Несколько замечаний об историческом контексте «Романа о Камбисе»

 
Код статьиS032103910001267-6-1
DOI10.31857/S032103910001267-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Университет св. Кирилла и Мефодия
Адрес: Словакия, Трнава
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 78 Выпуск 3
Страницы629-643
Аннотация

«Роман о Камбисе» описывает персидское (или ассирийское) нашествие на Египет и Израиль под предводительством царя, которого текст попеременно называет то Камбисом, то Навуходоносором. Неприятели не атакуют Египет напрямую, а используют военные хитрости, боясь напасть открыто, так как считают египтян бесстрашными воинами, подобными диким львам или медведям. Исторический контекст романа уже давно привлекает внимание ученых, которые пытаются определить корни представленной в нем исторической традиции. В данном исследовании автор резюмирует все предшествующие точки зрения по этому вопросу и формулирует свою собственную, доказывая, что роман не имеет непосредственной связи с классической античной традицией. Напротив, это произведение демонстрирует устойчивую коллективную память египтян относительно Камбиса. Под влиянием ветхозаветной традиции и лишь непрямым – Геродота эти египетские рассказы приняли ту форму, в которой они представлены в «Романе о Камбисе». 

Ключевые словакоптская литература, «Роман о Камбисе», египетская традиция, классическая традиция, Геродот, Камбис II
Получено03.10.2018
Дата публикации11.10.2018
Кол-во символов41209
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 2328

Оценка читателей: голосов 0

1. Asheri, D., Lloyd, A., Corcella, A. 2007: Commentary on Herodotus Books I – IV. Oxford.

2. Balcer, J. 1987: Herodotus and Bisitun. Stuttgart.

3. Банщикова, А.А. Переломные эпохи в исторической традиции и сознании древних египтян. Москва.

4. Barclay, J. 1995: Jews in the Mediterranean Diaspora. Edinburgh.

5. Bernand, É. 1960: Les inscriptions grecques et latines du colosse de Memnon. Paris.

6. Blok, J. 2002: Women in Herodotusʼ Histoire. In: E. Bakker, I. De Jong, H. Wees (eds.), Brillʼs Companion to Herodotus. Leiden, 225 ̶ 245.

7. Briant, P. 2002: From Cyrus to Alexander. A History of the Persian Empire. Winona Lake (Indiana).

8. Brown, T. 1982: On Herodotus Portrait of Cambyses. Historia 31, 387–403.

9. Colin, G. 1995: L’Egypte pharaonique dans la Chronique de Jean, évêque de Nikiu. Revue d’Egyptologie 46, 45–53.

10. Cruz-Uribe, E. 1986: Notes on the Coptic Cambyses romance. Enchoria 14, 51–56.

11. Dandamaev, M. 1989: A Political History of the Achaemenid Empire. Leiden.

12. Döpp, S. 2003: Kambysesʼ Feldzug gegen Ägypten: Der sogennante Kambyses-Roman und sein Verhältnis zu griechischer Literatur. Göttinger Forum für Altertumswissenschaft 6, 1–17.

13. Eshel, E. 2001: Possible Sources of the Book of Daniel. In: J. Collins, P. Flint (eds.), The Book of Daniel. Composition and Reception. Leiden–Boston–Köln, 387–395.

14. Gelzer, H. 1898: Sextus Julius Africanus und die byzantinische Chronographie. Leipzig.

15. Grabbe, L. 1998. Ezra – Nehemiah. London.

16. Habaj, M. 2016. Kambýses II. Od tradície k histórii. Krakov.

17. Habas, R. 1994: The Jewish Origin of Julius Africanus. Journal of Jewish Studies 45, 86–91.

18. Henze, M. Nabuchadnezzarʼs Madness (Daniel 4) in Syriac Literature. In: J. Collins, P. Flint (eds.), The Book of Daniel. Composition and Reception. Leiden–Boston–Köln, 550–573.

19. Hoffmann, I. 1981: Kambyses in Ägypten. Studien zur altägyptischen Kultur 9, 179–201.

20. Jansen, H. 1950: The coptic story of Cambysesʼ invasion of Egypt. A critical analysis of its literary form and its historical purpose. Avhandlinger utgitt av Det Norske Videnskaps-Akademi i Oslo 2, 1 ̶ 70.

21. Knibb, M. 2001: The Book of Daniel in its Context. In: J. Collins, P. Flint (eds.), The Book of Daniel. Composition and Reception. Leiden–Boston–Köln, 16 – 37.

22. Ладынин, И. А., Немировский, А.А. Поход Навуходоносора II на Египет 567 г. до н.э. в сведениях египетской и ветхозаветной традиций (Предварительные замечания). В кн.: Э.Е. Кормышева (ред.), Культурное наследие Египта и христианский Восток. Москва, 63–76.

23. Lebram, J.C.H. 1975: König Antiochus im Buch Daniel. Vetus Testamentum 25, 737–772.

24. Lemm, O. von 1900: Bemerkungen zum koptischen Kambysesroman. Kleine koptische Studien. Bulletin de lʼAcadémie imperiale des sciences de St. Petersbourg 8, 64–115.

25. Lloyd, A. 1994: Cambyses in late tradition. In: C. Eyre, A. Leahy, L. Montagno Leahy (eds.), The unbroken reed. Studies in the culture and heritage of ancient Egypt in honour of A. F. Shore. London, 195–204.

26. Mariev, S. 2008: Ioannis Antiocheni fragmenta quae supersunt omnia. Berolini– Novi Eboraci.

27. Niskanen, P. 2004: The Human and Divine in History. Herodotus and the Book of Daniel. London.

28. Posener, G. 1936: La première domination Perse en Égypte. Le Caire.

29. Richter, T.S. 1998: Weitere Beobachtungen am koptischen Kambyses-Roman. Enchoria 24, 54–66.

30. Shaeder, H. 1972: Iranische Beiträge. Tübingen.

31. Schäfer, H. 1899: Bruchstück eines koptischen Romans über die Eroberung Aegyptens durch Kambyses. Berlin.

32. Schmidt, E. 1953: Persepolis. Chicago.

33. Thissen, H.J. 1996: Bemerkungen zum koptischen Kambyses-Roman. Enchoria 23, 145–149.

34. Venticinque, P. 2006: Whatʼs in a Name? Greek, Egyptian and Biblical Traditions in the Cambyses Romance. Bulletin of the American Society of Papyrologists 43, 139–158.

35. Vieillefond, J.R. 1970: Cesti. Firenze.

36. Wallraff, M. 2007: Iulius Africanus Chronographiae. Berlin–New York.

37. Wiseman, D.J. 2006: Babylonia 605 ̶ 539 B. C. In: J. Boardman et al. (eds.), The Cambridge Ancient History. Vol. 3. Pt. 2. Cambridge, 229–252.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх