Social environment for activating economic growth

 
PIIS020736760015759-3-1
DOI10.31857/S020736760015759-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of economy RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 7
Pages28-45
Abstract

The article analyses the present state of Russian society in the context of overcoming economic stagnation and activating the mechanism of economic growth. The author examines the possibility of mobilizing human capital; social attitudes and their dynamics; the institutional structure of Russian society, implicating the principles of solidarity and coordination of interests within the framework of various voluntary unions and associations. 

The analysis allows the author to define the social conditions for the activation of economic growth as complex, ambiguous and requiring a significant adjustment of social policy. At the same time, there are certain manifestations of Russian society’s interest in self-development, consolidation, and more active socio-economic transformations.

The social demand for progressive sustainable economic development being obvious, the government will be able to launch economic growth by shifting from a policy of social protection to a policy of social development, with adequate goodwill and flexibility.

Keywordssocial environment, quantity and quality of labor resources, social attitudes, institutional structure of society
Received02.07.2021
Publication date03.08.2021
Number of characters40037
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Неудовлетворительные темпы модернизации экономики, ее стагнация на протяжении последних лет закономерно ставят в частности вопрос о социальных причинах торможения экономического и технологического развития России. И здесь представляется весьма продуктивной гипотеза о том, что устойчивое развитие страны возможно только при условии конструктивного взаимодействия сильного государства, выступающего главным стратегом, интегратором и координатором социально-экономических процессов, и сильного развитого общества, способного корректировать деятельность государства [11,24,25]. Подобный сложносоставной характер основы устойчивого развития предполагает, что и государство, и общество должны обладать определенными характеристиками. Вопрос о том, что такое современное сильное государство и качественное государственное управление достаточно концептуально проработан [1,16]. В практической плоскости ответ на данный вопрос вполне очевиден: на современном этапе в качестве сильного государства принято рассматривать государство, которое обладает стратегическим видением перспектив развития страны, определяет основные параметры этого развития, а также последовательно реализует поставленные задачи посредством эффективной социально-экономической политики.
2 Однако ответ на вопрос о том, что должно представлять собой общество, способное конструктивно уравновешивать государство в вопросах устойчивого развития, не так однозначен. Обычно в подобном контексте говорят о гражданском обществе [13]. Однако подобный подход отражает преимущественно только один срез взаимодействия по линии общество – государство, а именно: контроль общества над работой государственной машины и обеспечение соответствующих прав и свобод граждан. В подобном политико-правовом контексте гражданское общество представляет собой своеобразный механизм, регулирующий работу госаппарата через элементы институциональной структуры – партии и другие общественно-политические объединения и организации. Однако, если в фокусе внимания оказываются социальная среда запуска экономического роста, то на первый план выходят несколько иные, но не менее важные свойства общества, отражающие тот реальный социальный потенциал, на который можно опираться для решения поставленной задачи. Так, во-первых, в контексте активации экономического роста нельзя не учитывать демографические, образовательные и профессиональные характеристики социума. Во-вторых, важным становится наличие общественного запроса на экономический рост, и, следовательно, восприятие обществом соответствующих мер социально-экономической политики. В-третьих, оказывается очень важной не только и не столько способность общества к конструктивному взаимодействию с государством, сколько его способность к согласованию интересов внутри самого себя: т.е. на уровне индивидов, различных групп и территориальных и прочих сообществ через разнообразные самоуправляемые и саморегулируемые территориальные, профессиональные, предпринимательские, волонтерские и иные организации и ассоциации. По сути речь идет о тех ресурсах общества, которые следует отнести к понятию «социального капитала» [8].

Number of purchasers: 0, views: 38

Readers community rating: votes 0

1. Anan'in O.I., Voejkov M.I., Gloveli G.D., Gorodetskij A.E., Grinberg R.S., Rubinshtejn A.Ya. Na puti k novoj ehkonomicheskoj teorii gosudarstva / Pod red. A.Ya. Rubinshtejna // M.: IEh RAN. 2018. 109 c.

2. Argunova V.N., Rus' A.A. Proyavlenie sotsial'noj apatii u studencheskoj molodezhi // Vestnik PNIPU. Sotsial'no-ehkonomicheskie nauki. 2019. № 4. S. 89-98.

3. Barsukov V.N., Chekmareva E.A. Posledstviya demograficheskogo stareniya i resursnyj potentsial naseleniya «tret'ego» vozrasta // Problemy razvitiya territorii. 2017. Vyp.3 (89). S. 92-108.

4. Grigor'ev L. Tambovtsev V. Modernizatsiya cherez koalitsii // Voprosy ehkonomiki. 2008. № 1. S. 59-70.

5. Gor'kovaya O.P., Petrov A.V. Sotsial'no otvetstvennyj biznes i realizatsiya tselej ustojchivogo razvitiya v Rossii kak vozmozhnost' snizheniya komplaens-riskov // Obschestvo. Sreda. Razvitie. 2019. № 1. S.32-37.

6. Elizarov V.V., Sinitsa A.L. Faktory bednosti semej s det'mi i perspektivy eyo snizheniya // Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii. 2019. № 2. S. 63-75.

7. Komarovskij V.S. Bednost' i neravenstvo kak vyzovy natsional'no-gosudarstvennoj identichnosti i formirovaniyu grazhdanskoj natsii Rossii» // Vlast'. 2017. № 1. S. 9-10.

8. Koulman Dzh. Kapital sotsial'nyj i chelovecheskij // Obschestvennye nauki i sovremennost'. 2001. № 3. S. 122-139.

9. Kulikova O.A., Limanova N.I. Volonterskaya deyatel'nost' kak mekhanizm preodoleniya sotsial'noj apatii molodezhi // Vestnik universiteta. 2018. № 1. S. 168-171.

10. Maksimova A.S. Migratsiya vysokokvalifitsirovannykh spetsialistov iz Rossii: metodika otsenki i tendentsii // Statistika i ehkonomika. 2019. T. 16. № 3. S. 34-43.

11. Mikul'skij K.I. Voprosy k nashemu buduschemu // Obschestvo i ehkonomika. 2020. № 12. S. 5-8.

12. Nabok Yu.V. Fenomen sotsial'noj apatii v sovremennom obschestve // Avtoreferat dissertatsii na soiskanie stepeni kandidata filosofskikh nauk: 09.00.11. Samara, 2005. 16 s.

13. Petrov A.V., Zhichkina S.E. Ponyatie grazhdanskogo obschestva v dialektike prav, tendentsiya ego razvitiya i transformatsii // Vestnik YuUrGU. Seriya «Pravo». 2018. T. 18. № 4. S. 88-95.

14. Petrov Yu.A. Rossijskaya burzhuaziya v nachale XX veka: popytki politicheskoj konsolidatsii / Trudy Instituta rossijskoj istorii RAN. 1997-1998 gg. Vyp. 2. // M.: IRI RAN. 2000. S. 218-257.

15. Rossijskij rynok truda: tendentsii, instituty i strukturnye izmeneniya / Pod red. V. Gimpel'sona, R. Kapelyushnikova, S.Roschina // M.: Tsentr strategicheskikh razrabotok. VShEh. 2017. 148 s.

16. Rubinshtejn A.Ya., Gorodetskij A.E. Nekotorye aspekty ehkonomicheskoj teorii gosudarstva: Nauchnyj doklad // M., 2017. 58 s.

17. Rus' A.A. Sotsial'naya apatiya kak proyavlenie obschestvennogo nezdorov'ya // Sotsial'naya spravedlivost' – osnova obschestvennogo zdorov'ya / Materialy nauchno-prakticheskoj konferentsii 13 marta 2018 g. // SPb: Kul'turno-prosvetitel'skoe tovarischestvo. 2018. S. 183-186.

18. Savina T.N. Blagotvoritel'nost' kak stadiya sotsial'nogo pozitsionirovaniya biznesa (vozmozhnosti, problemy, perspektivy) // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2014. № 27. S. 58-66.

19. Sidorina T.Yu. Partnerstvo gosudarstva i institutov samoorganizatsii grazhdan v realizatsii sotsial'noj politiki (teoreticheskij aspekt) // Ehkonomicheskij vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. Tom 8. №1. S. 117-129.

20. Sidorina T.Yu. Instituty samoorganizatsii grazhdan i razvitie teorii gosudarstva vseobschego blagosostoyaniya // Obschestvennye nauki i sovremennost'. 2010. № 5. S. 96-97.

21. Slobodenyuk E.D. Glubokaya bednost' v Rossii: spetsifika ob'ektivnogo i sub'ektivnogo polozheniya i zaprosy k sotsial'noj politike // SNiSP. 2019. № 4 (28). S. 26-38.

22. Smirnova E.V. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost' biznesa: otnoshenie vlasti i obschestva // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2012. № 39 (180). S. 10-14.

23. Sobolev Eh.N. Sotsial'noe partnerstvo v Rossii: zamysly, realii i perspektivy // Novaya ehkonomicheskaya politika dlya Rossii i mira. Sbornik nauchnykh trudov uchastnikov Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii. XXVII Kondrat'evskie chteniya, pod redaktsiej V.M. Bondarenko // M.: Institut ehkonomiki RAN. 2019. S. 169-170.

24. Sorokin D.E. Politicheskaya ehkonomiya tekhnologicheskoj modernizatsii Rossii // Ehkonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2020. № 1(63) S. 18-25.

25. Sorokin D.E. Glavnaya zadacha gosudarstva – obespechenie prioritetnogo razvitiya tekhnologij i sotsial'noj spravedlivosti // Voprosy politicheskoj ehkonomii. 2020. № 1. S. 120-129.

26. Tabachnikova M.B., Treschevskij Yu.G., Plugatyreva A.A. Analiz ehkonomicheskogo optimizma i pessimizma institutsional'nykh grupp regiona // RJOAS. 2017. № 6. C. 175-183.

27. Tsvetkov O.M. Rossijskaya grazhdanskaya natsiya: problemy ukrepleniya i integratsii // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya. 2009. № 3. S. 189-192.

28. Yaroslavtseva N.V., Lopukha T.L. Rossijskoe obrazovanie – sotsial'noe blago ili obrazovatel'nye uslugi // MNKO. 2017. №1 (62). S. 17-19.

Система Orphus

Loading...
Up