Generalized Trust as a Factor of Positive Attitude of Muscovites towards Cultural Diversity

 
PIIS086904990005088-8-1
DOI10.31857/S086904990005088-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Junior Research Fellow, International Laboratory for Socio-Cultural Research, National Research University “Higher School of Economics
Affiliation: National Research University “Higher School of Economics”
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 3
Pages94-101
Abstract

This article is devoted to study of the role of generalized trust for intercultural interaction in Moscow. An empirical study (N=219) showed that the length of residence in Moscow is negatively associated with a positive attitude towards ethnic diversity. However, the generalized trust neutralizes this association, making it insignificant. That means that in case of high level of generalized trust, the attitude towards cultural diversity does not depend on the length of residence in Moscow. Thus, generalized trust is an individual characteristic of a person, which, by interacting with his experience, is able to neutralize the negative consequences of experience and increase the positive attitude of Muscovites to cultural diversity.

Keywordsgeneralized trust, social capital, cultural diversity, Moscow identity.
Received31.05.2019
Publication date03.06.2019
Number of characters14929
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Мир становится все более культурно многообразным. Вместе с тем в результате глобализации повсеместно наблюдается рост групповой солидарности на основании принадлежности к разного рода категориям, таким как пол, национальность, религия, место проживания и т.д. [Вендина 2012]. На макро- и микроуровнях появляются все новые группы, претендующие на культурную самобытность, уникальность (от различного рода меньшинств до населения целых городов), активно отстаивающие свои права и интересы [Friedman 1994; Giddens 2000]. Члены таких групп начинают придавать большее значение частной (специфической) идентичности (например, “мы – русские” или “мы – москвичи”), нежели общей (“мы – россияне”). Социальная категоризация, лежащая в основе идентичности, приводит к появлению в сознании людей ин-группы (“мы”) и аут-группы (“они”), что создает условия для развития ин-группового фаворитизма (“мы лучше, чем они”) и может вызывать рост социальной дезинтеграции [Hamamura 2017]. Особенно остро это проявляется между членами разных этнических групп в местах с высоким уровнем культурного разнообразия. Ярким примером служит Москва: произошедшие здесь столкновения представителей разных этнических групп (например, погром общежития мигрантов в Капотне и др.) указывают на особую остроту проблемы [Зайончковская, Полетаев, Доронина, Мкртчян, Флоринская 2014]. В сложившейся ситуации требуется анализ причин данных противоречий и поиски путей их разрешения.
2 Отношение москвичей к культурному разнообразию В Москве высок уровень этнического и культурного разнообразия. Согласно переписи населения на 2010 г. в Москве проживало более 100 различных этнических групп, при этом русские составляют этническое большинство (около 92%) [Зайончковская, Полетаев, Доронина, Мкртчян, Флоринская 2014].
3 Москва традиционно отличается более выгодным социально-экономическим положением сравнительно с остальными субъектами Российской Федерации с более низким уровнем жизни населения. Поэтому она в наибольшей мере привлекает различного рода мигрантов, которые приезжают сюда в поисках “лучшей жизни”, более благоприятных условий труда и быта. Стать жителем Москвы всегда считалось престижным, поскольку московская прописка наделяла ее обладателя определенными правами и привилегиями (например, давала возможность получить качественное образование, медицинское обслуживание, разнообразные льготы и пр.). Все это способствует процессам осознания жителями столицы своего особого положения, уникальности, что приводит к формированию так называемой московской идентичности, основанной на социальной категоризации: “москвичи” и “приезжие”. Как правило, в первую категорию попадают люди, родившиеся или прожившие в Москве более 10 лет, имеющие стабильное жилищно-материальное положение. Наличие одного из названных обстоятельств закладывает основу для формирования московской идентичности [Вендина 2012].

Number of purchasers: 2, views: 1299

Readers community rating: votes 0

1. Almond G., Verba S. (1963) The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton, NJ: Princeton Univ. Press.

2. Dinesen P.T., Hooghe M. (2010) When in Rome, Do as the Romans Do: The Acculturation of Generalized Trust among Immigrants in Western Europe. The International Migration Review, vol. 44, no. 3, pp. 697–727.

3. Dubrov D.I. (2017) Doverie prinimayushchego naseleniya kak kontekstual`noe uslovie dlya podtverzhdeniya gipotezy` integracii v Rossii [Trust of the host population as a contextual condition for confirming the hypothesis of integration in Russia]. Obshchestvennye nauki i sovremennost`, vol. 8, no. 3, pp. 85–99.

4. Erikson E. (2006) Identichnost: yunost i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow: Progress.

5. Friedman J. (1994) Cultural Identity & Global Process. London: Sage Publications.

6. Fukuyama F. (2006) Doverie: socialnye dobrodeteli i put’ k procvetaniyu [Trust: Social virtues and the path to prosperity]. Moscow: AST.

7. Giddens A. (2000) Runaway World: How Globalisation is Reshaping Our Lives. London: Profile Books.

8. Hamamura T. (2017) Social Identity and Attitudes toward Cultural Diversity: A Cultural Psychological Analysis. Journal of Cross-Cultural Psychology, vol. 48, no. 2, pp. 184–194.

9. Koopmans R., Veit S. (2014) Ethnic Diversity, Trust, and the Mediating Role of Positive and Negative Interethnic Contact: A Priming Experiment. Social Science Research, vol. 47, pp. 91–107.

10. Ostapenko L.V, Subbotina I.A. (2007) Moskva mnogonacionalnaya. Starozhily i migranty: vmeste ili ryadom? [Moscow is Multinational. Old-timers and Migrants: Together or Nearby?]. Moscow: RUDN.

11. Putnam R. (2000) Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon & Schuster.

12. Putnam R. (1993) Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton, NJ: Princeton Univ. Press.

13. Rattan A., Ambady N. (2013) Diversity Ideologies and Intergroup Relations: An Examination of Colourblindness and Multiculturalism. European Journal of Social Psychology, vol. 43, pp. 12–21.

14. Rydgren J., Sofi D., Hallsten M. (2013) Interethnic Friendship, Trust, and Tolerance: Findings from Two North Iraqi Cities. The American Journal of Sociology, vol. 118, no. 6, pp. 1650–1695.

15. Ryzhova S.V. (2016) Doverie i etnicheskaya tolerantnost’ v usloviyah socialnyh peremen [Trust and ethnic tolerance in the conditions of social changes]. Sociologicheskiy zhurnal [Sociological journal], vol. 22, no. 1, pp. 72–94.

16. Skripkina T.P. (2000) Psihologiya doveriya [Psychology of trust]. Moscow: Progress.

17. Tatarko A.N., Lepshokova Z.H., Dubrov D.I., Chuvashov S.V. (2018) Socialno-psihologicheskiy kapital lichnosti i akkulturacionnye ozhidaniya (na primere zhiteley Moskvy) [Social-psychological capital of personality and acculturation expectations (on the example of Moscow residents)]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’, no. 4, pp. 76–88.

18. Vendina O.I. (2012) Moskovskaya identichnost i identichnost moskvichey [Moscow identity and the identity of Muscovites]. Izvestiya Rossiyskoy akademii nauk. Seriya geograficheskaya, no. 5, pp. 27–39.

19. Yamagishi T. (2001) Trust as a Form of Social Intelligence. In: K.S. Cook (ed.) Trust in Society. New York: Russell Sage Foundation, pp. 121–147.

20. Zabolotnaya G.M. (2003) Fenomen doveriya i ego socialnye funkcii [The Phenomenon of Trust and its Social Functions]. Vestnik RUDN, no. 4, pp. 79–85.

21. Zayonchkovskaya Zh.A., Poletaev D.V., Doronina K.A., Mkrtchyan N.V., Florinskaya Yu.F. (2014) Zashchita prav moskvichey v usloviyah massovoy migracii [Protection of the rights of Muscovites in conditions of mass migration]. Moscow: Upolnomochenniy po pravam cheloveka v gorode Moskve; ROO “Centr migracionnyh issledovaniy”.

Система Orphus

Loading...
Up