Аннотация | В статье анализируются итоги членства Румынии в Евросоюзе и НАТО, крах иллюзий на быструю вестернизацию, влияние кризиса в Евросоюзе на все сферы румынского общества. Автор подводит некоторые итоги перехода страны от авторитаризма к демократии, рыночной трансформации, смены государственной монополии на монополию западного капитала. Особое место отведено рассмотрению новых явлений в политической и общественной жизни, конфронтации элит, процессам социального расслоения, роли венгерского национального меньшинства, усиливающейся делегитимизации власти. Значительное место отведено анализу попыток левоцентристской правительственной коалиции выработать новую стратегию развития страны с учетом внутренних проблем, воздействия глобальных вызовов и рисков, а также особенностей противодействия этим намерениям со стороны праволиберальных партий, позиционирующих себя как последовательные адепты евроцентризма. Автор уделяет большое внимание возникшим противоречиям между румынским правительством и Брюсселем, в том числе по проблемам беженцев, реформе национальной юстиции. Подчеркивается широкое недовольство в обществе итогами приватизации, процесса пересмотра в Евросоюзе традиционных ценностей. Следствием этих явлений стало создание новых партий с ярко выраженными консервативно-националистическими взглядами, усиление настроений евроскептицизма, требований пересмотра философии членства в Евросоюзе с учетом национальных интересов отдельных членов. Автор приходит к выводу, что при всех разногласиях с Евросоюзом Румыния остается устойчивым партнером ЕС. Румыния позиционирует себя как наиболее надежный форпост НАТО в бассейне Чёрного моря, рассматривает Россию как самую большую угрозу для своей безопасности. Сведя к минимуму торгово-экономическое сотрудничество с Россией, связав себя многочисленными договорами в рамках Северно-Атлантического партнерства в формирующейся новой геополитической системе, Румыния остается объектом политики Евросоюза и НАТО. |