Business-incubation of small business in Belarus

 
PIIS020736760004296-4-1
DOI10.31857/S020736760004296-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading Researcher, Faculty of Philosophy and Social Sciences
Affiliation: Belarusian State University
Address: Belarus, Minsk
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 3
Pages156-172
Abstract

Business incubators are becoming important practice-learning sites for entrepreneurs in Belarus. Incubators are effective since they provide residents with access to financial and other resources. Entrepreneurs consider incubators as the means of obtaining individual result (their own business), while civil servants consider them primarily as a source of manpower – and in this way, as the means of achieving a nation-wide effect. 

Keywordsbusiness incubator, business incubation, entrepreneur, civil servant, small business.
Received27.03.2019
Publication date28.03.2019
Number of characters38623
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Активное развитие в мире бизнес-инкубирования привело к многообразию бизнес-инкубаторов (БИ) по формам собственности, источникам финансирования, видам и типам деятельности и т.д. Бизнес-инкубаторы первого поколения, начиная с конца 1950-х гг., представляли собой некоммерческие, бесприбыльные организации. Аренда помещений рассматривалась в качестве основной характеристики, которая отличала инкубаторы от других элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Примерно с 2000 г. цели создания БИ второго поколения сфокусировались на коммерциализации научных исследований и разработок, что привело к организации специализированных инкубаторов. БИ третьего поколения нацелены не просто на самоокупаемость, но и на получение прибыли. Для таких инкубаторов наиболее значимой услугой становится способность менеджеров создать хорошо организованные сети для поиска стратегических партнеров [1. С. 53–60]. То есть квалификация менеджеров и стратегические сети приобретают первостепенное значение для обеспечения успеха функционирования БИ. Сегодня такой подход позволяет Великобритании, Германии, Китаю, Южной Корее и другим странам сделать свои БИ площадками для разработки инновационных продуктов, с которыми можно выйти на международный уровень.
2 На мировой рынок ориентированы фирмы-резиденты БИ, занимающиеся разработками программного обеспечения, высоких технологий в биологии, медицине и химии, развитием высокотехнологичных продуктов, на локальный – фирмы, чья деятельность направлена на оздоровление экономической активности региона, Правительства государств определяют приоритетные направления в продвижении создаваемой продукции на локальные и мировые рынки с учетом социально-экономических условий своей страны и ее национальной специфики. В постсоветских странах система бизнес-инкубирования начала развиваться в 1990-е гг. и до сих пор считается наиболее эффективной мерой поддержки предпринимательства в странах с переходной экономикой [2]. В годы перестройки в СССР центры научно-технического творчества молодежи стали инкубаторами для развития предпринимательства целого поколения предприимчивых комсомольских лидеров. Цели и задачи созданных в Советском Союзе таких центров, по своей сути выступившими прообразами молодежных, высокотехнологических БИ, соответствовали не наступившему еще в мире 2-му поколению БИ.
3 В Беларуси первый БИ – Всесоюзный центр перспективных исследований, разработок и внедрений начал свою деятельность в 1989 г. как с целью коммерциализации идей молодых ученых. Сначала Центр снимал несколько этажей в одном из НИИ г. Минска, затем был преобразован в малое акционерное предприятие, руководство которого приняло решение о строительстве собственного здания в пригороде. Долевое строительство осуществлялось совместно с местными органами управления, т.к. идея будущего комплекса состояла в государственно-частном партнерстве. Предполагалось, что кроме администрации БИ и офисов начинающих предпринимателей под одной крышей разместятся службы сельсовета, отдел ЗАГСа, отделение банка, кафе, гостиницы и даже сауна с бассейном в цоколе здания [3. С. 32]. В результате сложной социально-экономической обстановки, обусловленной распадом Советского Союза, первоначальный план создания первого в Беларуси инкубатора малого бизнеса реализовать в полной мере не удалось. Проект был «заморожен» до 2000-х гг.

