Integration into global economic relations as an integral part of the economy development strategy of the Republic of Uzbekistan

 
PIIS020736760010803-2-1
DOI10.31857/S020736760010803-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Tashkent State Economic University
Address: Uzbekistan
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 8
Pages93-104
Abstract

The article reveals the patterns and features of the integration of the economy of the Republic of Uzbekistan into global economic relations in the context of the implementation of the Action Strategy in five priority areas of development of the Republic of Uzbekistan in 2017-2021. Strategic approaches to deepening cooperation of the Republic of Uzbekistan with global and regional powers, the CIS countries and the EAEU, primarily with the Russian Federation, as well as to diversifying the structure of foreign trade, interaction with foreign companies and banks are substantiated.   

Keywordsintegration, economies of developing countries, CIS, EAEU, foreign trade, international financial organizations, Republic of Uzbekistan
Received11.09.2020
Publication date14.09.2020
Number of characters25624
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 На мировой арене Республика Узбекистан, обладающая значительным политическим, экономическим, культурно-гуманитарным и интеллектуальным потенциалом, позиционирует себя как развивающееся независимое государство с собственной парадигмой развития, своей моделью перехода к рынку. Она является членом ООН, принимает активное участие в ряде интеграционных объединений – Содружестве независимых государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и других международных организациях, и выстраивает тщательно выверенную стратегию своего суверенного развития в современных напряженных внешнеполитических и внешнеэкономических условиях в целях обеспечения своей национальной безопасности.
2 С обретением национального государственного суверенитета, начиная с 1991 г. Узбекистан стал членом 120 международных организаций, наладил тесные связи со всеми развитыми государствами, международными финансовыми институтами и мировыми интеграционными объединениями, о чем свидетельствует его многоплановое сотрудничество с крупнейшими внешнеэкономическими партнерами на мировых и региональных финансовых рынках.
3 Республика Узбекистан сегодня переживает новый этап в своем историческом развитии. Впервые за последние 30 лет серьезно меняется политическая система, четко определяются внешнеполитические приоритеты, выстраиваются новые по своей сути внешнеэкономические связи, основанные на прагматизме и максимально гибком использовании современных реалий в национальных интересах Республики. Страна выработала стратегию обеспечения экономической безопасности с учетом собственных национальных приоритетов, активно диверсифицируя свои внешнеэкономические связи.
4 Ранее Узбекистан часто менял векторы своего сотрудничества и держал определенную дистанцию от главных интеграционных проектов на постсоветском пространстве, делал упор на поддержку внутреннего производителя с опорой на внутренний рынок. Непоследовательной была внешнеэкономическая политика − от ориентации в экономическом сотрудничестве то на Китай или Турцию, то на страны ЕС и США, до полного сосредоточения на внутренних проблемах с введением ограничений для хозяйствующих субъектов в части развития экономических связей с зарубежными странами. Страна то входила в интеграционные объединения различных форматов, то вступала в конфликты с сопредельными странами.
5 Такая модель с умеренным изоляционизмом, меньше зависела от глобальной конъюнктуры, политических настроений торговых партнеров. В то же время такая стратегия объективно имела серьезные ограничители роста. Внутренний рынок Узбекистана хоть и имеет заметную емкость, но все же обладает естественными пределами, которые ограничивают потенциал дальнейшего роста экономики. Очевидно, что без поддержки экспорта и выхода на новые рынки сбыта заметного роста экономики не достичь. Президент Ш. Мирзиёев практически сразу же объявил серьезную перезагрузку внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии с целью создания благоприятных условий для экспорта товаров сначала в соседние по региону Центральной Азии страны, а затем на более отдаленные рынки.

Number of purchasers: 0, views: 214

Readers community rating: votes 0

1. Strategiya dejstvij po pyati prioritetnym napravleniyam razvitiya Respubliki Uzbekistan v 2017-2021 godakh. Prilozhenie № 1 k Ukazu Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 07.02.2017 g. № UP-4947 // Vse zakonodatel'stvo Uzbekistana. URL. https: /nrm.uz/contentf?doc=491928_strategiya_deystviy_po_pyati_prioritetnym_napravleniyam_razvitiya respubliki uzbekistan_in 2017-2021 (prilojenie_n_1_k_ukazu_ prezidenta _ruz_ot_07_02 _2017_g_n_up-4947) (Data obrascheniya: 01.12.2019 g.)

2. Mirziyoev Sh.M. The Decree of the President of Uzbekistan «Strategy of actions along five priority directions of the development of Uzbekistan». «Narodnoe Slovo», 2017, February 8.

3. Mirziyoev Sh.M. The Decree of the President of Uzbekistan «Urgent measures on liberalization of the exchange rate policy». «Narodnoe Slovo», 2017, September.

4. Vsemirnyj bank. Stranovoj ehkonomicheskij byulleten' leto 2019 g. – Uzbekistan. Navstrechu novoj ehkonomike

5. Glaz'ev S.Yu. Osnova obespecheniya ehkonomicheskoj bezopasnosti strany − al'ternativnyj reformatsionnyj kurs // Voprosy ehkonomiki. 1997. № 1.

6. Doklad Mezhdunarodnogo valyutnogo fonda Perspektivy razvitiya mirovoj ehkonomiki − Vashington, 2014. URL https://www.imf.org/external/russian/index.htmhttp (Data obrascheniya: 09.07.2019 g.).

7. Ziyadullaev U.S. Imperativy obespecheniya natsional'noj bezopasnosti v usloviyakh integratsii ehkonomiki Uzbekistana v mirovoj rynok kapitala // Vestnik RUDN. Seriya Ehkonomika. 2018. № 1. S.125-139.

8. Ziyadullaev N.S., Ziyadullaev U.S. 25 let SNG i evrazijskie integratsionnye proekty: ozhidaniya, razocharovaniya i perspektivy // Ehkonomicheskaya nauka sovremennoj Rossii. 2017. № 2 (77). S. 123-136.

9. Islamov B.A., Ziyadullaev N.S., Ziyadullaev U.S., Islamov D.B. Liberalization of policies of exchange rates: international experience and lessons for Uzbekistan / Liberalizatsiya politiki obmennogo kursa: mezhdunarodnyj opyt i uroki dlya Uzbekistana // Regional'nye problemy preobrazovaniya ehkonomiki. 2018. № 1. S. 87-94.

10. Sotsial'no-ehkonomicheskoe polozhenie Respubliki Uzbekistan za yanvar'-dekabr' 2018 g. / Doklad UzGoskomstata // UzGoskomstat, Tashkent, 2019.

11. Spartak A.N. Sovremennye transformatsionnye protsessy v mezhdunarodnoj torgovle i interesy Rossii. // M. VAVTMEhRRF. 2018. 56 s.

12. Sodruzhestvo nezavisimykh gosudarstv v 2018 g. / Statisticheskij ezhegodnik. MGSK SNG // M. 2019. 612 c.

13. Talipova N.T. Voprosy obespecheniya ehkonomicheskoj bezopasnosti ustojchivogo razvitiya Respubliki Uzbekistan // Problemy rynochnoj ehkonomiki,. 2018. № 3. S. 43-48.

14. Aizenman J., Chinn M., Ito N. Assessing the Emerging Global Financial Architecture: Measuring the Trillema's Configuration over Time // NBER Working Paper No 14553, 2008.

Система Orphus

Loading...
Up