Socio-ethical systems and their connections with the “east-west’ cultural typology

 
PIIS020736760007586-3-1
DOI10.31857/S020736760007586-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Higher School of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Affiliation: Higher School of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 11
Pages22-34
Abstract

The article discusses a socio-ethical system as a set of beliefs about the primary importance of the interests of an individual, a family, a state, a firm and a supra-social level in relations with each other. This system reflects altruistic or egoistic aspirations of these actors comprising a hierarchical sequence from individual to the suprasocietal level, which includes the interests of transnational companies or the problem of ecology. The interrelation between the socio-ethical system and culture is studied, and fundamental socio-cultural differences are found.

A total of 627 students selected in Russia were included in the study, aged 17–35, among them 523 students from 61 universities (both State and Federal) in 8 Russian districts. Besides, an auxiliary target sample was spontaneously formed of students in Chinese, American and Belarusian universities "accessible" to researchers.

Keywordssocio-ethical system, type of culture, characteristics of culture, individual characteristics, family characteristics, social and psychological characteristics
Received21.11.2019
Publication date05.12.2019
Number of characters24840
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Определение модуса восприятия отношений элементов общественной системы между собой на сегодняшний день полноценно не представлено в социологической науке, поэтому представляет интерес вопрос: каковы типы модусов восприятия в социально-этической системе и влияет ли культурная специфика, характер её проявления, страна на тип социально-этической системы? Для этого необходимо выявить прежде всего причинно-следственные связи с типом культуры.
2 Основным теоретическим концептом данной статьи является социально-этическая система (далее СЭС), которая рассматривается в связи с типом культуры по Г. Хофстеде [21].
3 Методологически СЭС позволяет сравнивать значимость интересов 5 субъектов во взаимоотношениях друг с другом (индивид, семья, фирма, государство, надсоциетальный уровень). Получается 15 возможных неповторяющихся комбинаций отношений, в которых необходимо определить, интересы какого субъекта являются наиболее значимыми. Данные субъекты были выделены на основе исследования «Мусульманская этика как система» А. Смирнова [14] и на основе социальных систем, выделенных Ю. Плотинским [10]. Это именно элементы общественных отношений (а не социальные институты), включенные в модель индивида и его интересов как отдельные составляющие.
4 Индивид – элемент социальной системы, который самостоятельно принимает решения, планирует и действует во всех сферах общества.
5 Семья – элемент социальной системы, образующийся в ходе родственных отношений индивидов в составе нескольких и более лиц.
6 Фирма – хозяйствующий элемент социальной системы, реализующий собственные интересы путем организации экономически выгодной деятельности.
7 Государство – законодательный элемент социальной системы и структурная организация общества на определённой территории, объединённая общими социокультурными интересами.
8 Надсоциетальный уровень – элемент организованных общностей (экономические, политические институты, международное право) социальной системы, которые образуются при совместном пересечении двух и более общностей, также данный элемент включает совокупность последствий жизнедеятельности социальной системы (экологическая проблема).
9 Критериями определения разных типов социально-этических систем являются альтруистические и эгоистические убеждения, измеряемые по сравнительной важности для респондента интересов субъектов разной значимости.
10 На основе этих критериев можно выявить следующие три типа культурно обусловленной социально-этической системы:
11
  • эгоистический модус восприятия социальных отношений в своей основе имеет укоренённые представления о мире и обществе, которые отражают убеждения о долженствовании равенства или большей важности интересов меньшего звена и меньшую важность интересов более крупных звеньев в иерархии;
  • альтруистический модус восприятия социальных отношений базируется на представлениях о мире и обществе, которые отражают убеждения о долженствовании неравенства и первостепенной важности интересов более крупных звеньев в иерархии;
  • социально-этический релятивизм – это тип социально-этической системы, возникающий на этапе преобразования культурного контекста, в рамках перехода от одних культурно обусловленных стереотипных представлений о долженствовании к другим. Данный тип является "сломанным", так как люди не могут выбрать из двух противоположно направленных стереотипов один − "истинный" и характеризуется «относительностью» стереотипных представлений о долженствовании.

Number of purchasers: 0, views: 548

Readers community rating: votes 0

1. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Беребин М.А. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустированности и её практическое применение. Методические рекомендации. НИПНИ им. Бехтерева, 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://psylab.info/Методика_«Уровень_социальной_фрустрированности» (дата обращения: 26.12.2017).

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика // Р/на/Дону. 2000. С. 155-160.

3. Дихотомия Восток-Запад [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1374876 (дата обращения: 12.06.2018).

4. Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир // М.: Мысль, 2018.

5. Литвинов А.А. Диалог культур в контексте глобализации (Восток-Запад) / Автореф. дисс. канд. филос. наук // Ростов-на-Дону, 2015. С. 26-35.

6. Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция). Учебное пособие. Казань, 2003 [Электронный ресурс]. URL: http://psylab.info/Методика_для_психологической_диагностики_копинг-механизмов (дата обращения: 26.12.2017).

7. Национальное бюро статистики Китая. Number of Students of Formal Education by type and level [Электронный ресурс]. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/indexeh.htm (Дата обращения 02.04.2018).

8. Образование в Республике Беларусь (2017/2018 учебный год) // Мн., 2017. С. 35.

9. Первый рейтинг социальных сетей Беларуси [Электронный ресурс]. URL: http://marketing.by/analitika/pervyy-reyting-sotsialnykh-setey-belarusi/ (дата обращения: 26.12.2017).

10. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов / 2 изд. // М.: Логос, 2001. С. 18.

11. Психология и психиатрия. Социально-психологическая характеристика личности [Электронный ресурс]. URL: http://psihomed.com/sotsialno-psihologicheskaya-harakteristika/ (дата обращения: 26.12.2017)

12. Психологос. Энциклопедия практической психологии. Этическая типология личности: этикотипы [Электронный ресурс].URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/eticheskaya-tipologiya-lichnosti-dvoe-zn--etikotipy (дата обращения: 26.12.17).

13. Рейтинг социальных сетей на 2017 год. SEO Auditor [Электронный ресурс]. URL: http://gs.seo-auditor.com.ru/socials/2017/ (дата обращения: 26.12.2017).

14. Смирнов А. В. Мусульманская этика как система / История моральной философии // Этическая система, 6, 2005. С. 51-75.

15. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова // М.: Прогресс. Культура, 1996.

16. Трофимова Р. П. Диалог культур и ментально-цивилизационные различия в современном мире // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2011. №2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-kultur-i-mentalno-tsivilizatsionnye-razlichiya-v-sovremennom-mire (дата обращения: 20.06.2018).

17. Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах 2017. Официальное издание, 2018 г. с. 143 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf (Дата обращения 02.04.2018).

18. Численность учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации: Среднесрочный прогноз до 2014 года и оценка тенденций до 2025 года // М.: ЦСПиМ, 2010.

19. Элкинд Д. Эриксон Э. Восемь стадий человеческой жизни (предисловие) / Эрик Г. Эриксон. Детство и общество // 1996. С. 6-22.

20. 8 самых популярных социальных сетей Китая [Электронный ресурс]. URL: https://cn-expert.pro/8-samyh-populyarnyh-sotsialnyh-setej-kitaya/ (дата обращения: 26.12.2017).

21. Dawkins R. The Selfish Gene // Oxford: Oxford University Press. 1989. Р. 270.

22. Hofstede G. Geert hofstede //National cultural dimensions. – 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.academia.edu/download/37276065/Geert_Hofstede.docx (дата обращения: 26.12.2017).

23. National Center for Education Statistics. Digest of education statistics: 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://nces.ed.gov/programs/digest/d16/ (Дата обращения 02.04.2018).

24. Psylab. Энциклопедия психодиагностики. Новый опросник толерантности к неопределенности [Электронный ресурс]. URL: http://psylab.info/Новый_опросник_толерантности_к_неопределенности (дата обращения: 26.12.2017)

25. Psylab. Энциклопедия психодиагностики. Опросник качества жизни Всемирной организации здравоохранения (ядерный модуль)/Описание субсфер [Электронный ресурс]. URL:http://psylab.info/Опросник_качества_жизни_Всемирной_организации_здравоохранения_ (ядерный_модуль)/Описание_субсфер (дата обращения: 26.12.2017).

26. Statista. Most popular mobile social networking apps in the United States as of February 2018, by monthly users [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/248074/most-popular-us-social-networking-apps-ranked-by-audience/ (дата обращения: 26.12.2017).

Система Orphus

Loading...
Up