Европейские музеи, взгляд из СССР и границы транснациональности в середине 1920-х годов

 
Код статьиS013038640012693-0-1
DOI10.31857/S013038640012693-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаНовая и новейшая история
ВыпускВыпуск 6
Страницы78-92
Аннотация

В статье в концептуальных рамках, предлагаемых транснациональной историей как методологическим подходом, анализируются материалы, связанные с рецепцией западноевропейских музеев советскими музейными деятелями 1920-х годов. Объектом анализа выступают доклады О. Ф. Вальдгауера и А. А. Починкова о новшествах в музейном строительстве Германии и Италии, сделанные на заседании Музейной секции Государственного института истории искусств (Ленинград) в 1925 г. Опираясь на представление о значимости для реализации «связей и потоков» транснациональной истории механизма «пристального изучения “другого”», автор показывает, что именно увидели заграницей авторы рассматриваемых докладов. Контекстуализация полученного материала в ситуации советского музейного дела середины 1920-х годов позволяет предположить, что их взгляд был в значительной степени селективным. Одной из основных задач была легитимизация собственных поисков и подходов, нуждавшихся в поддержке перед лицом власти и части профессионального сообщества. Не менее важным оказывалось и восприятие увиденного как места памяти, отсылающего к воспоминаниям и отчасти компенсирующего утрату социального капитала или его отсутствие в настоящем. Автор приходит к выводу, что «пристальный взгляд», направленный из Советской России на европейские музеи в значительной степени определялся задачей обеспечения интересов самого смотрящего. Избирательность увиденного, вероятно, имевшая имплицитный характер и самими «наблюдателями» не всегда осознанная, корректировала итоговые «связи и потоки». Важной была и сенситивная составляющая «всматривания», актуализировавшая эмоции и воспоминания смотрящего, выводя на первый план потенциал увиденного как своеобразного места памяти. Трансформации, связанные с процессом рецепции и перекодирования, следует учитывать при анализе транснационального измерения любого исторического феномена, в том числе, и музейного дела.

Ключевые словатранснациональная история, музей, Институт истории искусств, О. Ф. Вальдгауер, А. А. Починков
Источник финансированияРабота выполнена при поддержке Российского научного фонда; грант № 18-18-00367 «Всеобщая история в системе советской науки, культуры и образования в 1917–1947 гг.».
Получено08.09.2020
Дата публикации07.12.2020
Кол-во символов48221
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 600

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеев А. Ю. Эллино-скифское отделение и выставка 1927 года // Античное искусство в советском музееведении. Л., 1986. С. 59‒66.

2. Беляев Н. С. Александр Александрович Починков (1877–1955) и его вклад в развитие культурной жизни Петербурга-Ленинграда первой половины ХХ века // Починков А. А. Научные работы. Воспоминания. Стихотворения. СПб., 2006. С. 5-15.

3. Зубов В. П. Страдные годы России. М., 2004.

4. Исмагулова Т. Д. Почему же все-таки «в Эрмитаже Павловской статуе обломали руки»? (граф Валентин Платонович Зубов и дворцово-парковый ансамбль Павловска в 1920-е гг.) // Павловские чтения. Материалы V и VI научных конференций. Павловск. 2003. С. 134‒145.

5. Кызласова И. Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси. 1920–1930-е годы. По материалам архивов. М., 2000.

6. Легран Б. В. Социалистическая реконструкция Эрмитажа. Л., 1934.

7. Лотман Ю. М. К построению теории взаимодействия культур // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2010. С. 603-614.

8. Мавлеев Е. В. Вальдгауер. СПб., 2005.

9. Мавлеев Е. В. Научная и экспозиционная деятельность О. Ф. Вальдгауера (опыт творческого портрета) // Античное искусство в советском музееведении. Л., 1986. С. 35-58.

10. Починков А. А. Путешествия по Италии // Починков А. А. Научные работы. Воспоминания. Стихотворения. СПб., 2006. С. 87-96.

11. Российский институт истории искусств в мемуарах. СПб., 2003.

12. Cапанжа О. С. Основы музейной коммуникации. СПб., 2007.

13. Соломаха Е. Ю. Продажи картин из Эрмитажа на европейских аукционах в 1928–1935 гг. // Музей. Памятник. Наследие. 2019. № 1 (5). С. 41-60.

14. Фармаковский М. В. Техника экспозиции в историко-бытовых музеях. Л., 1928.

15. Bennett T. The Birth of the Museum: history, theory, politics. London - New York, 1995.

16. Curran К. The Invention of the American Art Museum. From Craft to Kulturgeschichte, 1870–1930. Los Angeles, 2016.

17. Duncan C. Civilizing Rituals: Inside Public Art Museums. London - New York, 1995.

18. Gerasimov I., Glebov S., Mogilner M. Hybridity: Marrism and the Problems of Language of the Imperial Situation // Ab Imperio: Иccлeдoвaния пo нoвoй импepcкoй иcтopии и нaциoнaлизму в пocтcoвeтcкoм пpocтpaнcтвe. 2016. № 1. Р. 27-68.

19. Meyer A., Savoy B. Towards a Transnational History of Museums. An Introduction // The Museum is Open. Towards a Transnational History of Museums 1750–1940 / Eds. A. Meyer, B. Savoy. Berlin - Boston, 2014. Р. 9-11.

20. National Museums. New Studies from around the World / Eds. S. J. Knell, P. Aronsson, A. Bugge Amundsen, A. J. Barnes, S. Burch, J. Carter, V. Gosselin, S. A. Hughes, A. Kirwan. London-New York, 2011.

21. The Palgrave Dictionary of Transnational History / Eds. A. Iriye, P.-Y. Saunier. Houndmillse, 2009.

22. Treasures Into Tractors: The Selling of Russia's Cultural Heritage, 1918-1938. Eds. A. Odom, W.R. Salmond. Washington (DC), 2009.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх