Местные советы по вопросам образования в Японии в конце 1940-х – 1950-х годах: история неудавшегося демократического эксперимента

 
Код статьиS241328880026970-1-1
DOI10.18254/S241328880026970-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
лаборант-исследователь, Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН)
студент магистратуры, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 1
Страницы1-15
Аннотация

Статья посвящена созданным в период оккупации Японии местным советам по вопросам образования. В ходе исследования были изучены предпосылки создания этих органов самоуправления, обозначены их функции и особенности, рассмотрены попытки их реформирования в первые годы после окончания оккупации, определены инициировавшие преобразования акторы и их мотивы, описаны результаты реализации этих инициатив в контексте контрреформ 1950-х годов. Было выявлено, что в соответствии с реформами американского оккупационного правительства советам по образованию были предоставлены широкие полномочия на местах, а граждане могли как принимать участие в выборах советников, так и быть избранными. Однако в 1950-е годы ряд вопросов, находящихся в юрисдикции советов по образованию, взяло на себя министерство образования, а после отмены системы выборов в советы возможности граждан играть роль в их деятельности были урезаны. Причинами подобных изменений стали многочисленные сложности, возникшие при попытке адаптации данных структур, заимствованных из американской образовательной системы, к японским реалиям, но решающим фактором оказалось стремление правящей Либерально-демократической партии ослабить влияние политической оппозиции в области образования и укрепить свои позиции. Было установлено, что реформы советов сыграли важную роль в процессе централизации системы образования, у которого были как положительные, так и негативные последствия. Полученные результаты исследования позволят лучше понять общую картину преобразований рассматриваемого периода и последствия реформ для японского общества.

Ключевые словаобразование, история образования, Япония, советы по вопросам образования, реформы, местное самоуправление
Получено30.12.2023
Дата публикации10.02.2024
Кол-во символов39266
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение.
2 Вторая половина 1940-х гг. – 1950-е гг. является периодом реформирования в Японии системы образования. В 1945–1952-х годах, после окончания Второй мировой войны, американские оккупационные власти инициировали масштабные преобразования, основными результатами которых можно назвать повышение доступности образования для всех слоев населения, децентрализацию системы образования и просвещения, принятие мер для того, чтобы учебные заведения в дальнейшем не смогли стать инструментом идеологической пропаганды (в частности, в государственных образовательных учреждениях было запрещено в какой-либо форме проводить агитацию в пользу или против той или иной политической партии или религиозного учения). После окончания периода оккупации пришедшие к власти консерваторы провели ряд контрреформ. Были сохранены фундаментальные принципы политики в области образования (равные возможности у граждан для его получения, бесплатное обучение в начальных и средних государственных школах, совместное обучение мальчиков и девочек в государственных образовательных учреждениях и др.), однако была усилена зависимость учреждений обязательного образования от государства, увеличился контроль с его стороны.
3 Реформы 1940-х гг. – 1950-х гг. оказали значительное влияние на дальнейшее развитие системы образования в Японии. Ее основные характеристики, сформированные в этот период, имеют огромное значение в воспитании и обучении граждан страны, а также непосредственно влияют на многие сферы жизни японцев. Результаты подробного изучения периода, когда были заложены основы системы образования, могут оказаться полезными для более детального рассмотрения многих вопросов, тем или иным образом связанных с образованием в таких областях, как экономика, политика, культура, общество и др. Автором работы будет предпринята попытка на шаг приблизиться к пониманию процессов, происходивших в рассматриваемый в настоящей статье период, для чего будет подробно проанализирован один из кейсов реализованных преобразований – создание советов по вопросам образования (кё:ику иинкай, 教育委員会) и их деятельность.
4 Советы по вопросам образования, модель США.
5 В 1946 году Японию посетила Американская миссия по вопросам образования. Она состояла из заслуженных американских исследователей и педагогов, которые изучили ситуацию с образованием в стране и подготовили свои рекомендации курса преобразований. Очень многое в новой японской системе просвещения было заимствовано из американской модели, и прообразами японских советов по вопросам образования также послужили похожие органы, существовавшие в США в той или иной форме еще с начала XIX века1. В связи с этим приведем основные особенности американских советов перед тем, как перейдем к рассмотрению их японских аналогов. 1. Land, D. Local school boards under review: Their role and effectiveness in relation to students’ academic achievement / D. Land. – Текст : электронный // Review of Educational Research. – 2002. – Vol. 72. – No 2. – URL: >>>> (дата обращения: 02.08.2023). P. 230-231.

всего просмотров: 70

Оценка читателей: голосов 0

1. Beauchamp, E. R. The development of Japanese educational policy, 1945–85 / E. R. Beauchamp. – Текст : электронный // History of Education quarterly. – 1987. – Vol. 27. – No 3. – P. 299-324. – URL: https://www.jstor.org/stable/368630?origin=crossref (дата обращения: 02.08.2023).

2. Costa, P. J. Switch: A Case Study of Voter Turnout following Electoral Change in a School Board Election. Doctoral dissertation / P. J. Costa. – Текст : электронный // Virginia Tech, 2011. – 115 p. – URL: http://hdl.handle.net/10919/31424 (дата обращения: 02.09.2023).

3. Duke, B. C. Japan's militant teachers: A history of the left-wing teachers' movement. / B. C. Duke. – Honolulu : University of Hawaii Press, 2019. – 250 p. – ISBN 978-0-82480-237-0. –Текст : непосредственный.

4. Land, D. Local school boards under review: Their role and effectiveness in relation to students’ academic achievement / D. Land. – Текст : электронный // Review of Educational Research. – 2002. – Vol. 72. – No 2. – P. 229-278. – URL: https://www.jstor.org/stable/3516033 (дата обращения: 02.08.2023).

5. Nozaki, Y. War memory, nationalism and education in postwar Japan: The Japanese history textbook controversy and Ienaga Saburo's court challenges / Y. Nozaki. – London : Routledge, 2008. – 224 p. ISBN 978-1-13419-590-9. – Текст : непосредственный.

6. Schoolland, K. Shogun's Ghost: The Dark Side of Japanese Education / K. Schoolland. –Greenwood Publishing Group, 1990. – 224 p. – ISBN 978-0-89789-218-6. – Текст : непосредственный.

7. Schoppa, L. J. Education Reform in Japan: A Case of Immobilist Politics / L. J. Schoppa. 1st ed. – Routledge, 2002. – 336 p. – ISBN 9781134865178. – Текст : электронный. URL: https://www.amazon.in/Education-Reform-Japan-Immobilist-Institute-ebook/dp/B0BQZH8XLM/ref=sr_1_3?qid=1703373223&refinements=p_27%3ASchoppa&s=books&sr=1-3 (дата обращения: 02.08.2023).

8. Tsujimoto M., Yamasaki Y. The History of Education in Japan (1600–2000) / M. Tsujimoto. –Taylor & Francis, 2018. – 176 p. – ISBN 9781138365834. – Текст : электронный. URL: https://www.routledge.com/The-History-of-Education-in-Japan-1600---2000/Tsujimoto-Yamasaki/p/book/9781138365834 (дата обращения: 02.08.2023).

9. United States Education Mission to Japan. Report of the United States Education Mission to Japan / United States Education Mission to Japan. – Текст : электронный // Washington : U.S. Govt. Print. Off., 1946. – 62 p. – URL: https://play.google.com/books/reader?id=mYMWAAAAIAAJ&pg=GBS.PP1&hl=ru (дата обращения: 02.08.2023).

10. О:цу, Т. Кё:ин дзиндзи ни окэру кэнкё:и-дзикё:и но канкэй ни кансуру икко:сацу : «Найсин нуки сёбун дзикэн» кайко:сай ханкэцу но хё:ка о фукумэтэ (Исследование взаимоотношений между префектурными и муниципальными советами по образованию в вопросах управления преподавательским составом: в том числе посредством оценки решения Верховного суда по «Делу об избавлении от докладов») / Т. О:цу. – Текст : электронный // То:кё: дайгаку кё:ику гакубу кё:икугё:сэйгаку кэнкю:сицу киё:. – 1992. – Т. 12. – № 8. – С. 75-82. – URL: https://cir.nii.ac.jp/crid/1390009224600607744 (дата обращения: 02.08.2023).

11. Такахаси Х. Кё:ику иинкай сэйдо но рэкиси то хицуё:сэй (История системы советов по вопросам образования и необходимость в них) / Х. Такахаси . – Текст : электронный // Кё:икусэйдогаку кэнкю:. – 2011. – №. 18. – С. 62-66. – URL: https://www.jstage.jst.go.jp/article/jjseso/2011/18/2011_62/_article/-char/ja (дата обращения: 02.08.2023).



Дополнительные библиографические источники и материалы

 

Гакко: кё:ику хо: но итибу о кайсэйсуру хо:рицу: сё:ва нидзю:хати нэн хо:рицу дай итирокунана го: (Акт о внесении поправок в Закон о школьном образовании от 1953 года № 167). – Текст : электронный // Кокурицу ко:бунсёкан дэдзитару а:каибу : [сайт]. – URL: https://www.digital.archives.go.jp/img/676445 (дата обращения: 02.08.2023).

 

Гакко: кё:ику хо: сё:ва нидзю:ни нэн хо:рицу дай нироку го: (Закон о школьном образовании от 1947 года № 26). – Текст : электронный // Кокурицу ко:бунсёкан дэдзитару а:каибу [сайт]. URL: https://www.digital.archives.go.jp/img/681454 (Дата обращения: 02.08.2023).

 

Гимукё:ику сёгакко но кё:каё:тосё но мусё: соти ни кансуру хо:рицу Сё:ва сандзю: хати нэн сэйрэй дай ити хати ни го: (Закон о бесплатном обеспечении учебниками школ обязательного образования, правительственный указ №182 от 1963 г.). – Текст : электронный // Кокурицу ко:бунсёкан дэдзитару а:каибу [сайт]. URL: https://www.digital.archives.go.jp/img/683480 (Дата обращения: 02.08.2023).

 

Кё:ику иинкай хо: сё:ва нидзю:сан нэн хо:рицу дай итинанарэй го: (Закон о советах по вопросам образования от 1948 года № 170). – Текст : электронный // Кокурицу ко:бунсёкан дэдзитару а:каибу : [сайт]. – URL: https://www.digital.archives.go.jp/img/130618 (Дата обращения: 02.08.2023).

 

Кё:ику кихон хо: сё:ва нидзю:ни нэн хо:рицу дай ниго го: (Основной закон об образовании от 1947 года № 25). – Текст : электронный // Кокурицу ко:бунсёкан дэдзитару а:каибу : [сайт]. – URL: https://www.digital.archives.go.jp/img/681071 (дата обращения: 02.08.2023).

 

Ситё:сонрицу гакко: сёкуин кю:ё футан хо: сё:ва нидзюсан нэн хо:рицу дай итисанго го: (Закон об ответственности за выплату заработной платы работникам муниципальных школ от 1948 года № 135). – Текст : электронный // Кокурицу ко:бунсёкан дэдзитару а:каибу : [сайт]. – URL: https://www.digital.archives.go.jp/img/130575 (дата обращения: 02.08.2023).

 

Сякай кё:ику хо: сё:ва нидзю:си нэн хо:рицу дай нирэйнана го: (Закон об общественном просвещении от 1949 года № 207). – Текст : электронный // Кокурицу ко:бунсёкан дэдзитару а:каибу : [сайт]. – URL: https://www.digital.archives.go.jp/img/132677 (дата обращения: 02.08.2023).

 

Тихо: кё:ику гё:сэй но сосики оёби унэй ни кансуру хо:рицу сё:ва сандзю:ити нэн хо:рицу дай итирокуни го: (Закон об организации и деятельности местных управлений образования от 1956 года № 162). – Текст : электронный // Кокурицу ко:бунсёкан дэдзитару а:каибу : [сайт]. – URL: https://www.digital.archives.go.jp/img/680583 (дата обращения: 02.08.2023).

 

Система Orphus

Загрузка...
Вверх