукмана “Социальное конструирование реальностиˮ. 1. Далее в тексте ссылки на эту работу даются в круглых скобках.
2 В свое время, как отмечал Е. Шацкий, “Социальное конструирование реальностиˮ воспринималось как манифест “нового идеализмаˮ в социологии [Шацкий 2018, с. 529] – и подобное видение подтверждается, например, определением общества из краткого введения в социологию, написанного Бергером вместе с его женой Бриджит: “Общество – это наш жизненный опыт общения с другими людьми вокруг насˮ [Бергер П., Бергер Б. 2004, с. 29].
3 Ключевой тезис данного направления – утверждение, что “социальная реальность не является для людей данностью, но создается имиˮ [Шацкий 2018, с 529]. При этом, по крайней мере для Бергера и Лукмана, это утверждение предельно далеко от волюнтаризма – или во всяком случае из него никоим образом не следует, как и утверждение о какой-либо особой пластичности социального, его податливости на сознательное, целенаправленное изменение. Собственно, небольшая книга Бергера, посвященная, как сказано в подзаголовке, “элементам социологической теории религииˮ, развернуто отвечает на два ложных, но распространенных понимания социального конструирования реальности. Во-первых, Бергер стремится показать, как социальная реальность одновременно является и результатом деятельности людей, и в то же время выступает для них в каждый конкретный момент как данность, как нечто объективное, не зависящее от их индивидуальных представлений, и, во-вторых, что социальная реальность в конце концов, или, точнее, в самом истоке, вынуждена не только давать ответы на внесоциальное, но и опираться на опыт, который не может быть социализирован до конца. Иными словами, социальное конструирование реальности никогда не может завершиться, образовать тотальную реальность – она разомкнута в иное в силу самой человеческой природы.
4 Формально трактат Бергера делится на две части – собственно теоретическую, включающую четыре главы (от общего понимания религии в процессе конструирования мира вплоть до проблематики соотношения религии и отчуждения), и эмпирическую, состоящую из трех глав. Однако внутреннее устройство de facto оказывается более сложным, поскольку первая из эмпирических глав посвящена применению теории религии к процессу секуляризации и содержит предельно сжатый очерк исторической социологии религии в аспекте секуляризации, тогда как две последующие главы обращены к процессам 1950–1960-х гг. Я сосредоточусь на обсуждении первых пяти глав трактата, поскольку, на мой взгляд, именно они по сей день представляют не только исторический интерес, но и наиболее любопытны с точки зрения тех теоретических позиций и подходов, которые служили для Бергера основными моментами притяжения, отталкивания и/или переосмысления. В них – и истоки его собственного социологического ви́дения религии, и интеллектуальные подходы, на которые он опирается, создавая собственную концепцию.

Всего подписок: 4, всего просмотров: 1740

Оценка читателей: голосов 0

1. Бергер П. (2019) Священная завеса. Элементы социологической теории религии. М.: Новое литературное обозрение.

2. Бергер П.Л., Бергер Б. (2004) Социология. Биографический подход // Бергер П.Л., Бергер Б., Коллинз Р. Личностно-ориентированная социология. М.: Академический проект. С. 23–396.

3. Вирно П. (2013) Грамматика множеств: к анализу форм современной жизни. М.: Ад Маргинем Пресс.

4. Шацкий Е. (2018) История социологической мысли. В 2 т. Т. II. М.: Новое литературное обозрение.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх