О методологии исследования профессиональных экспертных сообществ и оценки их роли в развитии национальной системы квалификаций

 
Код статьиS020736760014568-3-1
DOI10.31857/S020736760014568-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Уральский государственный экономический университет
Адрес: Российская Федерация, Екатеринбург
Должность: Доцент
Аффилиация: Уральский государственный экономический университет
Адрес: Российская Федерация
Название журналаОбщество и экономика
ВыпускВыпуск 4
Страницы21-40
Аннотация

Систематизация подходов современных ученых к сравнительному анализу профессиональных групп с точки зрения уровня профессиональной самоорганизации, а также результаты ранее проведенных авторских исследований в сфере мониторинга деятельности профессиональных сообществ позволили разработать методологические подходы к эмпирическому исследованию уровня вовлеченности профессиональных экспертных сообществ во взаимодействие с государством, оценить роль данных сообществ в развитии отдельных элементов системы образования и национальной системы квалификаций. Исследование проведено в 2019 году и является продолжением предыдущих работ 2016-2018 гг. Акцент на экспертную составляющую сообществ позволил авторам выделить и проанализировать деятельность целого пласта сообществ, оказывающих особое влияние на содействие в решении вопросов социально-экономического характера. До настоящего времени не проводились в должном объеме исследования деятельности профессиональных экспертных сообществ, не анализировалась роль и реальный уровень вовлеченности в формирование и развитие Национальной системы квалификации. Однако результаты таких исследований могут представлять интерес для органов государственной власти при реализации политики, направленной на развитие системы образования и национальной системы квалификаций, а также для активизации и участия профессиональных сообществ в разработке профессиональных стандартов, измерительных материалов и проведении независимой оценки квалификаций.

Ключевые словапрофессиональные экспертные сообщества, национальная система квалификаций, профессиональные компетенции, управление сообществом
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00933 «Социально-экономические основания развития и институционализации профессиональных экспертных сообществ». Авторы статьи выражают благодарность за содействие в проведении исследования Совет по профессиональных квалификациям в области управления персоналом, а также СРОО «Ассоциация руководителей и специалистов в области управления человеческими ресурсами» и Community HUB.
Получено21.05.2021
Дата публикации21.05.2021
Кол-во символов36820
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 500

Оценка читателей: голосов 0

1. Капелюшников Р.И. Множественность институциональных миров: нобелевская премия по экономике-2009: Препринт WP/2010/02 (Часть 1) // М.: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики. 2010. 52 с.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. А. Б. Гофмана, примечания В. В. Сапова // М.: Канон. 1996. 432 c.

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения / Пер. с нем / Общ. ред. Ю. Н. Давыдова // М.: Прогресс. 1990. С. 61–208.

4. Абрамов Р.Н. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества (по работам Т. Парсонса) // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 54.

5. Ostrom E. Collective Action and the Evolution of Social Norms // Journal of Economic Perspectives. 2000. Vol. 14. No. 3. Р. 137-158.

6. Aligica P.D., Boettke P.J. (2009) Challenging Institutional Analysis and Development: The Bloomington School // L.: Routledge, Р. 150-151.

7. Harvey D. Challenging Institutional Analysis and Development: The Bloomington School // JOURNAL OF AGRICULTURAL ECONOMICS. 2010. Vol. 61. No. 1. Р. 199-201.

8. Цаликова И.К., Пахотина С.В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) // Образование и наука. 2019. № 21(8). С.187-207.

9. Tafesse F., Mphahlele M.J. Development of graduates’ attributes inChemistry within an open distance learning environment: Unisa’s Experience // Africa Education review. 2018. No. 15 (2). Р. 96–111.

10. Al-Araidah O., Al Theeb N., Bader M., Mandahawi N. A study of deficiencies in teamwork skills among Jordan caregivers // International Journal of Health Care Quality Assurance. 2018. No. 31 (4). Р. 350–360.

11. Scribner J.P., Cockrell K. S., Cockrell D.H. and Valentine J.W. Creating professional communities in schools through organizational learning: An evaluation of a school improvement process. Educational administration quarterly. 1999. Vol. 35. No. 1. Р. 130–160.

12. Lomos C., Hofman R.H. and Bosker R.J. Professional communities and student achievement – a meta-analysis. School effectiveness and school improvement. 2011. Vol. 22. No. 2. Р. 121–148.

13. Prenger R., Poortman CL, Handelzalts A. The Effects of Networked Professional Learning Communities // JOURNAL OF TEACHER EDUCATION. 2019. Vol. 70. No. 5. Р. 441-452.

14. Мерсиянова И.В. Самоорганизация и проблемы формирования профессиональных сообществ в России / И. В. Мерсиянова, А. Ф. Чешкова, И. И. Краснопольская. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» // М.: НИУ ВШЭ. 2011. 188 с.

15. Shafer W.E., Owsen D. Policy Issues Raised by For-profit Spinoffs from Professional Associations: An Evaluation of a Recent AICPA Initiative // Journal of Business Ethics. 2003. Vol. 42. No. 2. Р. 181–195.

16. Jones S., Joss R. Models of Professionalism / M. Yelloly, M. Henkel (Eds) Learning and Teaching in Social Work // London; Bristol; Pennsylvania: Jessica Kingsley Publishers. 1995. Р. 15–33.

17. Freidson E. Professional Dominance // Chicago: Aldine Publishing Company. 1970.

18. Mills C.W. The Professional Ideology of Social Pathologists // The American Journal of Sociology. 1943. Vol. 60, September. Р. 165–180.

19. Mills C.W. White Collar // New York: Oxford University Press. 1953.

20. Якобсон Л.И. Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством / под ред. Л. И. Якобсона // М.: Вершина. 2008. 296 с.

21. Мансуров В.А. Профессиональные группы: динамика и трансформация / Под ред. В.А. Мансурова // М.: Изд-во Института социологии РАН. 2009. 419 с.

22. Ярская-Смирнова Е., Романов П. Профессии. doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри // М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ. 2007. 408 с.

23. Долженко Р.А. Профессиональные сообщества: возможности формирования и использования в организации // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2015. № 1. С. 34-39.

24. Мартьянова Н.А. Конструирование профессиональных объединений: от профессиональных групп к экспертным сообществам // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. СПб. 2013. № 162. С. 136-140.

25. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Профессионалы − портрет на фоне реформ // Социологические исследования. 2005. № 2. С. 28–36.

26. Романов П, Ярская-Смирнова Е. Социология профессий: аналитические перспективы и методология исследований [Sociology of professions: analytical perspectives and research methodology] (Библиотека Журнала исследований социальной политики) // М.: ООО «Вариант». 2015. 234 с.

27. Greenwood E. Attributes of a Profession / M. Zald (Ed.) Social Welfare Institutions // London: Wiley. 1965. Р. 509–523.

28. Смелзер Н. Социология / пер. с англ. // М.: Аспект-Пресс. 1997.

29. Millerson G.L. The Qualifying Association // London: Routledge & Kegan Paul. 1964.

30. Reeser L.C., Epstein I. Professionalization and Activism in Social Work: The Sixties, the Eighties, and the Future // New York: Columbia University Press. 1996.

31. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Перспективы профессионализации российских врачей в реформирующемся обществе // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 66–77.

32. Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий // Социологические исследования. 2000. № 8. С. 11–17.

33. Бурдье П. Дух государства: генезис и структура бюрократического поля / Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук // М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя. 1999. С. 125-166.

34. Ребер А. Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера // Oxford, Penguin NonClassic. 2002. 864 с.

35. Ефанова Е.В. Экстремизм и экстремальность в человеческом измерении // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2012. № 3 (18). С. 86-91.

36. Herrnstein R., Murray Ch. (1994) The Bell Curve: Intelligence and Class Structure in American Life. New York, Free Press. Available at: https://lesacreduprintemps19.files.wordpress.com/2012/11/the-bell-curve.pdf]

37. Николенко Н.А. Профессиональная стратификация как социальный феномен: теоретические подходы и методы изучения // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2014. № 6 (26). С. 44-55.

38. Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Коулз М. Принципы и процедуры разработки национальной рамки квалификаций // М.: Центр изучения проблем профессионального образования. 2006. 160 с.

39. Pilcher N., Fernie S., Smith K. The impact of National Qualifications Frameworks: by which yardstick do we measure dreams? // JOURNAL OF EDUCATION AND WORK. Vol. 30. 2017. No. 1. Р. 1-12.

40. Allais S. What does it mean to conduct research into qualifications frameworks? // JOURNAL OF EDUCATION AND WORK. Vol. 30. 2017. No. 7. Р. 768-776.

41. Mikulec, B. Impact of the Europeanisation of education: Qualifications frameworks in Europe // EUROPEAN EDUCATIONAL RESEARCH JOURNAL. Vol. 16. 2017. No. 4. Р. 455-473.

42. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Аксенова Н.М. Национальная система квалификаций: концептуальные и методические основы в контексте нерешенных проблем // Образование и наука. 2018. № 20(6). С. 70-89.

43. Dolzhenko R., Ginieva S. Use of HR professional communities in developing the system of professional qualifications // The 11th International Days of Statistics and Economics, Prague, 2017. September 14-16.

44. Гиниева С.Б., Долженко Р.А. HR-сообщество как инструмент решения задач в области управления персоналом в России и регионах: задача качественной и количественной оценки // Кадровик. 2017. № 1. С. 52-66.

45. Kang HJ, Han J, Kwon GH. An Integrated Success Factor Model of Professional Virtual Communities: Incorporation of the Operators, Members, and Life Cycle Perspectives // INTERNATIONAL JOURNAL OF HUMAN-COMPUTER INTERACTION. 2019. Vol. 35. No. 14. Р. 1312-1330.

46. Spinks D. Predictions for the Community Industry// Режим доступа: https://cmxhub.com/2019-predictions-for-the-community-industry/ Дата обращения: 24.09.2019 г.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх