О возможности национализации промышленных предприятий, нарушивших экологическое законодательство

 
Код статьиS020736760012168-3-1
DOI10.31857/S020736760012168-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Специалист
Аффилиация: АО АКИБ "Почтобанк"
Адрес: Пермь, ул. Ленина, 68
Название журналаОбщество и экономика
ВыпускВыпуск 10
Страницы98-107
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы защиты окружающей среды и возможности проведения национализации промышленных предприятий, нарушающих экологическое законодательство, причем без возмещения стоимости национализируемых активов.

Ключевые словапредприятия, экология, нарушение законодательства, национализация
Получено30.11.2020
Дата публикации30.11.2020
Кол-во символов14162
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Страна может преследовать несколько целей при проведении национализации: − сохранить стратегически важные для безопасности государства отрасли и объекты экономики в собственности государства; − вывести из-под иностранного контроля объекты, обеспечивающие экономический и политический суверенитет государства, и включить их в государственный сектор; − обеспечить экологическую безопасность страны.
2 В России в связи с очевидной необходимостью укрепления государственного контроля за обеспечением экологической безопасности актуализируется вопрос о целесообразности национализации предприятий, нарушающих законодательство в сфере экологии.
3 Проблема экологической безопасности остро стоит не только в России, но и в других странах. В них так же существуют «грязные» промышленные производства, размещение которых по-прежнему отличается большой территориальной концентрацией. В Европе это «кусты» ТЭС в угольных бассейнах, «каскады» АЭС на Рейне, Роне, Луаре и других реках. Самой загрязнённой рекой Европы считается Рейн. При этом для международных рек характерно трансграничное перенесение загрязнений. От загрязнения Рейна страдают Нидерланды, расположенные в его дельте, при этом загрязнённые воды реки по рукавам и каналам проникают даже в искусственное озеро Эйсселмер. Загрязнение в верхнем течении, находящемся частично в пределах Чехии, в наибольшей мере сказывается на водах реки, протекающей по территории Германии. И в особенности трансграничные переносы загрязнений характерны для Дуная, чьи воды протекают по территории восьми стран.
4 На промышленных предприятиях происходят техногенные аварии (примерно 20-30 в год). Как пример, можно привести аварию на комбинате цветной металлургии в г. Бая-Маре (Румыния). При аварии произошёл выброс цианида, который попал в р. Сомеш, из неё в р. Тису и затем в р. Дунай. На восстановление экологических последствий потребовалось более десяти лет.
5 К более распространённым видам отрицательного воздействия промышленности на экологию относятся: химическое (представляет угрозу окружающей природе, людям, животному и растительному миру, загрязняется воздух, засоряются реки и водоёмы, загрязняется почва); биологическое; шумовое; тепловое; радиационное и т.д.
6 В России, в соответствии с государственной политикой в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, стратегической целью является решение социально-экологических задач, обеспечивающие экологически ориентированное развитие экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, экологическую безопасность и т.д. Эта политика осуществляются федеральными органами государственной власти, региональными органами и органами местного самоуправления.
7 Вопросы о возможности проведения национализации того или иного промышленного предприятия, нарушившего экологическую безопасность, в последние годы в нашей стране возникают всё чаще. В соответствии с Конституцией РФ принудительное отчуждение частного имущества, лишение частной собственности возможно лишь для государственных нужд, только на основании решения суда, при предварительном и равноценном возмещении [3. С. 328]. В соответствии со статьёй 1 ЗК РФ, закрепившей принципы, направленные на охрану земли, в земельном праве используются и другие правовые нормы, связанные с охраной земли [24. С. 53].

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 456

Оценка читателей: голосов 0

1. Агаева Р.Э. Проблемы расследования экологических преступлений // Гражданин и право. 2011. № 6. С. 91-93.

2. Аринжанов А.Е., Сарычева А.В. Загрязнение водоёмов тяжёлыми металлами / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбургский государственный университет. Оренбург. 01-03 февраля 2017 г. С. 1494-1499.

3. Багавудинов Ш.Г. Прообразы конфискации имущества и смежные с ней основания прекращения права собственности // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7 № 1 (22). С. 327-330.

4. Богданов Е.В. Проблемы принудительного изъятия государством объектов частной собственности посредством реквизиции, конфискации и национализации по гражданскому законодательству России // Lex Russica. 2020. Том 73 № 2 (159). С. 25-32. DOI:10.17803/1729-5920.2020.159.2.025-032.

5. Бугельников М.А., Спиренкова О.В., Тушина А.С., Рощина Е.В. Химическое загрязнение ряда водоёмов г. Новосибирска // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2012. № 2. С. 345-348.

6. Букреев В.В., Рудык Э.Н. Реиндустриализация на основе социализации собственности – императив возрождения российской экономики // Альтернативы. 2016. № 2. С. 169-184.

7. Вахрушева К. Промзагрязнения: мировая война. Как страны борются с загрязнением // Экология и право. 2016. № 1 (61). С. 40-43.

8. Воронцова О.В. Отчёт о работе круглого стола по проблемам, возникающим при привлечении к юридической ответственности за экологические правонарушения // Вестник КРАГСиУ. Серия «Государство и право». 2014. № 18. С. 160-166.

9. Давлетшина А.Д. Загрязнение водоёмов. Промышленная экология // Символ науки. 2016. № 12-3(24) С. 266-267.

10. Диденко К.В., Рудов Д.Н., Пятнов А.С. Уголовно-правовая охрана земли от порчи // Российский следователь. 2018. № 7. С. 31-34.

11. Ермолинский П.М. Генезис становления и развития уголовного законодательства об охране окружающей среды от загрязнения // Уголовное право. 2011. № 2 (30). С. 7-9.

12. Калинин А.В. О степени вмешательства государства в современную российскую экономику // Экономика, бизнес, финансы. 2019. № 11. С. 4-7.

13. Кузнецова О.А., Степанов В.В. Межотраслевая правовая природа конфискации имущества // Журнал российского права. 2018. № 2 (254). С. 27-37.

14. Кучуков Р.А. Неоиндустриальная модель хозяйствования как определяющее условие развития экономики России // Горизонты экономики. 2015. № 2 (21). С. 17-26.

15. Масликов В.А., Туркин А.Г. Актуальные направления развития процесса национализации предприятий в России // Материалы ивановских чтений. 2018. № 1-2 (19). С. 123-128.

16. Орехов А.М. Методы экономических исследований // М.: Экономика. 2009. 392 с.

17. Пилипенко М.В., Красногорская Т.С. Национализация ключевых отраслей Российской экономики как фактор преодоления кризиса // Приоритетные направления развития образования и науки. 2017. № 1. С. 206-211.

18. Рожков Е.В. Институциональная теория и изменение права собственности в России (на примере национализации, деприватизации и реприватизации) // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2019. № 4 (24). С. 115-124.

19. Рожков Е.В. Институциональная теория и понятие о «деприватизации собственности» // Экономика устойчивого развития. Региональный научный журнал. 2019. № 2 (38). С. 242-245.

20. Самир А. Россия в мире: перспективы (взгляд со стороны) // Труды ВЭО России. 2017. Том 208. № 6. С. 196-206.

21. Тасейко О.В., Сугак Е.В. Проблемы экологической безопасности населения Красноярского края // Решетневские чтения. 2016. Том 2. С. 302-303.

22. Терлыч И.А. Национализация имущества как основание прекращения права собственности // Актуальные проблемы современного частного права. Сборник научных трудов. Краснодар, 2016. С. 99-101.

23. Токарев А.С. Институт национализации в гражданском праве РФ: вопросы теории и практики // Гражданское законодательство РФ: Современное состояние, тенденции и перспективы развития. 2018. С. 165-169.

24. Тютюнин А.С. Принцип охраны земли в земельном законодательстве России: прошлое, настоящее и будущее // Юридическая гносеология. 2016. № 2. С. 40-56.

25. Хлупина Г.Н, Качина Н.В. Проблемы применения нормы об уголовной ответственности за порчу земли // Уголовное право. 2020. № 1. С. 49-54.

26. Шамсумова Э.Ф., Тарасова Л.В. Приватизация: сравнительно-правовой анализ (1979-2017 гг.) / В сборнике: Проблемы истории общества, государства и права. Сборник научных трудов // Екатеринбург. 2019. С. 350-381.

27. Шматко А.Д., Кисленко А.В., Акулин М.П., Гришкин Л.А. Процессы приватизации и национализации // International Journal of Humanities and Natural Sciences, 2019. Vol. 6-1. С. 164-166.

28. Шумских Ю.Л., Лукина Е.А. Экологические правонарушения: современное состояние и проблемы применения юридической ответственности за их совершение / Актуальные проблемы интеграции науки и образования в регионе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) // Безулук. 2018. 07-19 мая 2018 г. С. 34-43.

29. Alina G.B., Yeskaliyeva A. Zh. Environmental security in the context of human capital formation // Вестник университета ТУРАН. 2020. no. 2 (86), pp. 56-63.

30. Banner S. American Property: A History of How, Why and What We Own // Harvard University Press. 2011.

31. Chang Y.-Ch., Smith H.E. An Economic Analysis of Civil versus Common Law Property // Notre Dame Law Review. 2012. Vol. 88. Issue 1, рр. 1-55.

32. Chang R., Hevia C., Loayza N. Privatization and Nationalization Cycles // NBER Working Paper. no. 16126. June 2010. pp. 5-6.

33. Chen Y., Du J. Super-Efficiency in Data Envelopment Analysis // International Series in Operations Research and Management Science. 2015. vol. 221. 635 р.

34. Lee C., Tiwari B., Zhang D., Yap Y. Water purification: oil-water separation by nanotechnology and environmental concerns // Environmental Science: Nano. 2017. no. 3, pp. 514-525.

35. Li X., Wang X. L. A Model of China’s State Capitalism // The Hong Kong University of Science and Technology: March 15. 2012.

36. Mahdavi P. Why do leaders nationalize the oil industry? The politics of resource expropriation // Energy Policy. 2014. no. 75, pp. 228-243.

37. Shepard M.S. Nationalization // Economic policy. 2018. 7 р.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх