Availability of development resources for different categories of the population

 
PIIS086904990005084-4-1
DOI10.31857/S086904990005084-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of Department of Research for Social Development Institute of Social Analysis and Forecasting
Affiliation: Russian Presidential Academy of National and Public Administration
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 3
Pages36-51
Abstract

.

Keywordssocial policy, social and economic development, welfare, education, employment, social capital.
Received31.05.2019
Publication date03.06.2019
Number of characters39928
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Доступность ресурсов развития для различных категорий населения1 Цель успешного социально-экономического развития страны и признание на высшем уровне необходимости совершения рывка в будущее ставит перед государством и обществом серьезные задачи: население должно использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы развития, а государство – создавать условия для эффективной реализации соответствующих ресурсов. Данная статья посвящена анализу доступности ресурсов развития для различных социально-экономических групп населения, проведенного на основе специального социологического исследования2. Для того чтобы определить доступность для населения ресурсов развития, начнем с анализа ресурсообеспеченности различных его групп в том виде, в каком она сложилась на текущий момент. Это необходимо для дальнейшего сопоставления имеющейся ресурсной базы с возможностями ее дальнейшего развития. 1.  Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 18-010-01124.

2.  Социологический опрос населения России в возрасте 25-65 лет; проведен ИНСАП РАНХиГС в 2018 г. по репрезентативной выборке. Выборочная совокупность – 3000 респондентов.
2 Образовательный ресурс Ключевой ресурс развития – образование, выступающее основным инструментом вертикальной мобильности как по материальной, так и по статусной шкалам. В современных интерпретациях образовательный ресурс измеряется не столько по количественным (уровни образования) характеристикам, сколько по качественным. К таким характеристикам относится собственно качество образования, оцениваемое разными способами, в том числе по субъективной оценке потребителя образовательных услуг, а также по степени востребованности на рынке труда обладателя образовательного сертификата. Переход к приоритету качественных характеристик образовательного ресурса вызван целым рядом причин, изменившим характер труда, вызывавших необходимость рассматривать образовательный ресурс как более сложную категорию, учитывающие разнообразные возможности использования соответствующего ресурса в сложившейся структуре экономики. Среди таких причин – постоянная потребность в обновлении знаний, вызванная быстрым информационно-технологическим прогрессом; несимметричность развития различных секторов рынка труда, также стимулирующая получение новых специальностей; повышение конкуренции в успешно развивающихся секторах экономики, требующих не просто специалистов, а высококвалифицированных работников.
3 На основании полученных в ходе опроса данных был рассчитан показатель качества образовательного ресурса3, распределение по которому имеет следующий вид. Образовательным ресурсом высокого качества обладают лишь 11% респондентов; почти треть населения имеют образовательный ресурс, качество которого можно оценить как выше среднего; у более половины респондентов образовательный ресурс среднего или низкого качества. Таким образом, около 40% населения с точки зрения возможностей, которые дает хорошее образование, вполне конкурентны на рынке труда и могут представлять собой акторов социального развития. В то же время продвижение по направлениям, характеризующим социальное развитие, для остального населения, находящегося в экономически активном возрасте, проблематично. 3.  Он рассчитан путем баллирования и последующего суммирования индикаторов качества образовательного ресурса: школьное образование – 1 балл в случае субъективной оценки его качества как “высокогоˮ; профессиональное образование – 1 балл при субъективной оценке качества как “среднегоˮ или 2 балла – “высокое качествоˮ; при наличии дополнительного образования в последние годы – 1 балл. 4 балла – высокое качество образовательного ресурса; 3 балла – качество образовательного ресурса выше среднего; 2 балла – среднее качество образовательного ресурса; менее 2 баллов – качество образовательного ресурса ниже среднего.

Number of purchasers: 3, views: 520

Readers community rating: votes 0

1. Avraamova E.M. (2018) Sredniy klass: mirovye trendy i rossiyskie realii [Middle class: global trends and Russian realities]. Obshchestvennye nauki i sovremennost', no. 2, pp. 22–33.

2. Avraamova E.M., Maleva T.M. (2015) Social'nye resursy naseleniya v usloviyah poteri ehkonomicheskoy stabil'nosti [Social resources of the population in the conditions of economic stability downturn]. Voprosy ekonomiki, no. 11, pp. 86–99.

3. Marrero G.A., Rodrigues J.G. (2013) Inequality of opportunity and growth. Journal of Development Economics, vol. 104, ðð. 107–122.

4. Pliskevich N.M. (2018) Arhaichniy paternalizm kak organicheskaya chast' sistemy “vlast'-sobstvennost'? [Archaic paternalism as an organic part of the system “power-property”]. Obshchestvennye nauki i sovremennost', no. 3, pp. 17–33.

5. Tihonova N.E. (2017) Stratifikaciya po dohodam v Rossii na fone drugih stran [Stratification by income in Russia compared to other countries]. Obshchestvennye nauki i sovremennost', no. 3, pp. 26–42.

6. Tihonova N.E. (2004) Social'niy kapital kak faktor neravenstva [Social capital as the factor of inequality]. Obshchestvennye nauki i sovremennost, no. 4, pp. 24–35.

Система Orphus

Loading...
Up