Евразийская интеграция в контексте обеспечения национальной экономической безопасности

 
Код статьиS020736760009186-3-1
DOI10.31857/S020736760009186-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: руководитель научного направления Института экономики РАН
Аффилиация: Института экономики РАН
Адрес: Российская Федерация
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт проблем рынка РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаОбщество и экономика
ВыпускВыпуск 4
Страницы110-125
Аннотация

В статье рассматриваются различные модели, типы и виды  интеграционных союзов,  складывающиеся в ходе разноскоростной  евразийской «интеграции интеграций». Просматриваются новые контуры пространственной структуры Большой Евразии, связывания и структурирования Евразийского экономического пространства. Обосновываются предложения по обновлению подходов к Стратегии социально-экономического развития стран-членов СНГ и выстраиванию векторов эффективного взаимодействия с  другими интеграционными объединениями в мире.

Ключевые словаЕвразийская интеграция, Содружество независимых государств, Стратегии развития, Приоритеты России, Национальная экономическая безопасность
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (научный проект № 18-010-00853 А).
Получено27.04.2020
Дата публикации06.05.2020
Кол-во символов37399
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Экономическая безопасность интеграционного союза сложно структурированное понятие. Она может базироваться на согласовании систем национальных экономических интересов стран-участниц интеграционного союза, методов их защиты и, соответственно, выступать как непротиворечивая сумма национальных экономических безопасностей этих стран. Этот вариант предполагает гармонизацию национальных законодательств в этой сфере и формирование модельных законов, следование которым позволяет создавать достаточно устойчивую систему обеспечения экономической безопасности интеграционного союза как в целом, так и отдельных стран. Она может дополняться элементами совместной безопасности отдельных членов объединений, основанной на двусторонних и многосторонних соглашениях, формирующих субрегиональные «объединения по интересам». Наконец, экономическая безопасность может, в своей высшей форме, базироваться на консолидированной системе общих региональных интересов, базирующихся на едином законодательстве и соответствующих наднациональных институтах (такая система путем долгой исторической эволюции сформировалась в ЕС). Это, в известной степени, ограничивает национальные суверенитеты государств-участников, хотя, в идеале, не должно наносить ущерба национальным интересам. В любом случае региональная экономическая безопасность интеграционного объединения выступает как разновидность международной экономической безопасности, включающей системные взаимоотношения с совокупностью систем национальной экономической безопасности стран-участниц, соответствующие институты согласования и регулирования общих и национальных экономических интересов при безусловном примате интеграционного законодательства.
2 Есть ли сегодня у СНГ такие общие интересы и ценности, которые консолидируют и цементируют Содружество как интеграционный союз? Есть. Это, прежде всего, многосторонняя стратегическая стабильность1. Имеется много общих интересов, связанных с общностью модернизационных вызовов и сходством путей достижения целей модернизационных проектов, коллективной защитой национальных интересов, общей антикризисной политикой, противостоянием агрессивной геополитике основных акторов глобальной конкуренции. 1. Россия в формирующейся Большой Евразии // М., ИД «Кодекс», 2019. 376 c.; Караганов С.А., Суслов Д.В. Новое понимание и пути укрепления многосторонней стратегической стабильности. Доклад. При поддержке МИД России и Совета по внешней и оборонной политике Источник: URL: >>>>
3 Специфика интеграционных процессов в Евразии заключается в том, что в перспективе возможны разные модели, типы и виды интеграционных союзов, не взаимоисключающих друг друга, находящихся во взаимодействии и развитии. Они складываются в ходе разноскоростной интеграции, образуя фундаментальный тренд евразийской «интеграции интеграций». При этом реализуются и объективные глобальные интеграционные закономерности, а также ещё долго будет сохраняться геополитическая, геоэкономическая, цивилизационно-культурная конкуренция различных проектов интеграции в Евразии2. 2. Подробно об исторической, цивилизационно-культурной, геополитической, социально-экономической судьбе и специфике Большой Евразии, см. Городецкий А.Е., Оболенский В.П. «О гуманитарных, политических экономических перспективах Евразийской интеграции» в книге «Польша и Россия: интеграция – важнейший тренд современного социального и экономического развития» // М; ИЭ РАН, 2014. С. 282; Евразийская интеграция в турбулентном мире // СПб.: Алетейя, 2019. 288 c.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 335

Оценка читателей: голосов 0

1. ASEF Outlook 2016/ 2017 / Connectivity: Fact and Perspectives. Volum II: Connecting Asia and Europe/ ASEF. Singapure. 2016. URL: http://asef.org/images/docs/ASEF%20Outlook%20Report%202016-2017%20Vol1.pdf ;

2. Безруков Л.А. Географический смысл создания «Большой Евразии» // География и природные ресурсы. Иркутск. 2018. №4. С. 5-14.

3. Вардомский Л.Б., Пылин А.Г., Шурубович А.В. К вопросу о модернизации экономики стран СНГ // Вестник Института экономики РАН. 2017. № 1. С. 22-40.

4. Винокуров Е.Ю., ЛибманА.М. Евразийская континентальная интеграция // Санкт-Петербург. 2012. 224 с.

5. Всемирный банк. 2019 год. Доклад о мировом развитии 2019 // Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк. DOI:10.1596/978-1-4648-1328-3. Лицензия: Creative Commons Attribution CC BY 3.0 IGO/

6. Всемирный банк. Страновой экономический бюллетень лето 2019 г. Навстречу новой экономике www.worldbank.org 1818 H Street NW, Washington, DC 20433

7. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. Доклад. // М.: Научный совет РАН, Институт экономических стратегий, 2015. 60 с.

8. Городецкий А.Е. Экономическая безопасность России: новая стратегия в новых реалиях // М., Проблемы теории и практики управления, 2018, № 1. С. 8-23.

9. Городецкий А.Е., Зиядуллаев Н. С. Трансформация экономики и общества: прио-ритеты национальной безопасности и российские реалии // Общество и экономика 2019. Выпуск 9. C. 5-19.

10. Евразийская экономическая комиссия. Статистика внешней и взаимной торгов-ли. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/Pages/default.aspx

11. Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев У.С. Национальные приоритеты Республики Узбе-кистан в условиях интеграции в мирохозяйственные связи // М., «Национальные инте-ресы: приоритеты и безопасность». 2018. Т. 14. Вып. 9. С. 1731–1744.

12. Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев У.С. 25 лет СНГ и евразийские интеграционные проекты: ожидания, разочарования и перспективы // Экономическая наука современной России. 2017. № 2 (77). С. 123-136.

13. Караганов С.А., Суслов Д.В. Новое понимание и пути укрепления многосто-ронней стратегической стабильности. Доклад. При поддержке МИД России и Совета по внешней и оборонной политике Источник: URL: http://svop.ru/wp-content/uploads/2019/09/REPORT_Rus_1.pdf

14. Mirziyoev Sh.M. The Decree of the President of Uzbekistan «Strategy of actions along five priority directions of the development of Uzbekistan» // «Narodnoe Slovo»,2017, February 8.

15. Мировая динамика. Закономерности, тенденции, перспективы // М., РАН и МГУ им. М.В.Ломоносова, ЛИБРОКОМ, 2014. С. 395-430.

16. Модернизация и экономическая безопасность России: Т. 5 // М., СПб: Нестор-История, 2015. 452 с.

17. Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года / ЕЭК. М. 2015. С. 48-50. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/seminar/Documents%2005.05.2016%29.pdf

18. Национальная экономическая безопасность России в условиях обострения объ-ективных и инициированных рисков и угроз. / Е. Б. Ленчук, Г. А. Власкин, В. И. Фила-тов и др. // РАН, Отделение общественных наук, Секция экономики. Москва, Санкт-Петербург, Нестор-История, 2018. 751 с.

19. Полтерович В.М. Элементы теории реформ // М.: Экономика. 2007. 447 с.

20. Россия в формирующейся Большой Евразии // М., ИД «Кодекс». 2019. 376 c.

21. Содружество независимых государств в 2017 г. Статистический ежегодник // МГСК СНГ. М. 2018. 617 c.

22. Спартак А.Н. Современные трансформационные процессы в международной торговле и интересы России // ВАВТ МЭР РФ. М. 2018. 456 с.

23. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республи-ки Узбекистан в 2017-2021 годах. Приложение № 1 к Указу Президента Республики Уз-бекистан от 07.02.2017 г. № УП-4947 // Всё законодательство Узбекистана. URL. https: /nrm.uz/contentf?doc=491928_strategiya_deystviy_po_pyati_prioritetnym_napravleniyam_razvitiya respubliki uzbekistan_in 2017-2021 (prilojenie_n_1_k_ukazu_ prezidenta _ruz_ot_07_02 _2017_g_n_up-4947) (Дата обращения: 01.02.2018 г.)

24. Цветков В.А., Зиядуллаев Н.С., Зоидов К.Х., Медков А.А. Транзитная экономи-ка: теория, методология, практика // М., ИПР РАН. 2019. 490 с. DOI: 10.26653/2019/978-5-7425-0191-6. ISBN 978-5-7425-0191-6.

25. Understanding the Theory of International Connectivity. Report // Oxera. Depart-ment for Transport. Oxford-Brussels. 2010. URL: https://www.oxera.com/wp-content/uploads/2018/03/Theory-of-international-connectivity.pdf

Система Orphus

Загрузка...
Вверх