Dynamic equilibrum of prices for high-tech tangible products within the framework of the price-metric paradigm

 
PIIS020736760000270-6-1
DOI10.31857/S020736760000270-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: The Kolomenskoye Institute of the Moscow state machine-building University
Address: Russian Federation
Affiliation: JSC
Address: Russian Federation
Affiliation:
Address: Russian Federation
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 7
Pages65-90
Abstract

The article confirms the prospects of "price-metric" analysis application to a long-term and ultra-long-term price forecast for high-tech tangible products. The nature of the price-metric dependence as a regularity of the change in the dynamic equilibrium prices for products is determined. The possibility of organizing an economy featuring perfect competition is argued. The confirmed data on the loss of competitiveness by the countries of the "golden billion" in the field of high-tech tangible products are represented, as well as the data on the associated global political trends and risks.

Keywordslong-term price forecast, dynamic equilibrium of prices, high-tech tangible products, price-metrics, bi-exponential law of value, segregation of countries
Received31.07.2018
Publication date06.10.2018
Number of characters44445
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Многолетние исследования, результаты которых представлены в этой статье, выполнены на стыке экономических и технических наук. Возможно этим объясняется то, почему они не появились на десятки лет ранее стараниями других авторов. Исследования выполнены в рамках сформулированной нами «ценометрической» парадигмы [6].
2 На рис. 1-3 представлены графики, отражающие тенденции возрастания стоимости авиатехники в мире в ХХ веке по данным разработчиков отечественной авиатехники. Как видно из них, ещё до формулирования нами понятия ценометрической парадигмы были известны общие тенденции и даже отчасти характер перманентного возрастания цен на высокотехнологичную материальную продукцию в зависимости от времени [22, 24, с. 63, 25, 30, 33], но не был известен такой закон количественного роста цен, который позволял бы рассчитывать их наперёд.
3
image1

Рис. 1. Тенденции возрастания стоимости авиатехники в мире по данным разработчиков отечественной авиатехники: а) стоимость (С) пассажирских самолетов в зависимости от года их ввода в эксплуатацию [25. С. 19]; б) стоимость истребителей в зависимости от года поставки [30. С. 56]; в) удельная стоимость планера истребителей в зависимости от года поставки [30. С. 57].

4
image2

Рис. 2. Динамика удельной стоимости самолётов (по данным [33. С. 18]): а – с поршневыми двигателями; б – с газотурбинными двигателями.

5
image3

Рис. 3. Возрастание трудоёмкости и стоимости типовых образцов военной техники (номограмма, [22. С. 11]) 1* - ракета (стоимость и трудоёмкость изготовления одного самолёта больше стоимости одной ракеты в 5-50 раз); 2* - танк (стоимость и трудоёмкость изготовления одного корабля больше стоимости одного танка в 50-100 раз). Вертикальная ось представлена в логарифмическом виде.

6 Существовало также представление о более высоких темпах возрастания цен на виды продукции, имеющие более высокую технологическую сложность и наукоёмкость (более высокую добавленную стоимость) (рис. 3). Тем не менее все указанные сведения о возрастании стоимости современной высокотехнологичной техники всегда определялись лишь как тенденция и не имелось сколько-нибудь убедительных данных системного сравнительного анализа или обобщающего описания соотношения уровня мировых цен ни на один из видов высокотехнологичной продукции США, Евросоюза, Японии и, например, России и Китая. В последнее время две последние из названных стран, как правило, реализовывали на рынке примерно одинаковую продукцию по более низким ценам, чем США, Евросоюз, Япония. Как ни парадоксально, но эти же страны официально имеют и более низкую производительность труда [20-23, 36, 39].
7

1. Влияние времени и дислокации выпуска высокотехнологичной материальной продукции на её стоимость

В ходе формирования понятия исследовательской ценометрической парадигмы авторами был систематизирован и обработан более, чем 100-летний ретромассив исходной информации по ценам на реализованные поставки высокотехнологичной продукции (боевые, транспортные, топливозаправочные, пассажирские, самолёты и вертолёты, бронетанковую технику), полученный в первую очередь из данных специализированных источников и состоящий из более чем шестисот статистических выкладок [3-6, 11-18, 39]. В результате нами была обнаружена и с помощью обширных математико-статистических исследований подтверждена неизвестная ранее закономерность биэкспоненциального (раздвоенного) стабильного возрастания рыночной стоимости высокотехнологичной материальной продукции в зависимости от момента времени выпуска и от исключительной (сегрегационной) принадлежности места размещения производства дискретно одному из двух мировых кластеров стран [6]. Такая закономерность получила наименование – «ценометрическая». При этом анализе в качестве исходных данных рассматривались массивы мировых контрактных цен на первичную материальную продукцию (исключая «сэконд-хенд», ремонт, восстановление, модернизацию, услуги и т.п.) в долларовом выражении по курсу на год производства товара.

Number of purchasers: 0, views: 1101

Readers community rating: votes 0

1. Analiz mirovogo rynka mnogotselevykh istrebitelej na blizhnesrochnuyu, srednesrochnuyu i dolgosrochnuyu perspektivu. Analiz stoimostnykh ob'emov kontraktov, zaklyuchennykh na postavku voennoj aviatsionnoj tekhniki v 1 pol. 2009 g. // Rynki vooruzhenij. 2009. № 4-6.

2. Analiz prichin uvelicheniya stoimosti istrebitelej SShA // Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo. 2016. № 47.

3. Balaban E.I. Gal'chenko A.V., Tegin V.A. Primenenie tsenometricheskogo metoda opredeleniya stoimosti serijnykh obraztsov boevoj tekhniki dlya vypolneniya dolgosrochnogo issledovatel'skogo prognoza ee zakupok // Vooruzhenie i ehkonomika. 2015. № 1.

4. Balaban E.I. Gal'chenko A.V., Tegin V.A. Prognoz stoimosti obraztsov material'noj produktsii voennogo naznacheniya // Vooruzhenie i ehkonomika. 2017. № 5.

5. Balaban E.I. Gal'chenko A.V., Tegin V.A. Tanki s nakrutkoj // Voenno-promyshlennyj kur'er. 2015. № 43. (17).

6. Balaban E.I. Gal'chenko A.V., Tegin V.A. Tsenometricheskaya paradigma v praktike ehkonomicheskogo prognozirovaniya // Ehkonomicheskaya nauka sovremennoj Rossii. 2017. № 1.

7. Balatskij E. V. Ponyatie vremeni v ehkonomicheskoj nauke // Vestnik RAN. 2005. № 3.

8. Barkovskij V.I., Skopets G.M., Stepanov V.D. Metodologiya formirovaniya tekhnicheskogo oblika ehksportno orientirovannykh aviatsionnykh kompleksov. M.: Fizmatlit. 2008.

9. Byushgens G.S. i dr. Samolyotostroenie v SSSR 1917-1945 // M.: TsAGI. 1992.

10. Voennye samolety mira / Spravochnik. Pod redaktsiej Novichkova N.N. // M.: Informatsionnoe agentstvo ARMS-TASS. 2003.

11. Gal'chenko A.V., Tegin V.A. Issledovanie rynka investitsij v aviastroenii // Oboronnaya tekhnika. 2005. № 12.

12. Gal'chenko A.V., Tegin V.A. Dolgosrochnoe prognozirovanie investitsij v grazhdanskuyu i voenno-transportnuyu aviatsiyu // Problemy prognozirovaniya. 2007. № 5.

13. Gal'chenko A.V., Tegin V.A. Osobennosti dinamiki tsen na aviatsionnuyu tekhniku // Novye tekhnologii. 2008. № 3.

14. Gal'chenko A.V., Tegin V.A. Dolgosrochnyj prognoz rynochnoj stoimosti letatel'nykh apparatov grazhdanskoj i voenno-transportnoj aviatsii // Problemy prognozirovaniya. 2010. № 4.

15. Gal'chenko A.V., Tegin V.A. K voprosu o paradigme formirovaniya tsen na vysokotekhnologichnuyu produktsiyu // V mire nauchnykh otkrytij. 2011. № 6.

16. Gal'chenko A.V., Tegin V.A. Dolgosrochnyj prognoz stoimosti boevykh letatel'nykh apparatov i chislennosti VVS stran mira // Vooruzhenie i ehkonomika. 2012. № 3.

17. Gal'chenko A.V., Tegin V.A. Dolgosrochnyj prognoz stoimosti tankov i chislennosti boevogo sostava bronesil stran mira // Vooruzhenie i ehkonomika. 2013. № 1.

18. Gal'chenko A.V., Tegin V.A. Optimisticheskij prognoz dlya «Armaty». // Voenno-promyshlennyj kur'er. 2013. № 30 (498).

19. Danilkovich D., Shvarev V. Analiz mirovogo rynka voennykh samoletov v 2001-2015 gg. Mnogofunktsional'nye istrebiteli, samolety-zapravschiki i samolety BPA // Rynki vooruzhenij. 2007. № 7.

20. Danilkovich D., Shvarev V. Mirovoj rynok bronirovannoj tekhniki v 2004-2008 gg. Analiz portfelya zakazov na postavku bronetekhniki v 2009-2013 gg. // Rynki vooruzhenij. 2008. № 12.

21. Danilkovich D., Shvarev V. Otsenka mirovogo rynka aviatsionnoj tekhniki v 2004-2008 gg. Analiz portfelya zakazov na postavku aviatekhniki v 2009-2013 gg. // Rynki vooruzhenij. 2008. № 10.

