Tax incentives for business enterprises to engage in innovative activity and research in China

 
PIIS020736760000179-5-1
DOI10.31857/S020736760000179-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: leading researcher
Affiliation: Moscow state University. M. V. Lomonosov
Address: Russian Federation
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 7
Pages39-50
Abstract

In the article the recent changes in the taxation system of China is investigated, with special attention being paid to the analysis of novations in the corporate income taxation schemes. The author focuses on the tax preferences encouraging the tax-paying enterprises to develop scientific research and innovations. The main beneficiaries of tax preferences in the business enterprise sector of the People’s Republic of China are shown. The eligibility requirements for the enterprises, applying for special status and a corresponding certificate granting additional tax preferences, are disclosed. The influence of the state tax support to innovative enterprises on the research and development activity dynamics in the business enterprise sector of China is estimated.

Keywordstax incentives, tax preferences, innovative companies, foreign experience, China
Received30.07.2018
Publication date06.10.2018
Number of characters28180
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В теории налогов вопросы правомерности и целесообразности применения налоговых преференций всегда являлись одними из дискуссионных. Их по-разному решали представители классической экономической школы и кейнсианства, приверженцы монетаризма и институционального направления в экономической науке. Нет единства мнений по этим вопросам и у современных исследователей. Так, сторонники неокейнсианского направления, признавая важную роль государства в регулировании экономики, выступают за активное использование стимулирующей функции налогов, поддерживают применение налоговых преференций для определенных категорий предприятий-налогоплательщиков, в том числе в целях мотивации к НИОКР и инновационной деятельности1. 1. Greenhalgh Ch., Rogers M. Innovation, Intellectual Property and Economic Growth. Princeton University Press. 2013; Hall B., Griffith R., Van Reenen. Do R&D tax credit work? // Journal of Public Economics. 2002. Vol. 85. Р. 3-31.
2 Однако немалый круг исследователей негативно относится к использованию налоговых преференций. Например, сторонники неоклассических постулатов свободной конкуренции и минимального вмешательства государства в хозяйственную жизнь считают, что предоставление предприятиям налоговых преференций деформирует информационную и регулирующую функцию цен, подрывает принципы свободной конкуренции, нарушает механизм саморегулирования рыночной экономики. По их мнению, именно законы рынка и свободная конкуренция создают стимулы для исследований и инноваций, а предоставление налоговых льгот хозяйствующим субъектам свидетельствует лишь о несостоятельности налоговой системы, подрывает выполнение ее главной функции, собственно фискальной2. 2. Kristol I. Ideology and supply-side Economics. Commentary // Economic Impact. 1981. № 3.
3 Некоторые представители неолиберального направления, допускают “мягкое” вмешательство государства в экономику и предлагают различные модели нейтрального налогообложения, при которых, по их мнению, налоги не вносят искажений в функционирование экономики, основанной на законах рынка3. Другие - последовательно отстаивая принцип свободы рынка, не допускают даже «мягких» государственных интервенций4. Небезынтересны своеобразные взгляды на налоговые преференции известного американского экономиста Мюррея Ротбарда. По его мнению, нет оснований для того, чтобы считать предоставление хозяйствующим субъектам налоговых преференций несправедливым, поскольку для этого сами налоги надо признать справедливыми. Но любой налог, пишет М. Ротбард, порождает искажения свободного рынка, деформирует распределение ресурсов общества и особенно разрушительно бьет по производителям. Масштабы этих искажений и ограбления производителей прямо пропорциональны уровню налогообложения. Функционирование налогов в рыночной экономике М.Ротбард сравнивает с поборами, установленными бандитской группировкой на захваченной территории, а мечты экономистов о нейтральных налогах, считает чистой химерой5. 3. Diamond R., Mirrlees J. Optimal taxation and public production // American Economic Review. 1971. Vol. 61. № 1. P. 8-27.

4. Rothbard M. Man, Economy, and State with Power and Market // 2-nd Edition. Ludwig von Misses Institute. Alabama. 2009. Р. 1154 -1155.

5. 1 Rothbard M. Man, Economy, and State with Power and Market. 2-nd Edition. Ludwig von Misses Institute. Alabama. 2009. РР. 1155, 1216.
4 В практике хозяйствования разных стран мира отношение к использованию налоговых преференций для стимулирования исследований и инноваций также неоднозначное. В одних странах государство практически не использует механизмы налогового стимулирования НИОКР и инноваций в бизнес-секторе (например, Германии, Финляндии, Италии, Болгарии, Мексики, Эстонии), предпочитая схемы прямого финансирования (субсидии, гранты и пр.). В других - использование налоговых преференций из года в год ширится, и их доля в общей государственной поддержке исследований и инноваций в предпринимательском секторе значительно превосходит объем прямых государственных ассигнований бизнесу на эти цели. Так, в Нидерландах, Австралии, Ирландии, Японии, Канаде соотношение между налоговыми преференциями (в стоимостном выражении) и прямым государственным финансированием исследований и инноваций в бизнес-секторе составляет примерно 80% к 20% .

Number of purchasers: 0, views: 1251

Readers community rating: votes 0

1. Klavdienko V.P. Natsional'nye innovatsionnye sistemy v stranakh BRIKS // Obschestvo i ehkonomika. 2015. № 8-9. S.121-138.

2. Changes to China High and New Technology Enterprise // The National Law Review. 12 January. 2018.

3. China Statistical Yearbook. National Bureau of Statistics of China. 2016.

4. Diamond R., Mirrlees J. Optimal taxation and public production // American Economic Review. 1971. Vol. 61. № 1. P. 8-27.

5. Greenhalgh Ch., Rogers M. Innovation, Intellectual Property and Economic Growth // Princeton University Press. 2013.

6. Hall B., Griffith R., Van Reenen. Do R&D tax credit work? // Journal of Public Economics. 2002. Vol. 85. R. 3-31.

7. Kristol I. Ideology and supply-side Economics. Commentary // Economic Impact. 1981. № 3.

8. OECD. Measuring Tax Support for R&D and Innovation. February, 2017. R. 172.

9. OECD. Science, Technology and Industry Scoreboard. Paris. 2017. P.156-157.

10. People`s Republic of China: Tax on Corporate Income. PWC. June. 2017. R. 5-9.

11. Record Year for International Patent Applications in 2016. WIPO. Geneva. March 15. 2017. Annex 2. R. 2.

12. Rothbard M. Man, Economy, and State with Power and Market // 2-nd Edition. Ludwig von Misses Institute. Alabama. 2009. R. 1154 -1155, 1216.

13. Securing of Global Investment and Innovation Incentives. China. Deloitte. UK. October. 2017. P. 36-39.

14. Securing tax incentives across China. KPMC. Hong Kong. Makao. 2016. P. 7.

15. State Administration of Taxation of the People`s Republic of China. Tax revenue. 2017.

16. World Intellectual Property Report. Geneva. 2017. 138 p.

17. Worldwide R&D Incentives Reference Guide. China. 15 October. 2017. P 50-52.

Система Orphus

Loading...
Up