Transforming economy and society: national security priorities and Russian realities

 
PIIS020736760006400-9-1
DOI10.31857/S020736760006400-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: The institute of economy RAS
Address: Russian Federation
Occupation: Principal Researcher
Affiliation: Market Economy Institute of RAS
Address: Russian Federation
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 9
Pages5-19
Abstract

In the paper historical models of economic success and an experience of transforming national development strategies are being examined with a view to determine and evaluate priority tasks for the promotion of economic growth. The correlation between ensuring national economic security and strategic objectives as well as strategic projects is revealed. The course of and the mechanisms for successful implementation of the May (2012 and 2018) Decrees of the President of the Russian Federation are analyzed. For the first time, the “red lines of economic security” are justified, determining vital areas of national economy and management where disruption means threats and risks in terms of fundamental challenges to national security and strategic development.

 

Keywordsdevelopment strategies, national goals, transformation of national economies, Russia's priorities, economic growth, economic security, red lines of economic security, implementation of the May (2012 and 2018) decrees of the President of the Russian Federation
Received18.09.2019
Publication date20.09.2019
Number of characters37049
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В последнее столетие мир накопил немало образцов экономического успеха, которые дали страны Европы, Западного полушария, Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Азии. В их числе и страны, которые не отвергли социалистический путь развития и, решив задачи создания социалистического строя, продолжают модернизировать экономику на основе принципов рыночного социализма. Так, реформаторы Китая вывели страну в мировые лидеры по объемам промышленного и сельскохозяйственного производства, в строительстве, в электроэнергетике.
2 Европа известна такими образцами долговременного успешного развития как:
  • немецкое (рейнское) экономическое чудо на основе модели социального хозяйства Л. Эрхарда;
  • «славное тридцатилетие» ‒ экономический рост во Франции в 1945-1975 гг.;
  • «рекордные годы» шведского королевства, послевоенный рост вплоть до 1973 г.;
  • «греческое чудо» ‒ форсированное социально-экономическое развитие Греции в 1950-1970-е гг.;
  • «итальянское экономическое чудо» 1955-1972 гг.;
  • «испанское экономическое чудо» ‒ экономический бум в 1959-1973 гг.;
  • «кельтский тигр» ‒ экономический рывок Ирландии в 1990-2001 гг. с повторением пика развития в 2003-м и 2008 гг.
3 Интересен опыт становления новых индустриальных стран (Южной Кореи, Японии, Сингапура). Не менее известен опыт так называемой исламской модернизации, путь которой прошли Малайзия, Иран, Египет, Алжир, Ливия (до ее уничтожения как единого и успешного государства). В Западном полушарии ‒ это социалистическая Куба, Мексика, Бразилия. Особо выделяется Израиль ˗ пройдя за 1952-1966 гг. три волны экономического подъема он из «апельсиновой страны» превратился в государство с передовой экономикой (экономическое чудо Бен-Гуриона), удвоив свой экономический потенциал и численность населения. Далее правительство Б. Нетаньяху сумело провести реформы на основе разумной деэтатизации (государственных концернов), дерегулирования (решительного сокращения бюрократизации государственного аппарата, децентрализации ценообразования, повышения качества управления), ставки на хайтек как локомотив израильской экономики (израильский высокотехнологический бум, начиная с 1970-х гг. и вплоть до середины 1990-х гг.), когда интенсивно инвестировали в развитие социально-экономической инфраструктуры.
4 На рубеже 80-90-х гг. прошлого века почти 30 государств Центрально-Восточной Европы и бывшего СССР практически одновременно начали сложные трансформационные реформы. Их результатом должно было стать формирование развитой общественно-экономической системы, гарантировавшей, как казалось тогда, быстрое создание процветающей рыночной экономики и преодоление на этой основе имевшегося отставания от государств золотого миллиарда.
5 Накоплен богатейший опыт трансформации, и уже можно сделать ряд промежуточных выводов относительно полученных результатов реформирования, их соответствия первоначальным планам и ожиданиям. Сложившиеся в постсоциалистическом мире модели экономики обладают сравнительными преимуществами и вместе с тем их развитие сопровождается серьезными проблемами и системными рисками. Так, модернизация на основе привлечения масштабных прямых иностранных инвестиций в странах Центрально-Восточной Европы позволила встроиться в цепочки добавленной стоимости, существенно улучшить структуру экспорта, но в то же время обернулась зависимостью стран от решений крупнейших транснациональных корпораций, попаданием в ловушки технологической отсталости, возникновением феномена дуализма экономики.

Number of purchasers: 2, views: 628

Readers community rating: votes 0

1. Аганбегян А.Г. Финансы, бюджет и банки в новой России // М.: Дело, 2018.

2. Антикризисная программа Примакова‒Маслюкова [Электронный ресурс]: утв. 20 дек. 1998 г. правительством РФ ‒ URL: https://www.vestifinance.ru/articles/59350).

3. Бодрунов С.Д. Ноономика // М.: Культурная революция, 2018.

4. Городецкий А.Е. Государственное управление и экономическая безопасность. О дисфункциях государственного управления // Аудит и финансовый анализ. 2016. №6. С. 426-436.

5. Городецкий А.Е. Экономическая безопасность России: новая стратегия в новых реалиях // М., Проблемы теории и практики управления, 2018, № 1. С. 8-23.

6. Деньги есть, но вы держитесь [Электронный ресурс]. URL: https://www.nakanune.ru/articles/115167/.

7. Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам [Электронный ресурс] : под председательством В. Путина состоялось заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам : стенограмма. URL : http://kremlin.ru/events/councils/60485.

8. Зиядуллаев С.С., Зиядуллаев У.С. Императивы обеспечения национальных интересов развивающихся государств при привлечении и использовании средств внешнего финансирования / Материалы международной научно-практической конференции «Стратегические тренды трансформации социально-экономических систем в рамках цифровой экономики» 27-28 февраля 2018г. / под ред. чл.-корр. РАН В. Цветкова // М.: ИПР РАН, 2018.

9. Инвестиции в России [Электронный ресурс] : 2017 // Федер. служба гос. статистики: официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_56/Main.htm.

10. «Майские указы» Владимира Путина пять лет спустя. Они исполнены? [Электронный ресурс]. URL : https://meduza.io/feature/2017/05/16/mayskie-ukazy-vladimira-putina-pyat-let-spustya-oni-ispolneny.

11. Модернизация и экономическая безопасность Российской Федерации. Том 6 (Отв. ред. чл-корр.РАН В. Цветков) // М-СПб: «Нестор-История», 2016.

12. Мониторинг достижения национальных целей [Электронный ресурс]. URL: http://ng.ach.gov.ru/?lang=ru.

13. О состоянии исполнения поручений Правительству РФ, содержащихся в указах Президента РФ от 7 мая 2012 г. №596-606 [Электронный ресурс] // Правительство РФ: официальный сайт. URL: http://government.ru/orders/selection/406/23023.

14. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума [Электронный ресурс] стенограмма. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/60707.

15. Полтерович В.М. Элементы теории реформ // М.: Экономика. 2007.

16. Полтриллиона на науку: войдет ли Россия в первую пятерку [Электронный ресурс]: профсоюз РАН сомневается в выполнимости майского указа по науке. URL: https://www.gazeta.ru/science/2018/08/13_a_11894881¬.shtml.

17. Работа Правительства России в 2012-2018 гг. Ключевые решения, некоторые важные факты и показатели [Электронный ресурс]: доклад Д. Медведева: Гос. Дума Федер. Собрания РФ. 11 апр. 2018 г. ‒ URL: http://government.ru/news/35675/.

18. Социально-экономическое положение России: январь ‒ май 2019 г. [Электронный ресурс] // Федер. служба гос. стат.: официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2019/social/osn-05-2019.pdf.

19. Справка о состоянии реализации федеральными органами исполнительной власти поручений Правительству РФ, содержащихся в Указах Президента РФ от 7 мая 2012 г. №596-606 (по состоянию на 30 апр. 2017 г.) [Электронный ресурс] // Правительство РФ: официальный сайт. URL: http://static.government.ru/media/files/ PLLE1NWBNPRtCvaQWXiqrIbB9T4Fg34E.pdf.

20. Указ Президента Республики Узбекистан от 07.02.2017 № УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» – Официальный сайт пресс службы Президента Республики Узбекистан www.press-service.uz.

Система Orphus

Loading...
Up