S.V. Artamoshin. Conservative Revolution in the Intellectual Space of the Weimar Republic. St. Petersburg., 2018

 
PIIS013038640003821-1-1
DOI10.31857/S013038640003821-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: Ivanovo State University
Address: Russian Federation, Ivanovo
Occupation: Chief of World History Department
Affiliation: Ivanovo State University
Address: Russian Federation, Ivanovo
Journal nameNovaia i noveishaia istoriia
EditionIssue 1
Pages237-239
Abstract

       

Keywords
Received07.02.2019
Publication date07.02.2019
Number of characters12351
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Профессор кафедры всеобщей истории Брянского государственного университета д.и.н. С. В. Артамошин известен научному сообществу работами по истории консервативной революции в Германии — феномена, возникшего в годы Веймарской республики и сыгравшего значительную роль в период нацизма1. В новом исследовании С. В. Артамошин показывает консервативную революцию как уникальный и поучительный интеллектуальный феномен.

1. Артамошин С. В. Идейные истоки национал-социализма. Брянск, 2002; его же. «Теолог юриспруденции»: католический консерватизм К. Шмитта в поисках духовной преемственности. — Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, вып. 32, 2010; его же. Артур Мёллер ван ден Брук. — Вопросы истории, 2012, № 5; его же. Карл Шмитт: исторический портрет. — Вопросы истории, 2014, № 2.
2

Открывает книгу небольшое по объему (23 страницы), но профессионально написанное введение, из которого видна и степень изученности проблемы и лакуны в ее осмыслении.

3

Далее следуют шесть глав. Первая — «Кризис германского консерватизма» включает два параграфа. Автор существенно выходит за тематические рамки главы и основное внимание уделяет не столько кризису консервативной мысли конца XIX — первых лет ХХ в., сколько идейным поискам немецких интеллектуалов, прежде всего, К. Шмитта и А. Мёллера ван ден Брука. Первый в стремлении преодолеть идейный кризис консервативной мысли обратился к творчеству испанского католического мыслителя первой половины XIX в. Х. Доносо Кортеса (с. 54—59). Идеи испанца позволили К. Шмитту создать свое учение о государстве и сформировать идейную структуру консервативной революции. Более того, именно католицизм в его кортесовском осмыслении стал для Шмитта той духовной силой, которая в 1920-е годы смогла противостоять модернистским тенденциям и послужить основой для политической консолидации единомышленников (с. 67).

4

С. В. Артамошин на примере А. Мёллера ван ден Брука показывает кардинальное отличие германского консерватизма XIX в. от нарождающегося нового консерватизма начала XX в. — не вступать в политические компромиссы и не обороняться, а действовать (с. 76—77). Ведь именно активность позволяла не только противостоять открытым политическим противникам, но и перехватывать инициативу у оппонентов из лагеря консерваторов.

5

В двух параграфах второй главы «Великая война как духовный феномен современности» автор рассматривает место и роль Первой мировой войны как структурного, внешнего аспекта формирования консервативных революционеров. Центральное место в его повествовании занял фронтовик Э. Юнгер. Он для автора книги подлинный «сейсмограф войны», интеллектуал, сумевший показать «опыт войны» через тип и образ солдата (с. 100). А этот образ, в свою очередь, выводил на идею фронтового братства. В итоге возникло идейное единство, сформировавшее поколение войны. Его ряды, как подчеркивается в исследовании, представляли люди, остро осознающие «национальные потребности германского народа», стремящиеся «к решению национальных задач» и принесшие «в мирную Германию энергию деятельности, готовность и способность действовать» (с. 121).

Number of purchasers: 2, views: 839

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up