The Constitutional Principle of Freedom of Speech: Practices of Mass Media Regulation in Contemporary Russia

 
PIIS086904990005091-2-1
DOI10.31857/S086904990005091-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Higher School of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 3
Pages123-134
Abstract

The constitutional principle of Freedom of Speech defines the main direction of State policy in this field. However, in contemporary Russia there is the gap between the principle of Freedom of Speech which is enshrined formally in the law and its implementation. The main problem is Freedom of Speech and as a result freedom of the mass media is at the level of values and political interpretation of “what does Freedom of Speech mean” and “what are the limits of this freedom”. As a consequence, as well as the prevalence of political imperatives over legal – it’s being established to abuse of the legal right to restriction Freedom of Speech and freedom of mass media in Russia. The issue lies in the field of discretion - legislative prohibitions and administrative restrictions – ranging from existing legislation to court’s decisions regarding blocking of websites and the preventions of supervisory authorities. This research includes the next key purposes: to identify conflicts and inconsistencies into legal framework, to analyse the most substantial amendments in legislation to the domain of mass media regulation, to analyse the current law enforcement practices. The review of expert’s positions in the field of mass media in order to define adequate policies of regulation in this field also were reflected and elucidated.

Keywordscensorship, freedom of speech, mass media, constitutional principles, Russia, legislation, enforcement practices, defamation
Received31.05.2019
Publication date03.06.2019
Number of characters37685
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Одна из основных задач формально-правового регулирования – создание условий для цивилизованного диалога между различными субъектами публичного пространства, в частности между властью, обществом и СМИ. Особое место в этом регулировании занимает реализация конституционных принципов, задающих вектор государственной политики в той или иной сфере. Однако сегодня в России сложилась ситуация, когда конституционные принципы получают различную трактовку в результате преобладания политических императивов над юридическими. Основной проблемой современного конституционного порядка, по определению А. Медушевского, следует признать растущий разрыв между формально закрепленными конституционными принципами и политикой права последнего десятилетия, направленной на выстраивание ограниченного плюрализма и авторитарной модернизации, результатом которой становится политическая стагнация и бюрократизация системы [Медушевский 2015, с. 450].
2 Дисфункция ряда основных конституционных принципов прослеживается по линии законодательных, судебных и административных практик, а также в возрастании значения особых неформальных практик конституционного регулирования [Конституционные… 2013]. Так, законодательная регламентация свободы слова (а также мнений и распространения информации) значительно отстает от объективных потребностей, не отвечает требованиям ее полноты и системности и не обеспечивает в должной мере реализацию законных интересов субъектов права. По мнению Д. Скиллен, современное законодательство о СМИ было адаптировано под задачи действующей власти по управлению свободой слова в российских массмедиа. Отдельное внимание уделяется проблеме “размытостиˮ правовых норм. Например, термин “экстремистскийˮ в современных российских законах “определен настолько расплывчато, что может применяться практически ко всем, кто вызывает недовольство властейˮ [Skillen 2017, pp. 145–167].
3 Необходимо отметить, что как в литературе, так и среди экспертного сообщества существует позиция, согласно которой нормы, регулирующие деятельность СМИ, давно устарели и требуют определенной модернизации. В настоящее время в сфере свободы СМИ наблюдаются в большей степени негативные тенденции, так как законодательство о СМИ в виде совокупности различных нормативно-правовых актов в значительной степени носит ограничительный характер. Поэтому возникает вопрос, в какой степени современное российское законодательство является действенным механизмом защиты свободы слова и свободы СМИ, или же оно представляет собой латентный, основанный с формальной точки зрения на легальной основе, механизм политического контроля над СМИ и над свободой слова. Вместе с тем основная проблема коренится не только в области юридической (то есть существующих правовых норм), но и интерпретационной, то есть того, что есть свобода слова. Поэтому мы сталкиваемся не столько с несовершенством существующего законодательства в сфере регулирования свободы слова и свободы СМИ, сколько с отсутствием четкого понимания того, что представляет собой свобода слова, каковы границы свободы СМИ и как достичь баланса интересов между различными участниками данных правоотношений (государством, обществом, СМИ).

Number of purchasers: 2, views: 2146

Readers community rating: votes 0

1. Arapova G.YU., Ledovskih M.A. (2014) Diffamaciya v SMI [Defamation in Mass-media]. Voronezh: OOO Firma “EHlist?.

2. Chernyh A.I. (2007) Vlast' demokratii – Vlast' media? Preprint WP14/2007/04 [Is the Power of Democracy – Is the Power of Media? Preprint WP14/2007/04.]. Moscow: GU HSE

3. Doklad Obshchestvennoy palaty Rossiyskoy Federacii o sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v Rossiyskoy Federacii za 2013 god (2013) [The Report of The Civic Chamber Of the Russian Federation On the State of Civil Society in the Russian Federation Over 2013] (https://www.oprf.ru/files/ 2014dok/doklad_grazhdanskoe_obshestvo_2013_itog.pdf).

4. Dmitriev Yu. A. (2015) Vozrozhdenie cenzury v SMI kak simvol demokraticheskih reform [The Revival of Censorship in the Mass-media As a Symbol of Democratic Reforms] (http://mognovse.ru/ffb-vozrojdenie-cenzuri-smi-kak-simvol-demokraticheskih-reform.html).

5. Filimonov A. (2014) Svoboda slova i rossiyskoe zakonodatel'stvo: tendencii poslednih let [Freedom of speech and Russian legislation: the tendencies of the recent years]. Garant.ru Informatsionno-pravovoy portal (http://www.garant.ru/article/548283/).

6. Frolova I.G. (2012) Cenzura SMI v Rossii: za i protiv [Media Censorship in Russia: Pros and Cons]. Pravo i bezopasnost', no. 1 (41), pp. 30–35.

7. Gorovcova M. (2013) Stat'ya 152.2 GK RF: o novyh pravilah ohrany chastnoy zhizni [The article 152.2 of the Civil Code: about new rules of the protection of a person's private life]. Garant.ru Informacionno-pravovoj portal (http://www.garant.ru/article/502224/#ixzz3QLg5MLJi).

8. Konstitucionnye principy i puti ih realizacii: rossijskiy kontekst. Analiticheskiy doklad [Constitutional Principles and Ways of Their Implementation: Russian context. Analytical report] (http://www.ilpp.ru/ netcat_files/userfiles/2013_Analit_report_full.pdf).

9. Medushevskiy A.N. (2015) Politicheskie sochineniya: pravo i vlast' v usloviyah social'nyh transformaciy [The Collected Works: Law and Power Under the Social Transformation]. Moscow; St. Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ.

10. Moskvin D.E. (2007) Transformatsiya politicheskoy sistemy Rossii: Institutional'ny aspect. Dis. kand. polit. nauk. Ekaterinburg.

11. Okolo 80% oproshennyh podderzhivayut vvedenie v Rossii zapreta na ispol'zovanie necenzurnoy brani, v tom chisle v proizvedeniyah literatury i iskusstva [In Russia about 80% of respondents support the imposition of foul language ban, including the field of literature and art]. Garant.ru Informacionno-pravovoy portal (http://www.garant.ru/ia/research/499049/).

12. Politov Yu. (2014) Pyataya dolya: inostrancy ne mogut imet' bol'she 20% v SMI [Foreign Owners can’t have more than 20% in the mass-media]. Rossiyskaya gazeta, October 21 (http://www.rg.ru/2014/10/17/smi.html).

13. Predstavleniya o demokratii (2015) [Understanding of Democracy]. Press-vypusk Levada-Centr (http://www.levada.ru/14-04-2015/predstavleniya-o-demokratii).

14. Rihter A.G. (2011) Mezhdunarodnye standarty i zarubezhnaya praktika regulirovaniya media [International Standards and Foreign Practice of Mass-media Regulation]. Moscow: Izdanie YUNESKO.

15. Skillen D. (2017) Freedom of Speech in Russia: Politics and Media from Gorbachev to Putin. London: Routledge.

16. Urofsky M.I. (2019) New York Times Co. v. Sullivan. Law Case (https://www.britannica.com/event/New-York-Times-Co-v-Sullivan).

17. Vestnik “Precedenty i pozicii? no. 3 (2014) [Bulletin “Precedents and Positions? no. 3], pod red. S.A. Pashina (http://president-sovet.ru/files/c8/20/c8206465da056097124c32b711443cbe.pdf).

18. Zakon ob inostrannyh akcionerah v SMI: chto dal'she? (interv'yu E. Al'bac s E.V. Den'ginym, V.M. SHkulevym, I.S. Vaganom) (2014) [Foreign Investors Act: What's Next? The interview with E. Al'bac s E.V. Den'ginym, V.M. SHkulevym, I.S. Vaganom]. Ehkho Moskvy, September 29 (http://echo.msk.ru/programs/albac/1408500-echo/).

Система Orphus

Loading...
Up