Russian youth in the system of social interactions

 
PIIS086904990010747-3-1
DOI10.31857/S086904990010747-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Social Analysis and Forecasting, The Russian Presidential Academy of National and Public Administration
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 4
Pages5-19
Abstract

The system of social interactions, which Russian youth is involved in, is viewed in terms of resource significance and opportunities for the youth cohorts to achieve acceptable financial and career positions. The article reviews the analysis of social interactions as well as incoming and outgoing resource exchanges that are the result of the youth cohorts interactions. The information base of the study is the data of the representative sociological survey among the population in the age of 18-35 years old held by INSAP RANEPA in 2019. The article is prepared within the research work implementing the state task of RANEPA.

Keywordsinteractions, the youth, socio-economic resources, well-being, education, employment, social capital
Received01.09.2020
Publication date03.09.2020
Number of characters31427
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Трудности, связанные с социально-экономической нестабильностью в современной России, актуализируют задачу поиска возможностей сглаживания ситуации в условиях объективной ограниченности материальных ресурсов. Одна из таких возможностей – активизация ресурса социальных взаимодействий. Как подтверждают многочисленные исследования, этот ресурс (включающий в себя институты, отношения и ценности, которые регулируют взаимодействие между людьми) способствует экономическому и социальному развитию. Помимо непосредственного увеличения ресурсных источников для различных групп населения в трудных жизненных ситуациях, эффективное выстраивание социальных взаимодействий существенно расширяет возможности и выхода из кризиса, и посткризисного развития. Данная статья посвящена анализу структуры социальных взаимодействий российской молодёжи, с выявлением их ресурсной значимости. Для этого использованы результаты репрезентативного социологического исследования российской молодежи, проведенного в 2019 году1. 1.
2 Социальные взаимодействия в контексте теории социального капитала
3 Социальный капитал общества включает институты, отношения и ценности, регулирующие взаимодействия между людьми и, как показывают различные исследования, способствующие экономическому и социальному развитию. Концепция социального капитала, обоснованная в работах Дж. Коулмана [Coleman 1988; Coleman 1990, Коулман 2001], Р. Патнэма [Putnam, Leonardi R., Nanetti R. 1993], П. Бурдье [Бурдье 2002], предполагает рассмотрение данного ресурса в трех измерениях: уровень проявления; форма реализации; каналы влияния на уровень социально-экономического развития.
4 На микроуровне социальный капитал реализуется в рамках непосредственного социального окружения человека, в процессе межличностных отношений. При этом последние способствуют осуществлению обменов тремя типами потоков: материальными, символическими и эмоциональными [Turner 1991; Cook, Whitmeyer 1986]. Включаясь в ближайшее сети поддержки, человек может получить доступ к решению актуальных для себя проблем. В России подобные сети взаимной поддержки традиционно играют важную роль (“знакомства”, “блат”) [Леденева 1997, Гудков, Дубин 2002], особенно в периоды социально-экономических кризисов, когда приемлемый уровень жизни оказывается под угрозой. Объем социального капитала непосредственно зависит от размера и характеристик социальной сети, которую может мобилизовать индивид. На среднем (мезо-) уровне проявления социального капитала (локальные сообщества, неформальные объединения, общественные организации и т.п.) возможности решения индивидуальных задач достигаются посредством участия в решении проблем сообщества в целом. В данном случае социальный капитал человека способен удовлетворить его потребность в частном благе через участие в удовлетворении блага общественного. На институциональном уровне социальный капитал реализуется в различных формах гражданской активности и проявляется в уровне доверия институтам.

Number of purchasers: 0, views: 780

Readers community rating: votes 0

1. Avraamova E.M. (2019) Dostupnost' resursov razvitiya dlya razlichnyh kategoriy naseleniya [Accessibility of development resources for various categories of the population]. Obshchestvennye nauki i sovremennost', no. 3, pp. 36-51.

2. Avraamova E.M., Klyachko T.L., Loginov D.M. (2014) Effektivnost' shkoly – poziciya roditeley [The effectiveness of the school through the eyes of parents]. Voprosy obrazovaniya, no. 3, pp. 118-132.

3. Avraamova E.M., Loginov D.M. (2002) Adaptacionnye resursy naseleniya: popytka kolichestvennoy ocenki [Adaptive resources of the population: an attempt to quantify]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny, no. 3, pp. 13-17.

4. Avraamova E.M., Loginov D.M. (2015) Kak roditeli otnosyatsya k shkol'nomu obrazovaniyu? [How do parents feel about school education?]. Narodnoe obrazovanie, no. 1, pp. 52-55.

5. Avraamova E.M., Maleva T.M. (2015) Social'nye resursy naseleniya v usloviyah poteri ekonomicheskoy stabil'nosti [Social resources of the population in the conditions of economic stability downturn]. Voprosy ekonomiki, no. 11, pp. 86-99.

6. Bourdieu P. (2002) Formy kapitala [Forms of capital]. Ekonomicheskaya sociologiya, vol. 3, no. 5, pp. 60-74.

7. Coleman J. (1990) Foundations of Social Theory. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

8. Coleman J. (2001) Kapital social'niy i chelovecheskiy [Social and human capital]. Obshchestvennye nauki i sovremennost', no. 3. pp. 121-139.

9. Coleman J. (1988). Social Capital in the Creation of Human Capital. American Journal of Sociology, vol. 94 (Supplement), pp. S95-S120.

10. Cook K.S., Whitmeyer J.M. (1992) Two Approaches to Social Structure: Exchange Theory and Network Analysis. Annual Review of Sociology, vol. 18, pp. 109-127.

11. Gudkov L.D., Dubin B.V. (2002) «Nuzhnye znakomstva»: osobennosti social'noj organizacii v usloviyah institucional'nyh deficitov ["Necessary acquaintances": peculiarities of social organisation in the conditions of institutional deficits]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i social'nye peremeny, no. 3(59), pp. 24-39.

12. Ledeneva A.V. (1997) Lichnye svyazi i neformal'nye soobshchestva: transformaciya blata v postsovetskom obshchestve [Personal connections and informal communities: the transformation of blat in post-Soviet society]. Mir Rossii, no. 2, pp. 89-106.

13. Putnam R., Leonardi R., Nanetti R. (1993) Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton: Princeton Univ. Press.

14. Rose R. (1998) Getting Things Done in an Anti-Modern Society: Social Capital Networks in Russia. Social Capital Initiative. Working Paper, no. 6.

15. Social'niy kapital kak nauchnaya kategoriya (2004) [Social capital as a factor of inequality]. Obshchestvennye nauki i sovremennost', no. 4, pp. 5-23.

16. Soboleva I.V. (2006) Social'niy kapital ili social'niy resurs? [Social capital or social resource?]. Ekonomicheskaya nauka sovremennoj Rossii, no. 3 (34), pp. 16-29.

17. Tihonova N.E. (2004) Social'niy kapital kak faktor neravenstva [Social capital as a factor of inequality]. Obshchestvennye nauki i sovremennost', no.4, pp. 24-35.

18. Turner J.H. (1991) The Structure of Sociological Theory. Belmont: Homewood, III: Dorsey Press.

Система Orphus

Loading...
Up