Испанские изобразительные девизы во второй половине XVIII века по письменным источникам

 
Код статьиS013038640005848-0-1
DOI10.31857/S013038640005848-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаНовая и новейшая история
ВыпускВыпуск 4
Страницы27-38
Аннотация

Данная статья посвящена пониманию изобразительных девизов испанскими интеллектуалами во второй половине XVIII в. В то время в искусстве главенствовал стиль рококо, где большое значение имели аллегории, а старая эмблематика (в виде гербов, изобразительных девизов и цеховых знаков) утратила популярность и актуальность, и ушла в прошлое. Изменились как социальные, так и экономические условия, в которых существовала девизная и шире геральдическая культура. Во второй половине XVIII в. как на территории континентальной Испании, так и в Америке, шел процесс расслоения знати, представители которой были основными пользователями и носителями девизной культуры. Испанские интеллектуалы, которые в основном были представителями знати, судили об изобразительных девизах лишь по внешним формальным признакам, не вдаваясь в суть этого явления, несмотря на становление научного гербоведения. Более того, цвета девизов и их значение никто специально не рассматривал. Несмотря на то, что последний турнир прошел в 1701 г., а командные соревнования рыцарей просуществовали до 30-х годов XVIII в., понимание одного из важнейших визуальных признаков рыцарей – участников турниров во второй половине XVIII в. было практически утрачено и понималось в разных сферах культуры по-разному. Маркиз Х. де Авилес попытался типологизировать изобразительные девизы в соответствии с понятиями своего времени, однако, эту попытку нельзя признать успешной. Ф.Х. де Гарма-и-Дуран пытался понять изобразительные девизы без какой-либо их типологизации и пришел к их двоякому истолкованию. Подобное понимание демонстрировали и другие испанские интеллектуалы по отношению ко всем видам изобразительных девизов – личных, родовых, корпоративных и так далее. Тем не менее, удалось зафиксировать новые функции изобразительных девизов, а именно, возможность их использова-ния как должностных знаков, а не только личных и наследственных знаков.

Ключевые словагеральдика, девизы, изобразительные девизы, письменные девизы, Испания
Получено25.07.2019
Дата публикации12.08.2019
Кол-во символов30745
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1026

Оценка читателей: голосов 0

1. Елохин К. А., Рыжова Д. С. Испанские воинские щиты как носитель геральдики в XV–XIX вв. – Электронный научнообразовательный журнал «История», 2018, т. 9, вып. 2 (66). – URL: http://history.jes.su/s207987840002142-5-1. DOI: 10.18254/S0002142-5-1 (дата обращения 2.04.2019).

2. Медведев М. Ю. Немой девиз как геральдическое отражение социокультурных процессов. – Signum, вып. 3. М., 2005, с. 84–110.

3. Черных А. П. Испанская геральдика. – История Испании, т. 1. М., 2012, c. 419–447.

4. Academia Española. Diccionario de la lengua castellana, en que se explica el verdadero sentido de las voces, su naturaleza y calidad, con las pharses o modos de hablar, los proverbios o refranes, y otras cosas conveniences al uso de la lengua, t. II. Madrid, 1729.

5. Alciati A. Viri clarissimi D. Andreę Alciati Iurisconsultiss. Mediol. ad D. Chonradum Peutingerū Augustanum, Iurisconsultum Emblematum liber. [S.е.], 1531.

6. Aldazával Murguía P. J. de. Compendio heraldico: arte de escudos de armas segun el metodo mas arreglado del blason, y autores españoles. Pamplona, 1775.

7. Almirante J. Diccionario militar. Etimológico, histórico, tecnológico. Con dos vocabulares francés y aleman. Madrid, 1869.

8. Aviles J. de. marques. Ciencia Heroyca, reducida a las leyes heráldicas del blason; Ilustrada con exemplares de todas las Piezas, Figuras, y Ornamentos, de que puede componerse un Escudo de Armas interior, y exteriormente, t. I–II. Barcelona, 1725 (2 ed. Madrid, 1780).

9. Calderon de la Barca P. La Gran Comedia. Hado y Divisa de Leonido, y de Marfisa. Fiesta que se representó á sus Magestades en el Coliséo de Buen–Retilio. – Comedias de celebre poeta español Don Pedro Calderon de la Barca, Cavallero del Orden de Santiago, Capellan de Honor de S.M. y de los Señores Reyes Nuevos de la Santa Iglesia de Toledo, que saca a luz Don Juan Fernandez de Apontes, y las dedica al mismo Don Pedro Calderon de la Barca & etc., t. IX. Madrid, 1763.

10. Castro y Velasco A. A. P. de. Museo pictorico, y escala óptica. Theórica de la pintura, en que se describe su origen, esencia, especies y qualidades, con todos los demas accidentes que la enriquecen é ilustran. Y se prueban con demonstraciones matematicas y filosoficas sus mas radicales fundamentos, t. I. Madrid, 1795.

11. Diaz Rengifo J. Arte poética española, con una fertilísima silva de Consonantes Comunes, Propios, Esdrújulos y Reflejos, y un divino estímulo del amor de Dios. Salamanca, 1592.

12. Diaz Rengifo J. Arte poetica española, con una fertilissima sylva de Consonantes Comunes, Proprios, Esdruxulos, y Reflexos, y un Divino Estimulo del Amor de Dios. Barcelona, 1759.

13. Garma y Duràn F.X. de. Adarga catalana: arte heráldica y prácticas reglas del blasón, con exemplos de las piezas, esmaltes y ornatos de que se compone un escudo, interior y exteriormente, t. II. Barcelona, 1753.

14. Horozco y Covarrvvias I. de. Emblemas morales. Segouia, 1589.

15. Jiménez de Urrea J. Dialogo de la verdadera honra militar, que trata como se ha de conformar la honra con la conciencia. Zaragoça, 1642.

16. Leal Bonmati R. Festejos teatrales y parateatrales en el viaje de Felipe V a Extremadura y Andalucía (1728–1733). Sevilla, 2001.

17. Medina Ávila C. J. La Heráldica Militar. – Emblemata: Revista aragonesa de emblemática, t. XVIII, 2012, р. 109–122.

18. Menestrier Cl.-Fr. Traité des Tournois, Joustes, Carrousels et autres spectacles publics. Lyon, 1669.

19. Moreno de Vargas B. Discvrsos de la nobleza de España. Madrid, 1622.

20. Moreno de Vargas B. Discursos de la nobleza de España. Madrid, 1795.

21. Moya A. de. Rasgo heroyco: Declaración de las empresas, armas y blasones con que se ilustran y conocen los principales Reynos, Provincias, Ciudades Y Villas de España, y compendio instrumental de su historia, en el que se dà noticia de la patria de San Fernando. Madrid, 1756.

22. Relacion svccinta; de feliz arribo a Barcelona de los serenissimos Don Felipe de Borbon, y Doña Maria Lvisa Gabriela de Saboya, Monarcas de las Españas, nvestros Reyes y Señores. (Que el Cielo gvarde, y prospere). Y de svs reales Bodas; descrivese como en epilogo la festiva pompa con qve fveron festejados svs magestades por la fidelidad, y amor de los Catalanes, con la Sagrada Circustancia de averse hecho la translacion del incorrvpto cverpo del glorioso Arçobispo de Tarragona, Hijo, y obispo de Barcelona San Olegver. Barcelona, 1701.

23. Rubio Velasco P. El hábitat de la nobleza provinciana en la Edad Moderna: el caso de Ciudad Rodrigo a mediados del siglo XVIII. – Tiempos Modernos: Revista Electrónica de Historia Moderna, t. 28, 2014, р. 1–42.

24. Saavedra Fajardo D. de. Idea de un Principe Politico Christiano: Representada en cien empresas. Monaco, 1640; 2 ed. Milano, 1642.

25. Sala Valldaura J. M. El teatro, entre el primer y el segundo siglo XVIII. – La luz de la razón: literatura y cultura del siglo XVIII: a la memoria de Ernest Lluch. Zaragoza, 2010.

26. Solorzano Pereira J. de. Emblemata Regio Politica Incentvriam Vnam Redacta et laboriosis at que vtilibus commentarijs illustrata D.E.C. Priuilegio in Typographia Domin, Garcia Morras. Matuti, 1653.

27. Siete Partidas del Rey Don Alfonso X El Sabio, cotejadas con varios codices antiguos por la Real Academia de la Historia. Partida IV. Madrid, 1807.

28. Silvestro Petrasancta Romano. De Symbolis Heroicis. Libri IX. Antverpiæ, 1634.

29. Valle Porras J. M. La investigación sobre heráldica española, con especial atención a la Edad Moderna. Estado de la cuestión. – Revista de historiografía, t. 27, 2017, p. 315–340.

30. Valle Porras J. M. Usos sociales de la heráldica Castellana durante la Edad Moderna (siglos XVI–XIX). Estudio del caso de la Ciudad de Lucena (Córdoba). Tesis Doctoral. Córdoba, 2017.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх