Новые тенденции в сфере пенсионного обеспечения: из опыта экономически развитых стран

 
Код статьиS020736760004757-1-1
DOI10.31857/S020736760004757-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник Института экономики РАН
Аффилиация: Институт экономики РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаОбщество и экономика
ВыпускВыпуск 4
Страницы54-74
Аннотация

В статье анализируются важные новые тенденции в процессе реформирования  пенсионных систем экономически развитых государств: введение гибких правил выхода на пенсию, призванных смягчить негативные последствия повышения пенсионного возраста, корректировка условий доступа к социальному страхованию работников с различными формами нестандартной занятости и самозанятых, включая формирование системы индивидуальных страховых счетов, укрепление механизмов обеспечения адекватного уровня пенсионных выплат для наиболее уязвимых категорий граждан.

 

Ключевые словапенсионное обеспечение, досрочный выход на пенсию, продолжительность трудовой жизни, нестандартная занятость, самозанятость.
Получено18.04.2019
Дата публикации18.04.2019
Кол-во символов49927
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Пенсионные системы большинства экономически развитых государств в течение двух предыдущих десятилетий переживали период активной трансформации. Проведенные многочисленные реформы были сфокусированы на вопросах достижения долгосрочной финансовой стабильности и обеспечения более позднего выхода работников на пенсию. Правительства практически всех государств ОЭСР, за редким исключением, предпринимали шаги по постепенному повышению эффективного пенсионного возраста, включая административные ограничения на возможность досрочного ухода на пенсию и увязку, в том числе и автоматическую, официального пенсионного возраста или самих пенсий с увеличением продолжительности жизни. Планируется, что в результате этих реформ прогнозируемые расходы на пенсионное обеспечение в долгосрочной перспективе, несмотря на сохранение неблагоприятных демографических тенденций, должны стабилизироваться или увеличиться на относительно небольшую величину [13].
2

Использование гибких правил выхода на пенсию. Схемы полного или частичного досрочного выхода на заслуженный отдых

3 После периода активных реформ наступает этап восстановления и урегулирования. Последние несколько лет характеризуются не только существенным изменением интенсивности пенсионных трансформаций, но и формированием более диверсифицированного их характера, выдвижением на первый план задач расширения охвата пенсионным страхованием, поддержанием дохода и защиты от бедности наиболее уязвимых лиц старших возрастных групп. По сравнению с более ранними реформами, носящими в большинстве случаев нормативно-административный характер, текущие изменения сконцентрированы в основном на стимулах и направлениях, которым ранее уделялось недостаточно внимания, например, введении гибких правил выхода на пенсию, комбинировании работы и получения пенсии, учету различных видов занятости при формировании пенсионных прав, расширении минимальных гарантий для пенсионеров с низкими доходами, отмене заморозки индексации пенсий.
4 Общая тенденция ˗ если не формирование нового баланса между продолжительностью жизни, периодом активной занятости и временем нахождения вне рынка труда, то по крайней мере сохранение пропорции между периодом зарабатывания пенсии и периодом ее получения (2-2,5 раза). Выход на рынок труда в группе экономически развитых государств колеблется в широком диапазоне (19 лет в Дании и 28 лет в Румынии), в основном он составляет 22-23 года, а прекращение трудовой деятельности в ˗ 64 года. Из 35 стран ОЭСР в 20 стран женщины и в 15 мужчины в среднем уходят с рынка труда до наступления пенсионного возраста (хотя есть и примеры более длительного периода работы, превышающего официальные нормативы выхода на пенсию ˗ это в основном азиатские государства, а также Исландия и Португалия) [6. С. 126]. Соотношение количества лет, проведенных на пенсии по отношению к активной занятости, по странам варьирует в пределах от 40% до 60% (в среднем в ЕС 51%).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 684

Оценка читателей: голосов 0

1. Dubois H.,G. Runceane, R. Anderson Extending working lives through flexible retirement schemes: partial retirement. European Foundation for improvement of living and working conditions. Publication office of European Union. Luxembourg 2016.

2. Dubois H., R. Anderson Income from work after retirement in the EU. European Foundation for improvement of living and working conditions. Publication office of European Union. Luxembourg 2012.

3. Filgueira F., P. Manzi Pension and income transfers for old age. Inter-and intra- generational distribution in comparative perspective.// ECLAC Series social policy N 225. 2017.

4. Heinz P., R. Rudolf. Building voluntary pension schemes in emerging economies // Policy research working paper 779 . WB 2016.

5. Natali D., S.Spasova, B. Vanherche. Retirement regimes for workers in arduous or hazardous jobs in Europe. A study of national policies. European Commission, 2016.

6. OECD (2017) Pensions at a glance 2017:OECD and G20 indicators. OECD Publishing, Paris. 2017

7. OECD. Pensions outlook 2018 OECD Publishing, Paris. 2018.

8. OECD. The future of the social protection. OECD Publishing, Paris. 2018.

9. Pension adequacy report 2018. Current and future income adequacy in old age in the EU. Vol. 1 Joint report prepared by the social protection committee and the European Commission. Brussels. 2018.

10. Pension adequacy report 2018. Vol.2 Country profiles. Publication office of European Union. Luxembourg 2018.

11. Preventing ageing unequally-action plan. Meeting of the OECD Council at ministerial level. Paris 2017.

12. Spasova S., D.Bouget, D.Ghailani, B.Vanherche. Access to social protection for people working on non-standard contracts and as self-employed in Europe. A study of national policies. European social policy network. 2017.

13. The 2018 ageing report. Economic and budgetary projections for the 28 EU member states (2016-2070).// European Commission Institutional paper 079. Brussels 2018.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх