Тhe role of the Сentral Вank of the Russian Federation in the light of the emerging needs of national economy

 
PIIS020736760007588-5-1
DOI10.31857/S020736760007588-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: analyst
Affiliation: Institute for Economic Strategies of the Social Sciences Division of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation
Affiliation:
Address: Russian Federation
Affiliation:
Address: Russian Federation
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 11
Pages43-56
Abstract

The article considers the current role of the Central Bank of the Russian Federation. The author attaches particular importance to the improvement of the supervising mechanisms and the instruction of the population in financial literacy, with the use of international experience. The article is focused on the enhancement of the role of the Central Bank of the Russian Federation in the legal system by toughening the bank law and delegating to the Central Bank the functions of monitoring the condition and changes of economic processes in the real sector of the economy for the purpose of estimations formation.

KeywordsThe Central Bank of the Russian Federation, supervision, monitoring, capital outflow, financial literacy
Received21.11.2019
Publication date05.12.2019
Number of characters34923
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Роль Центрального банка РФ как субъекта защиты государственного суверенитета определена в п. 109 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [10]: «деятельность Центрального банка Российской Федерации как участника стратегического планирования осуществляется в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов».
2 Разумная денежно-кредитная политики Банка России выступает инструментом достижения макроэкономических целей государства. Речь идет о пруденциальном регулировании, результатом которого является обеспечение стабильности и надежности банков, а также превентивности, связанной с минимизацией рисковой деятельности банков. Кроме того, разумная денежно-кредитная политика должна быть связана с контролем роста кредитования экономики, обеспечением экономического роста и ответственностью за него, предотвращением развития системных рисков в финансовой системе.
3 Центральный банк России обладает особым конституционно-правовым статусом [9]. Статус Банка России установлен статьей 75 Конституции Российской Федерации [2].
4 Банк России является публичным юридическим лицом, а полномочия Банка, предусмотренные положениями статьи 75 Конституции Российской Федерации, по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, так как их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, то есть Банк России определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного определенными властными полномочиями. Кроме того, контроль за соблюдением принятых законных обязательств хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на финансовом рынке как части потребительского рынка, возложен на Банк России, выступающим мегарегулятором на финансовом рынке.
5 Основными целями деятельности Банка России являются: исключительное право на осуществлении денежной эмиссии; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности; развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
6 Необходимо отметить, что Центральный банк РФ кроме обеспечения ценовой стабильности призван обеспечивать функционирование и развитие банковского сектора, финансового рынка и платежной системы. Данные цели и контроль за инфляцией являются равнозначными и в долгосрочной перспективе взаимодополняющими. Стабильная работа финансовой системы рассматривается Банком России как необходимое условие реализации государственной экономической, в том числе денежно-кредитной политики. Полномочия Банка России как мегарегулятора позволяют ему сочетать меры денежно-кредитной политики с мерами в области банковского регулирования и регулирования финансового рынка и более эффективно добиваться своих целей.

Number of purchasers: 0, views: 484

Readers community rating: votes 0

1. Методология основных принципов эффективного банковского надзора, октябрь 1999 г. на английском языке «Core Principles Methodology» // URL: https://www.bis.org/publ/bcbs61.pdf.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «Консультант Плюс».

3. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 № 268-О // СПС «Консультант Плюс».

4. «С. Луценко прокомментировал деятельность российских кредитных учреждений» // URL: http://www.inesnet.ru/2016/04/s-lucenko-prokommentiroval-deyatelnost-rossijskix-kreditnyx-uchrezhdenij/).

5. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.04.2016 № Ф05-3894/2016 по делу № А40-131902/15 // СПС «Консультант Плюс».

6. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 № 09АП-53771/2014 по делу № А40-100177/13 // СПС «Консультант Плюс».

7. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 № 09АП-21670/2016 по делу № А40-231534/15 // СПС «Консультант Плюс».

8. Постановление ФАС Московского округа от 10.08.2005, 03.08.2005 № КГ-А40/7048-05 //

9. Консультант Плюс. URL: СПС «Консультант Плюс».

10. Решение Верховного Суда РФ от 29.10.2002 № ГКПИ02-860 // СПС «Консультант Плюс».

11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Гарант. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201512310038.pdf.

12. Стратегия повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 2018 - 2020 годов (одобрено Советом директоров Банка России 26.03.2018) // URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/37470/str_30032018.pdf.

13. G20 High – Level Principles of Financial Consumer Protection // http://www.oecd.org/daf/fin/financial-markets/48892010.pdf.

14. Таранова И.В., Подколзина И.М.Система обеспечения финансовой безопасности в сфере страхования // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. 2015. № 3 (35). С. 13

Система Orphus

Loading...
Up