Directions of activation of internal trade in the framework of the EAEU

 
PIIS020736760007590-8-1
DOI10.31857/S020736760007590-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Belarusian State Economic University
Affiliation: Belarusian State Economic University
Address: Minsk, Belarus
Affiliation: Belarus state economic university
Address: Belarus
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 11
Pages70-77
Abstract

The dynamics of domestic trade within the EAEU for 2016–2018 is analyzed, the problems and prospects of its development are highlighted. Structured in the main directions of international cooperation, contributing to the enhancement of domestic trade.

Keywordsdomestic trade, integration, Eurasian Economic Union, transport and logistics infrastructure
Received02.12.2019
Publication date05.12.2019
Number of characters15237
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В состав ЕАЭС входят Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Армения. Территория ЕАЭС составляет более 20 млн кв. км, или 14% мировой территории суши. На территории союза проживает 183,4 млн человек. Создание Евразийского союза явилось важным фактором углубления интеграционных процессов этих стран: формирования единого рынка товаров и услуг, общих институтов управления финансово-экономической сферой, единого бюджета ЕАЭС.
2 Развитие Евразийского экономического союза (ЕАЭС) блокирует центробежные тенденции на территории СНГ, служит примером интенсификации взаимовыгодного диалога сотрудничества стран, готовых развивать выбор в пользу взаимной экономической интеграции.
3 Внутренняя торговля в рамках ЕАЭС успешно преодолевает негативное влияние внешних факторов, связанных с падением цен на сырье и напряженностью в международных торгово-отношениях.
4 Динамику внутренней торговли в ЕАЭС в 2018 г. определяла положительная тенденция роста взаимного оборота, берущая свое начало в 2016 г. (табл. 1), хотя отмечается и замедление темпов роста этой тенденции. Наибольшую ориентированность на рынок данного Союза демонстрирует Республика Беларусь. Доля взаимной торговли с государствами-членами ЕАЭС во внешней торговле за 2018 год составила 51% (41,1% по экспорту и 59,7% по импорту).
5 Таблица 1
6 Динамика взаимной торговли стран ЕАЭС за 2016-2018 год, млн. долл. США
7
Т_Енин

Источник: составлена авторами [8].

8 Доля взаимной торговли в Кыргызстане – 34,9% (36% по экспорту и 34,5% по импорту), в Республике Армения – 29,1% (28,2% по экспорту и 29,5% по импорту), в Казахстане – на рынок ЕАЭС приходится 20,5%. Большая часть закупок традиционно приходится на долю Республики Беларусь (39,2 % от общего объема взаимного импорта) и Российскую Федерацию (32,9%). Республика Казахстан приобретает на общем рынке 22,5% товаров, Кыргызстан – 2,9%; Республика Армения – 2,5%.
9 Во взаимной торговле стран Союза отмечаются следующие тенденции:
  • по сравнению с 2017 годом темпы роста объемов взаимной торговли замедлились, но сохранили положительную динамику. Основными внешними причинами явились замедление глобального мирового экономического роста и высокая напряженность в международных торгово-экономических отношениях;
  • влияние ценового фактора на стоимостные характеристики внутренней торговли уменьшилось. Вместе с тем, сохраняется относительно высокая волатильность национальных валют Республики Казахстан и Российской Федерации;
  • сохраняется высокая товарная диверсификация единого рынка, что отражает взаимную дополняемость и когезионность стран-партнеров.
10 Рассмотрим более подробно основные экономические показатели, характеризующие взаимную торговлю основных партнеров Республики Беларусь по ЕАЭС: Российской Федерации и Республики Казахстан.
11 По итогам 2018 года наилучшие результаты во взаимной торговле Республика Беларусь достигла с Казахстаном (рост составил 142,6%) и Арменией (130,7%). Основная белорусская продукция, экспортируемая в Казахстан – масло сливочное, молоко и сливки, кисломолочные продукты, автомобили грузовые, нефтепродукты, обои. Основный импорт – нефтепродукты, каменный уголь, природный и сжиженный газ, алюминий, прокат плоский из нелегированной стали. Прирост экспорта Беларуси в Армению обеспечили возросшие поставки говядины, молока и сливок, кисломолочных продуктов, масла сливочного, трансформаторов электрических, бумажной продукции, аппаратуры связи. Увеличение импорта предопределили закупки спиртных напитков и лекарственных средств. Сокращение поставок в Кыргызстан (81,6%) связано со снижением по сравнению с 2017 годом продаж грузовых автомобилей, сахара, масла сливочного, молока и сливок, кисломолочных продуктов, машин и механизмов для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур, частей и принадлежностей для автомобилей и тракторов, плит древесностружечных и древесноволокнистых.

Number of purchasers: 0, views: 409

Readers community rating: votes 0

1. Господарик Е.Г. ЕАЭС-2050: глобальные тренды и евразийская экономическая политика: моногр. / Е.Г. Господарик, М.М. Ковалев // Минск: Изд. Центр БГУ. 2015.

2. Енин Ю.И., Пилютик А.А., Подобед Н.А. Инновационный менеджмент и маркетинг инноваций // Минск: Право и экономика (серия «Высшее образование»).

3. Енин Ю.И., Подобед Н.А. Инновационный менеджмент // Минск: БНТУ. 2015.

4. Подобед Н.А. Кластерное развитие придорожного сервиса в Евразийском экономическом союзе / В сборнике «Проблемы развития национальной экономики на современном этапе». Материалы международной научно-практической конференции. М-во обр. и науки РФ; ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина» // Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина. 2018. С. 390-400.

5. Подобед Н.А. Место и роль белорусского придорожного сервиса в Едином экономическом пространстве / В сборнике «Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе». Материалы IX Ежегодной международной научно-практической конференции, в 2 ч. Ч. 2. М-во обр. и науки РФ; ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина» // Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина. 2017. С. 266-275.

6. Подобед Н.А. Транспортно-логистическая инфраструктура Евразийского союза: принципы и факторы эволюционного развития / Н.А. Подобед, Ю. И. Енин // Вес. Нац. акад. навук Беларусi. Сер.гуманит.навук. 2019. Т.64, №2. С. 235-241.

7. Подобед Н.А. Формирование единой транспортно-логистической инфраструктуры в контексте евразийской интеграции / Н.А. Подобед, Ю.И. Енин // Научные труды БГЭУ. 2019. Минск: БГЭУ. С. 351-359.

8. Статистика ЕАЭС (Доклад “О состоянии взаимной торговли между государствами – членами Евразийского экономического союза в 2018 году») // Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс].—2019.—Режим доступа: www.eurasiancommission.org/ ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/union_stat/Pages/default.aspx. Дата доступа: 21.02.2019.

9. Шелег Н.С., Подобед Н.А. Формирование системы содействия развитию придорожного сервиса // Белорусский экономический журнал. 2009. № 2. С. 107—118.

10. Шимов В.Н. «Экономический пояс Шелкового пути» как транспортный маршрут и глобальный проект развития / В. Н. Шимов, А. А. Быков // Белорусский экономический журнал. 2016. № 2. С. 4-14.

Система Orphus

Loading...
Up