Price publication: 0

Number of purchasers: 2, views: 1409

Readers community rating: votes 0

1. Горбунов В.Л. Бизнес-инкубаторы и предпринимательство // М.: РИОР: ИНФРА-М. 2017.

2. Milanović M., Mihailović B., Paraušić V. Processes of business incubation and clusterization to support the creation of a network economy in Serbia // Megatrend Review. 2010. Vol. 7 (2), рр. 5–20.

3. Найдович М. Колыбель для предпринимателя. Бизнес-инкубаторы не только оптимальный вариант для начинающих бизнесменов, но и эффективный инструмент регионального развития // Дело (Восток+Запад). 2017. № 3. С. 32–33.

4. Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 4 июня 1997 г., № 640 (в ред. постановления Совмина от 28 февр. 2002 г., № 288) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 32. Ст. 5/10103.

5. Перечень инкубаторов малого предпринимательства Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Министерство экономики Республики Беларусь. URL: http://www.economy.gov.by/ru/perechen-incubatorov-ru/ (дата обращения: 18.04.2018).

6. Оптимальная практика организации работы бизнес-инкубаторов. Нью-Йорк, Женева: ООН, 2001.

7. Закон Республики Беларусь от 01.01.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства». [Электронный ресурс]. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11000148 (дата обращения: 12.04.2018).

8. Радионова С.А. Социальное взаимодействие. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов и др. Минск : Книжный Дом, 2003.

9. Поощрение инновационного предпринимательства: вызовы и варианты политики. Нью-Йорк, Женева: ООН, 2012.

10. Дворецкая С. Поддержать ростки молодежного предпринимательства // Беларуская думка. 2017. № 11. С. 40–45.

11. С приставкой «бизнес». Почему предприниматели Минской области не торопятся в инкубаторы. 22 ноября 2017. [Электронный ресурс]. Млын.by. URL: http://www.mlyn.by/2017/11/s-pristavkoj-biznes-pochemu-predprinimateli-minskoj-oblasti-ne-toropyatsya-v-inkubatory/ (дата обращения: 10.04.2018).

12. Кобяк О.В. Организационная культура // Экономико-социологический словарь. Сост.: Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк, науч. ред. Г.Н. Соколова. Минск: Беларуская навука, 2013. С. 336–338.

13. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь: стат. сб. Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2016.

14. Бизнес-инкубатор ПВТ выпустил первых ИТ-предпринимателей. И набирает новых. 25.02.2016. [Электронный ресурс]. Dev.by. URL: https://dev.by/lenta/main/biznes-inkubator-pvt-vypustil-pervyh-it-predprinimateley-i-nabiraet-novyh (дата обращения: 23.04.2018).

15. Методические рекомендации по повышению эффективности функционирования бизнес-инкубаторов и акселераторов [Электронный ресурс]. РВК. Государственный фонд фондов Институт развития Российской Федерации. URL: http://www.rvc.ru/upload/iblock/c5e/guidelines.pdf (дата обращения: 26.04.2018).

16. Hanadi Mubarak AL-Mubaraki, Michael Busler, Rashed Al-Ajmei. Incubators as Tools for Economic Growth and Technology Transfer in Developed Countries // European Journal of Business and Management. 2013. Vol. 5 No. 16, рр. 113–119.

17. Бизнесмен из инкубатора. Как в Беларуси работают бизнес-инкубаторы 17.11.2016. [Электронный ресурс]. Беларусь сегодня. Sb.by. URL: https://www.sb.by/articles/biznesmen-iz-inkubatora.html (дата обращения: 28.04.2018).

18. Суслова Н. Бизнес-инкубаторы для сельского туризма [Электронный ресурс]. TIO.by. URL: http://www.tio.by/info/newspaper/702/ (дата обращения: 28.04.2018).

19. Щукин Г.В. Организация деятельности бизнес-инкубаторов и перспективы их развития в условиях реформирования экономики. Автореф. дис. … канд. экон. наук. Воронеж, 1999.

Система Orphus

Loading...
Up