From Compromise to Intransigence: Napoleon and Pius VII (A.A. Caiani. To Kidnap a Pope. Napoleon and Pius VII. New Haven; London, 2021)

 
PIIS013038640016564-8-1
DOI10.31857/S013038640016564-8
Publication type Review
Source material for review A.A. Caiani. TO KIDNAP A POPE. NAPOLEON AND PIUS VII. New Haven; London: Yale University Press, 2021. 376 p.
Status Published
Authors
Affiliation: Saratov State University
Address: Russian Federation, Saratov
Journal nameNovaia i noveishaia istoriia
EditionIssue 2
Pages205-211
Abstract

      

Keywords
AcknowledgmentThe study is sponsored by the Russian Science Foundation, project № 20-18-00113.
Received11.02.2022
Publication date13.05.2022
Number of characters19363
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В 2021 г. мировое сообщество наполеонистов отметило 200-летие со дня смерти Наполеона Бонапарта. И хотя исследования по отдельным проблемам истории наполеоновской Франции выходят с завидной регулярностью, вполне ожидаемо было увидеть новые труды о первом Императоре французов. Пример тому – книга британского историка Амборджо А. Кайани «Похитить папу. Наполеон и Пий VII». А.А. Кайани, выпускник Кембриджа, ныне преподающий в Кентском университете, принадлежит к числу молодого поколения историков, специализирующихся на эпохе XVIII – начала XIX вв. Его работа проливает свет на вопрос, не так часто оказывавшийся в фокусе внимания исследователей.
2 Роль Католической церкви в развитии политических процессов во Франции рубежа XVIII–XIX вв. регулярно затрагивается в исследованиях о причинах Французской революции или организации антиреволюционных восстаний. Но применительно к наполеоновской эпохе религиозная тематика рассматривается реже. Конечно, А.А. Кайани был далеко не первым, кто обратился к истории непростых отношений Наполеона и Пия VII1. О восприятии церковью революционных потрясений, взаимоотношениях между духовенством и светскими властями в 1789–1815 гг. писали такие крупные британские историки церкви как Дж. МакМаннерси и О. Чедвик2. Уже в XXI в. увидели свет работы Н. Астона о христианстве и революции3 и М. Броэрса о религиозной политике первой империи в Италии4. 1. Сам А.А. Кайани в своем кратком историографическом обзоре англоязычной литературы называет среди подобных работ труд Э.Э.Я. Хэйлза «Император и Папа: История Наполеона и Пия VII», вменяя при этом автору небольшой объем исследования и недостаток источниковой базы. См.: Hales E.E.Y. The Emperor and the Pope; the story of Napoleon and Pius VII. New York, 1961. У Э.Э.Я. Хэйлза есть и другая работа, посвященная папству и революции, но в более широком временном промежутке: Hales E.E.Y. Revolution and Papacy 1769–1846. Notre Dame, 1969.

2. Следует отметить, что оба они были еще и священнослужителями. См.: McManners J. The French Revolution and the Church. London, 1969; Chadwick O. The Popes and European revolution. Oxford, 1981. P. 482–494, 508–515.

3. Aston N. Christianity in Revolutionary Europe, 1750–1830. Cambridge, 2003.

4. Broers M. The politics of religion in Napoleonic Italy: the war against God, 1801–1814. London; New York, 2002.
3 В работе 2021 г. «Похитить папу. Наполеон и Пий VII», которая стала второй монографией А.А. Кайани5, исследователю удалось представить этот сюжет более обстоятельно и с позиций нескольких методологических подходов. В девяти главах А.А. Кайани в деталях реконструирует трансформацию религиозной политики в постреволюционной Франции. При этом автор делает акцент на культурном и интеллектуальном контексте эпохи: рассматривает представления о роли религии в общественно-политической жизни Франции Старого порядка, подчеркивает значение Галликанских статей 1682 г. в установлении границ между светской и церковной властью, а также их влияние на решение отчасти схожих проблем, но уже в начале XIX в. 5. Первая работа посвящена последним годам правления Людовика XVI. См.: Caiani А.А. Louis XVI and the French Revolution, 1789–1792. Cambridge, 2012.
4 Изучая взгляды французов на Церковь, А.А. Кайани в первой главе книги, посвященной революционному десятилетию, делает важное замечание: хотя среди многих исследователей принято придавать философским и научным достижениям эпохи Просвещения антирелигиозные и антиклерикальные цвета, действительность была намного сложнее6. События рубежа веков наглядно демонстрируют, что не только для простых крестьян или провинциальных горожан религия по-прежнему сохранила важное значение, но и для политической элиты Франции, в том числе для самого Наполеона. Поэтому решение конфессиональных проблем и примирение с Католической церковью было одной из первостепенных задач преодоления революционного кризиса. 6. Caiani A.A. To Kidnap a Pope… Р. 14.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 256

Readers community rating: votes 0

1. Gladyshev A.V. 1814 god: “Varvary Severa” imejut chest' privetstvovat' francuzov [1814: The “Barbarians of the North” have the honor to welcome the French]. Moskva, 2019. (In Russ.)

2. Letchford S.E. Napoleon i katolicheskaja cerkov' v 1813 g. “Konkordat Fontenblo” po memuaram kardinala B. Pakka [Napoleon and the Catholic Church in 1813. “The Concordat of Fontainebleau” based on the memoirs of Cardinal B. Paссa] // Voenno-istoricheskie issledovanija v Povolzh'e: sbornik nauchnyh trudov [Military-historical research in the Volga region: a collection of scientific papers]. Saratov, 2014. Vyp. 10. S. 185–193. (In Russ.)

3. Mel'nikova L.A. Dva spornyh dokumenta 1813 goda (K voprosu o cerkovnoj propagande v jepohu napoleonovskih vojn) [ Two controversial documents of 1813 (On the issue of Church propaganda in the era of the Napoleonic Wars)] // Doklady Akademii voennyh nauk. Voennaja istorija [Reports of the Academy of Military Sciences. Military history]. 2004. № 12. S. 42–49. (In Russ.)

4. Allen R. The Last Sentinels of Gallicanism: The Evolution of La Petite Église from Episcopal Protest to Lay Church. A dissertation submitted to the University of Bristol in accordance with the requirements for award of the degree of Master of Philosophy in the Faculty of Arts. Bristol, 2019.

5. Anderson R. Pope Pius VII: (1800–1823). Charlotte, 2001.

6. Aston N. Christianity in Revolutionary Europe, 1750–1830. Cambridge, 2003.

7. Broers M. The politics of religion in Napoleonic Italy: the war against God, 1801–1814. London; New York, 2002.

8. Caiani А.А. Louis XVI and the French Revolution, 1789–1792. Cambridge, 2012.

9. Caiani A.A. To Kidnap a Pope. Napoleon and Pius VII. New Haven; London, 2021.

10. Chadwick O. The Popes and European revolution. Oxford, 1981.

11. Hales E.E.Y. The Emperor and the Pope; the story of Napoleon and Pius VII. New York, 1961.

12. Hales E.E.Y. Revolution and Papacy 1769–1846. Notre Dame, 1969.

13. La Petite Eglise: deux siècles de dissidence / Sous dir. J.-L. Neveu, J. Rouger. Parthenay, 1991.

14. McManners J. The French Revolution and the Church. London, 1969.

15. Milet A. L'opposition à la politique religieuse de Napoléon dans le département de Jemappes. Les tribulations de Monsieur Samuel de Saint-Médard, évêque nommé de Tournai 1813–1814. Tournai, 1970.

16. Scurr R. Napoleon: A Life Told in Gardens and Shadows. New York, 2021.

17. Vilmer J.-B. Commentaire du Concordat de 1801 entre la France et le Saint-Siège // Revue d’Histoire Ecclésiastique. 2007. Т. 102. № 1. Р. 124–154.

Система Orphus

Loading...
Up