22. Dmitriev V.V. Ehkonomika i vojna ili kto kak voyuet //L.: Sudostroenie.1991.

23. Doklad SAR v kongresse SShA po stoimosti zakupok aviatekhniki v 2006 g. // Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo. 2006. № 34.

24. Drakin I.I. Osnovy proektirovaniya bespilotnykh letatel'nykh apparatov s uchyotom ehkonomicheskoj ehffektivnosti // M.: Mashinostroenie. 1973.

25. Eger S.M., Mishin V.F., Lisejtsev N.K. i dr. Proektirovanie samoletov // M.: Mashinostroenie. 1983.

26. Il'in V., Kudashin I. Boevaya aviatsiya zarubezhnykh stran / Illyustrirovannyj spravochnik // M.: AST. 2003.

27. Minehkonomrazvitiya Rossii «Pokazateli prognoza sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii na 2017 god…», «Pokazateli prognoza sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii na 2018 god…».

28. Moroz S. Pobeditel' // Aviatsiya i vremya. 2006. № 5.

29. Mukhin M.Yu. Sovetskaya aviapromyshlennost' v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // M.: Veche. 2011.

30. Myshkin L.V. Prognozirovanie razvitiya aviatsionnoj tekhniki // M.: Fizmatlit. 2008.

31. Nizhegorodtsev R.M. Upravlenie besporyadkom: global'nye uroki ehkonomicheskogo krizisa // Problemy upravleniya. 2009. № 3.

32. Rossijskij gosudarstvennyj arkhiv ehkonomiki. (Rodionov I.I. Khronologiya aviatsii / airforce.ru.).

33. Sarkisyan S.A. Teoriya prognozirovaniya i prinyatiya reshenij // M.: Vysshaya shkola. 1977.

34. Sarkisyan S.A., Minaev Eh.S., Nechaev P.A. Ehkonomicheskaya ehffektivnost' perevozok gruzov vozdushnym transportom // M.: Transport. 1984.

35. Spravochnik po zarubezhnym voennym i grazhdanskim samoletam i vertoletam // M.: TsAGI. 1985.

36. Stepanov V.V. Rejtingi mirovykh tankovykh parkov: primenenie metodov sravnitel'nogo analiza dlya otsenki voenno-tekhnicheskogo urovnya i konkurentosposobnosti tankov na mirovom rynke // Izvestiya Rossijskoj akademii raketnykh i artillerijskikh nauk. 2012. № 2.

37. Statistika i analiz mirovoj torgovli oruzhiem. Ezhegodnik. // Tsentr analiza mirovoj torgovli oruzhiem. 2012, 2016.

38. «TASS» Informatsionnoe agentstvo Rossii. Novye pravila tsenoobrazovaniya GOZ nachnut dejstvovat' v 2018 godu // Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo. 2017. № 37.

39. Khar'kin V.S., Gal'chenko A.V., Tegin V.A. Opredelenie prioritetov pri vybore zarubezhnykh partnyorov na rynke vooruzhenij // Oboronnaya tekhnika. 2001. № 3.

40. Tsikhosh Eh. Sverkhzvukovye samolyoty / Spravochnoe rukovodstvo // M.: Mir. 1983.

41. Chembrovskij O.A., Topcheev Yu.I., Samojlovich G.V. Obschie printsipy proektirovaniya sistem upravleniya // M.: Mashinostroenie 1972.

42. Shepovalenko M. O chetvertoj promyshlennoj revolyutsii i posledstviyakh dlya nauchno-tekhnicheskogo progressa v voennoj sfere / Vystuplenie na VI Seul'skoj voenno-nauchnoj konferentsii (6th Seoul Defense Dialogue). bmpd.livejournal.com 20 sentyabrya 2017.

43. Ehl' Myurid (A. Nesmeyan) Esli zavtra vojna. «Arabskaya vesna» i Rossiya // M.: Knizhnyj mir. 2013.

44. Knaack, Marcelle Size. Post-World War II Bombers, 1945–1973 // Washington, D.C.: Office of Air Force History.1988.

45. Knaack, Marcelle Size. Encyclopedia of US Air Force Aircraft and Missile Systems: Volume 1 Post-World War II Fighters 1945-1973 // Washington, DC: Office of Air Force History. 1978.

46. National Account Main Aggregates Database. December 2013. United Nations Statistics Division.

47. SIPRY trade-register. Transfers of major conventional weapons: sorted by supplier. Deals with deliveries or orders made for year range 2011 to 2011.

48. SIPRY trade-register. Transfers of major conventional weapons: sorted by supplier. Deals with deliveries or orders made for year range 2010 to 2010.

49. Stiglitz J. Globalization and its Discontents // London, 2002; Stiglitz J. Making Globalization Work // London, 2006

50. United States Air Force Statistical Digest World War II. Prepared by office of statistical control. Dec. 1945.

Система Orphus

Loading...
Up